Педагогическая находка
план-конспект занятия по теме
В данном разделе представлен опыт работы по физической культуре - система последовательного развития физических качеств у дошкольников. Система прослеживается в НОД, дополнительном образовании и самостоятельной деятельности детей по карточкам на развитие физических качеств:
1.Рабочая программа культурной практики "Спинкт-тростинки" разработана в 2014 г. и успешно внедряется в дополнительно образовательном процессе. Культурная практика направлена на укрепление всех мышечных групп детей дошкольного возраста и на развитие основных физических качеств.
2.Представленный конспект НОД по физической культуре в старшем возрасте отражает систему работы по использованию картотеки на развитие физических качеств.
3. Картотека упражнений для развития физических качеств для детей среднего и старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Спинки-тростинки" | 62.8 КБ |
Конспект НОД "Тренировка юных футболистов" | 28.03 КБ |
Картотека упражнений на средний возраст | 947.03 КБ |
Картотека упражнений на старший возраст | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы 2
2. Пояснительная записка 3
2.1 Актуальность 3
2.2 Цель 7
2.3 Задачи 7
2.4 Новизна 7
2.5 Отличительная особенность 8
2.6 Режим занятий 8
2.7 Возрастные особенности детей 6-7 лет 9 2.7 Формы проведения оздоровительной гимнастики 11
2.8 Ожидаемый результат 12
3 Перспективно - тематический план 13
3.1 План мероприятий по взаимодействию с родителями 15
3.2 Планирование материала на 1 квартал учебного года 16
3.3 Планирование материала на 2 квартал учебного года 17
3.3 Планирование материала на 3 квартал учебного года 18
3.4 Схема планирования занятий 19
4 Критериальная база 20
4.1 Определение уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности 20
4.2 Контрольные тесты для оценки специальных физических качеств 20
4.3 Врачебный контроль 21
5 Содержание образовательной программы 22
Приложение
1 Формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета
2 Точечный массаж
3.Развитие гибкости
4. Гимнастика для ног
5. Формирование навыка рационального дыхания
6 Нормализация эмоционального тонуса
7.Формирование мотивации к занятиям оздоровительной гимнастикой
8. Анкетирование для родителей
9.Комплексы оздоровительной гимнастики
10 Список литературы.
Паспорт
рабочей программы «Спинки – тростинки»
по коррекции осанки у детей 6 -7 лет средствами
оздоровительной гимнастики
Наименование образовательного учреждения, в котором разработана программа | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Муравленко. |
Основание для разработки рабочей программы | Федеральный закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г. ст. 2.14, ст 10.7, ст12.4,5). Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко». Основная образовательная программа дошкольного образования (утверждена решением Педагогического совета протокол от 27.08.2014 года №1). Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13. ФГОС ДО (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155). Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ). |
Полное название дополнительной образовательной программы | Рабочая программа кружка по коррекции осанки у детей 6 -7 лет средствами оздоровительной гимнастики. |
Уровень, № протокола, дата утверждения дополнительной образовательной программы | Утверждена научно – методическим советом МДОУ ЦРР ДС «Солнышко», протокол № 1 от 15.09.2009. Изменения и дополнения утверждены на НМС МБДОУ «ДС «Солнышко» протокол от 16.09.2014. № 1. |
Целевая направленность дополнительной образовательной программы | Создание условий для формирования ценностного отношения детей 6-7лет к здоровью и здоровому образу жизни, внедрение мероприятий, направленных на укрепление – опорно-двигательного аппарата. |
Адресная направленность | Дети старшего дошкольного возраста (6- 7 лет) |
Срок реализации программы | 1 год |
Автор составитель программы | Глебова Екатерина Сергеевна, воспитатель по физической культуре. |
Год разработки программы | 2014 год, город Муравленко |
Актуальность
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Отличительной особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В то же время ряд причин, среди которых повышенная профессиональная занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов лечебной физической культуры препятствует их своевременной реабилитации.
