Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС
методическая разработка на тему
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_kontekste_fgos.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.
Подготовила старший воспитатель Е.В.Янченко
МБДОУ ЦРР детский сад № 182
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский садобязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с новыми формами работы с родителями.
2. Повышение педагогической компетентности родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Как показала наша практика эффективными формами и технологиями взаимодействия с родителями являются:
- интернет-технологии. Быстрое развитие техники и расширение функциональных возможностей позволяет широко использовать её в работе: во время лекций, практических семинарах, при самоподготовке и для контроля. Интернет-технологии помогают при изучении какой-либо темы, при обмене опытом;
- наглядно-информационные и аудио-визуальные технологии - создание и демонстрация видеофильмов, презентаций информационного и обучающего характера;
- технология проектирования. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Темы проектов самые различные - как более конкретные («Психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению», «Музей и дети», «Математика в сказочных образах»), так и достаточно абстрактными («В гармонии с природой», «Свой край - люби и знай»), как более близкими практическому опыту детей («Поиграем с пальчиками», «Творческая мастерская», «Почемучка», «Дерево» и др.), так и удалёнными («Космос», «Волшебная Астрономия» и др.). Тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя и родителей (что считают важным для развития ребёнка).
На практике мы убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Также метод проектов способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями и даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Но одной из наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Родительской Академии» в ДОУ, где происходит приобщение всех участников процесса к совместной деятельности, предоставляется возможность реализовать их право на участие в жизни ДОУ, что в свою очередь стимулирует к самообразованию и обмену опытом, т.е. повышение педагогической компетенции.
Темы заседаний планировались исходя из результатов опроса родителей. На заседания приглашались специалисты с кафедры Педагогики и методики дошкольного образования БГПУ им. М. Акмуллы. Такие широкие социальные контакты обогатили знаниями всех участников, создали положительную эмоциональную атмосферу. Деятельность «Родительской Академии» показала жизненную необходимость и практическую значимость взаимодействия ДОУ и семьи.
Таким образом, инновационные формы работы с семьей, способствовали повышению разъяснительной и просветительской деятельности в работе с родителями в рамках психолого-педагогического просвещения, ориентировали на сближение образовательных позиций и взглядов родительского коллектива и педагогов, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников.
Удалось вовлечь родителей в образовательный процесс, результаты которого дали возможность воспитанникам значительно улучшить показатели освоения содержания и задач образовательных областей программы.
Наибольшая группа родителей стала активно сотрудничать с педагогами, включаться в различные формы совместной работы. Также важным показателем эффективности данной деятельности является повышение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...
Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...
Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО".
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС"
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформиров...
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.» (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ) 2015-2016 УЧ.ГОД
laquo;ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.»...