Семинар практикум для педагогов в рамках годового плана "От слова к музыке, от движения к мышлению"
материал на тему

Каргальская Надежда Константиновна

На семинаре-практикуме педагоги познакомились с музыкально-речевыми играми по методике Карла Орфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_rechevye_igry.docx20.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Музыкально-речевые игры по методике К.Орфа

 «От слова к музыке, от движения к мышлению»

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста путём речевых игр. 

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих

нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более

легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита и речь.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, ритмических упражнений.

Ритм присутствует во всех разделах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.


Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько речевых упражнений и игр по системе Карда Орфа, которые можно проводить в группах.

Игра «Приветствие»

Перед упражнением нужно выучить фразу: «Таба-таба-дам здравствуйте!» Затем добавить ритм в виде шлепков и хлопков. На слова «Таба-таба-дам»-поочерёдно шлёпать по ногам, на слово «здравствуйте»-хлопнуть 3 раза по ладошкам соседа.

Дети стоят по кругу. Начинает педагог, двигаясь к ребёнку, стоящему справа, как бы закручиваясь. Дети делают тоже самое, пока со всеми не поздороваются, постепенно образуя новый круг.

Игра с палочками «НОЖКИ»

(Педагог начинает речевую игру задавая вопрос, дети отвечают на него ритмично играя на палочках.)

Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.


                                   Игра с кубиками «Берём-отдаём»

(Дети сидят по кругу на ковре)

Положить перед детьми по одному кубику. Приготовить правую руку, левую спрятать за спину. Начать передавать кубики, произнося слова «Берём, отдаём». Тоже самое повторить с левой рукой.

Можно добавить стишок:

Как у деда Ермолая,

Вся семейка не большая

Только сам да сама,

Только кум да кума.

Да два сына с усами

Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи,

Поедают калачи.

Игра «Музыкальные молоточки»

(Дети сидят по кругу.)

(Педагог начинает речевую игру произнося стих. Дети продолжают с игрой на молоточках)

Дятел сядет на сучок:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Дятел, смотрит, где жучок?

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Над дубравой сильный град:

Туки-туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба жёлуди летят:

Туки-туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук, тук да тук, тук, тук да тук!

Без гвоздей, без топора:

Тук, тук да тук, тук, тук да тук!

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой семинар-практикум для педагогов "Становление ценностей здорового образа жизни"

Данный семинар-практикум предназначен для педагогов и расчитан на три семинара в году. Он предполагает активный вид работы, в ходе которорого рассматриваются теоретические вопросы здоровья и образа жи...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто не...

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения на развитие логического мышления"

В последнее время педагоги все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в  анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сос...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)»....

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...