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях общеобразовательного учреждения – детского сада, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных образовательных учреждениях не превышает 10%, в средней школе – 6%, а среди старшеклассников их всего 3-5%. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и причин этому много: сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, рост числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Особое место в ряду факторов, провоцирующих заболеваемость детей, занимает гиподинамия - недостаток двигательной активности. Она вызывает нарушение функций опорно-двигательного аппарата, систем дыхания и кровообращения, пищеварительной и гормональной функций. И дома и в детском саду дети большую часть времени проводят в статичном положении. Статические нагрузки приводят к нарушению осанки, искривлению позвоночника и другим нарушениям. Помимо прямого ущерба здоровью, недостаток двигательной активности порождает дефицит эмоций, а вместе с ним различного рода детские стрессы.
Наиболее распространены в дошкольном возрасте такие отклонения, как нарушение осанки и плоскостопие. Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь. Коррекция дефектов осанки – не только задача физического воспитания, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормального функционирования организма. Вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться приоритетными. Особенно актуально решение этих задач для жителей районов Крайнего Севера, где из-за нехватки кислорода и короткого светового дня снижены резервы организма, а следовательно, страдает здоровье, особенно здоровье детей.
Потребность в занятиях физическими упражнениями обусловлена врождёнными механизмами развития ребёнка, которое возможно только в условиях двигательной активности. Эта потребность с возрастом снижается. Поэтому формирование начальной здоровьесберегающей компетентности, осознанных мотиваций и ценностных ориентаций на занятиях физическими упражнениями становится важнейшей задачей образовательного процесса.
Данная рабочая программа составлена с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (далее ФГОС ДО[1]) и предусматривает интеграцию образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Рабочая программа «Спинки-тростинки» в соответствии с ФГОС ДО предполагает решение, как задач области «Физической развитие»:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
3. Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. С этой целью был разработан годовой план мероприятий по взаимодействию с родителями, который предусматривает различные формы работы.
Так и одновременное решение задач других образовательных областей:
• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при использовании инвентаря («Безопасность») ;
• создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация») ;
• участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд») ;
• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание») ;
• проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье») ;
• игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы») ;
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество») ;
• игры и упражнения под музыку, проведение подвижных игр и коррекционных упражнений под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка») .
В условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо уделять особое внимание созданию условий для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата на ранних стадиях развития. Кружок оздоровительной гимнастики направлен на достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка. В ходе проведения оздоровительной гимнастики решаются следующие задачи:
- Укрепление здоровья детей, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.
- Активизация функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
- Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.
- Формирование и закрепление правильной осанки: достичь автоматизма при выполнении жизненно необходимых положений и движений.
- Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.
- Овладение основными двигательными навыками и умениями.
Цель рабочей программы – создать условия для формирования ценностного отношения детей 6-7лет к здоровью и здоровому образу жизни, внедрить мероприятия, направленные на укрепление – опорно-двигательного аппарата.
Задачи рабочей программы:
1. Организация оздоровительных мероприятий направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата.
2. Формирование начальной здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста.
3. Повышение компетентности педагогов и родителей, установление единства в подходе к оздоровлению детей в детском саду и дома.
Новизна рабочей программы заключается в систематизации материала по оздоровительной гимнастике, использовании авторских занятий оздоровительной направленности, а также формировании мотивационной готовности дошкольников к оздоровительной деятельности и установлении единства в подходе к оздоровлению детей в детском саду и дома:
- Создание условий для стимулирования активности ребенка, обеспечение включенности ребенка в выбор форм оздоровительной деятельности, оценку полученных результатов, личностных достижений, дальнейших перспектив.
- Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей активность ребенка, реализацию им своих интересов и потребностей.
- Использование на занятиях оздоровительной гимнастикой комплекса упражнений направленных на укрепление сводов стопы, дыхательной гимнастики, точечного массажа, упражнений на формирование навыка правильной осанки, упражнений на укрепление мышц туловища, упражнений на развитие равновесия и координации движений, упражнений на расслабление мышц.
