Сообщение на тему "Взаимодействие родителей и педагогов в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению"
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ЗАВЕРЯЮ___________
Заведующий МДОУ «Детский сад №1
комбинированного вида» ЗАТО Шиханы
Синусова Н.Н
Сообщение
на тему
«Взаимодействие родителей и педагогов в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению»
(родительский клуб «Зеленый огонек»)
Подготовила : воспитатель Штабеева В.П.
Дата проведения : 26.11.2012г.
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты и поэтому дети раннего возраста часто болеют.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Прежде чем отдать ребенка под опеку педагогов яслей, необходимо провести соответствующую подготовку. Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитателе сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.
Кроме того, важно знать, что различают три степени прохождения адаптационного периода:
* Легкая степень адаптации: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, самостоятельно идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
* Средняя степень адаптации: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более двух раз сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменяется или частично снижается.
* Тяжелая степень адаптации характеризуется значительной длительностью от двух до шести месяцев и более, и тяжестью всех проявлений: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду, нарушение сна, питания, проявление отрицательных эмоций в общении, боязнь пространства, частые заболевания, снижение веса.
Мы стремимся к тому, чтобы период адаптации к новой среде у наших детей принимал легкую стелены и стараемся предупредить и не допустить проявлений тяжелой формы адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному привыканию его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к посещению детского сада; формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Длительность периода адаптации зависит от ряда многих причин:
- от особенности высшей нервной деятельности и возраста ребенка
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы
- от состояния здоровья
- от резкого различия домашней и садовской обстановки
- от разницы в методах воспитания.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Известно, что поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, эмоциональное благополучие, налаживание взаимоотношении с педагогами и сверстниками. Эти тревоги закономерны, т.к. поступление в детский сад - сложный период в жизни младшего дошкольника. Его жизненный опыт не велик и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Ведь поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети, чужие взрослые-педагоги, музыкальный руководитель, медицинская сестра.
В первые дни предлагается приводить ребенка на несколько часов. Мама остается в группе, чтобы поиграть с малышом, помочь ему познакомиться с другими детьми и воспитателями. С каждым днем время пребывания увеличивается, для эмоциональной стабильности можно дать ребенку домашнюю игрушку или книжку - «кусочек дома». Постепенно малыш привыкает к окружающим его взрослым и детям, начинает участвовать в занятиях, играть с детьми, обедает. На второй неделе остается на дневной сон. Необходимо дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
Уже в первые недели пребывания в детском саду малыш чувствует постоянную помощь и заботу о нем со стороны взрослых, их готовность приласкать, успокоить. Чем скорее ребенок почувствует доверие к воспитателю, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни.
В адаптационный период важно заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности, ему необходимо знать, что его ждут в детском саду: ему рады и взрослые, и дети, и игрушки.
Известно, что маленький ребенок очень нуждается в ощущении защищенности, которое, как правило, связано с домом, родителями, самым близким человеком - мамой. Когда малыш впервые приходит в детский сад, он остро переживает расставание с семьей. Это нормальное явление. Комфортность психологического и физиологического состояния ребенка восстанавливается быстрее, если ему ежедневно внушают мысль о том, что его очень ждут в детском саду, хотят с ним поговорить, поиграть, показать интересные игрушки и т.д. Именно ожидание ребенком чуда, чего-то интересного помогает ему быстрее адаптироваться. Приход в детский сад должен быть личностно мотивированным желанием ребенка, у него должно возникнуть ощущение того, что он сам выбрал приход сюда.
Очень важно помочь малышу почувствовать себя спокойно в коллективе сверстников. Это достигается с помощью обстановки, радующей и восхищающей ребенка, побуждающей его делиться своими впечатлениями с окружающими.
Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития - в помощь воспитателю предлагаются анкеты. Так же проводятся родительские собрания, беседы, консультации, папки-передвижки, выставки, патронат детей.
Чтобы ребенок как можно быстрее привык к детскому саду, воспитатели и родители должны взаимодействовать в одном направлении.
Самое главное - положительный настрой на посещение детского сада: если вы верите, что детский сад - это самое лучшее место на земле для вашего малыша, так же будет считать и он, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а целью выяснить, как вам лучше скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка. Поддерживайте малыша в период адаптации, меньше обращайте внимание на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.
Терпения Вам и оптимизма!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458836-1403181104.jpg)
Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.
Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни и даются практические рекомендации по решению дан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/09/picture-1009823-1518189519.jpg)
Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учрежденииПочему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?Вопрос ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278586-1602732226.jpg)
Памятка родителям 1 на период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Дорогие родители, следуйте рекомендациям специалистов для снижения тревожности детей в период адаптации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278586-1602732226.jpg)
Памятка родителям 2 на период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Дорогие родители, следуйте рекомендациям для снижения тревожности детей в период адаптации к дошкольному учреждению....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/13/picture-295974-1713036200.jpg)
"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста: сопровождение семьи в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении"
quot;От того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний м...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/23/picture-1403420-1650730170.jpg)
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...