Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС
статья на тему

Чернышкова Юлия Васильевна

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_kontekste_fgos.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

Чернышкова Юлия Васильевна,

 старший воспитатель,

филиала «Детский сад «Семицветик»

ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка

М.р. Волжский, Самарской области

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28].

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования.

И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

 Воспитатели являются первыми помощниками родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [8, с. 52].  

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [7].
        Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями  [5]. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
        В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
•    обеспечить открытость дошкольного образования; 
•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
 

Проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

        Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.    Повышение педагогической культуры родителей.

3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
        Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой 
мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родители участвуют в совместных проектах с детьми на различные темы.

Открытость на сайте учреждения, показывает, чем занимаются наши воспитанники в детском саду, какую образовательную  программу реализует наш коллектив.  Анкетирование по оценке качеством учреждения, помогает сотрудникам выявить пробелы в работе ( видны новые точки соприкосновения и то над чем, нужно работать в дельнейшем).

Формальное общение исчезает. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
        И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

        Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни детского сад и ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. - Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  3. Изотова Ю.С.,.Баратели Т.А, Замышляева М.Е. «Система организации детско-родительских мероприятий» - С – Петербург, издательство «Детский прогресс», «Дошкольная педагогика», 2013г., №5.
  4. Свирская Л. Шпаргалки для родителей  - М.  Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.
  5. «Требования ФГОС ДО к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы» - М.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, , 2014 г. , №4
  6. ФЗ Российской Федерации от 29.12.202 «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ – статья 17.
  7. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» / - С-Петербург,  Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"

Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО".

Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС"

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...