- Использование сюжетных и игровых моментов на занятиях по оздоровительной гимнастике.
- Распространение информационных листов, буклетов для родителей с рекомендациями по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в домашних условиях.
- Организация работы по определению состояния здорового образа жизни в семьях воспитанников, использования рекомендаций для оздоровления детей, создания условий для оздоровления детей в домашних условиях (анкетирование, опросы, посещение семей воспитанников).
- Проведение мастер – класса для родителей и педагогов, с целью расширения их знаний, повышение уровня здоровьесберегающей компетентности.
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что совершенствована критериальная оценка качества проводимых профилактических мероприятий с учетом компетентностного подхода.
Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата на ранних стадиях развития – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.
Режим занятий для детей 6-7 лет составлен в соответствии с требованиями СанПиН.. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительность занятия 25 -30 минут. Квартальное планирование состоит из 12 занятий, годовое - из 36 занятий. Курс оздоровительной гимнастики делится на три периода: подготовительный – 2 месяца, где используются знакомые упражнения с небольшим количеством повторений; основной- 4 месяца и заключительный- 2 месяца, где происходит совершенствование и закрепление навыка правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений. Продолжительность образовательного процесса составляет 1 год, это связано с тем, что во-первых мед.осмотр у детей, на основании которого набирается группа для занятий, проводится к подготовительной группе, а во-вторых в этом возрасте дети более осознанно подходят к выполнению упражнений, достижению положительных результатов, и именно перед школой, очень важно максимально укрепить опорно-двигательный аппарат. Оценка качества проводимых оздоровительно - профилактических мероприятий с учетом компетентностного подхода проводится воспитателем по физическому воспитанию два раза в год (сентябрь, апрель). Эффективность кружковой работы оценивается после осмотра детей врачом-ортопедом и по динамике развития физической подготовленности детей. При оценке физической подготовленности детей используются следующие тесты: тест скоростных качеств (бег на дистанцию 30-60м.), тест на определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), тест на определение подвижности позвоночника (наклон туловища вперед из положения, стоя при выпрямленных коленях), тест на определение силы мышц спины («лодочка»), тест на определение силы мышц живота («складочка»). Все тесты проводятся в начале и конце учебного года (сентябрь и апрель). В мае проводить тесты не следует, так как к этому периоду наступает общая утомляемость организма, и показатели могут быть отрицательными.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребёнок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий.
На 7-м г. у ребёнка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Ребёнок прослеживает движения последовательно, выделяет разные его фазы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Всё это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведёт к овладению детьми техникой сложных по координации движений.
Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинается интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела. Многих детей привлекает результат движений. Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. Регулярные занятия в предыдущие годы способствуют увеличению показателей физической подготовленности детей.
Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе упражнений. Нередко для ребёнка привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.
Образование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах начинается на 1 году жизни и продолжается до 6-7 лет. Скелет ребёнка дошкольного возраста состоит в значительной степени из хрящевой ткани, поэтому он легко деформируется вследствие действия неблагоприятных условий. Если не учитывать этих особенностей ребёнка и не заниматься правильным физическим воспитанием, то появляются нарушения осанки, происходит неправильный рост костей. У детей мышцы - разгибатели развиты недостаточно и довольно слабы, поэтому ребёнок часто принимает неправильные позы. К 6 годам значительно развивается мускулатура, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.
Формы проведения оздоровительной гимнастики:
- диагностические занятия - сдача контрольных нормативов,
- игровые занятия – подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки, на развитие координации движений, на овладение навыками пространственной ориентировки, на развитие сохранных анализаторов и т.д.
- сюжетно-игровые занятия – занятие на основе сюжета и игровых ситуаций,
- занятия круговой тренировки – выполнение упражнений по заданию, самостоятельно,
- гимнастические занятия – с использованием различного гимнастического инвентаря,
- занятия с использованием ИКТ.
Особое внимание при организации занятий уделяется осознанию детьми ценности здоровья и здорового образа жизни, формированию начальной здоровьесберегающей компетентности. На занятиях осуществляется работа по профилактике и оздоровлению детей:
- во взаимодействии с детьми учитываются их возраст и индивидуальные особенности;
- формируются элементарные представления о своем теле, некоторых особенностях его строения;
- происходит обогащение двигательного опыта детей освоением разных способов выполнения движений.
- выявляется динамика состояния здоровья и физического развития каждого ребенка;
- обеспечивается согласованность в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ;
- варьируется нагрузка в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдения за их самочувствием;
- группа детей формируется на основе состояния их здоровья, в соответствии с медицинскими показателями;
- работа в кружке направлена на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.
На занятиях детям предоставляется возможность самостоятельно использовать: приобретенные умения и навыки, воображаемые ситуации, игровые образы, предметы, спортивные снаряды для самостоятельной двигательной деятельности.
В повседневной жизни и деятельности, происходит поощрение детей, поддержание положительных эмоций и чувства «мышечной радости».
Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Охватывает физическое развитие, которое включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, становление ценностей здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
- улучшение у детей 6-7 лет индивидуальных результатов в контрольных тестах для оценки специальных физических качеств;
- формирование начальной здоровьесберегающей компетентности у детей 6 - 7 лет;
- повышение компетентности педагогов и родителей, установление единства в подходе к оздоровлению детей в детском саду и дома.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по проведению оздоровительной гимнастики с детьми 6-7 лет
Занятия кружка проводятся в соответствии с требованиями
СанПиН [2].один раз в неделю во второй половине дня, длительность занятия 25 - 30 минут. Квартальное планирование состоит из 12 занятий, годовое - из 36 занятий.. Курс оздоровительной гимнастики делится на три периода : подготовительный – 2 месяца, где используются знакомые упражнения с небольшим количеством повторений; основной- 4 месяца и заключительный- 2 месяца, где происходит совершенствование и закрепление навыка правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений. Продолжительность образовательного процесса составляет – 1 год. Оценка качества проводимых профилактических мероприятий с учетом компетентностного подхода проводится два раза в год (сентябрь, апрель).
Таблица 1
МЕСЯЦ | МЕРОПРИЯТИЕ | ЧАСЫ |
сентябрь |
|
|
октябрь |
|
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
|
|
январь |
|
|
февраль |
|
|
март |
|
|
апрель |
|
|
май |
|
|
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ
Таблица 2
Месяц | Мероприятие |
СЕНТЯБРЬ | Родительское собрание. Тема «Здоровый дошкольник». Анкетирование родителей. «Условия здорового образа жизни в семье», с целью выяснения состояния здорового образа жизни в семьях воспитанников. |
ОКТЯБРЬ | Мастер – класс. Тема «Красивая осанка». Индивидуальные консультации. |
НОЯБРЬ | Семинар-диспут. Тема «Оздоровление дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни». |
ДЕКАБРЬ | Совместные оздоровительные прогулки на лыжах. Индивидуальные консультации. |
ЯНВАРЬ | День открытых дверей (открытые просмотры детской деятельности). Викторина по знанию основ здорового образа жизни. |
ФЕВРАЛЬ | Выставка рисунков. Тема «Физкультура в семье», с целью вовлечения родителей в процесс оздоровления. Оформление информационных стендов. |
МАРТ | Совместные занятия оздоровительной гимнастикой родителей и детей: «Ребятам о зверятах». |
АПРЕЛЬ | Участие родителей в изготовлении нестандартного оборудования. Совместное спортивное развлечение. «Страна физкультурия». |
МАЙ | Круглый стол. Тема «Растим здорового ребенка». Анкетирование родителей. «За здоровый образ жизни!», с целью определения эффективности данных рекомендаций по оздоровлению детей. |
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА
ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА 1 КВАРТАЛ УЧЕБНОГО ГОДА
Таблица 3
Основные виды движений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
сентябрь | октябрь | ноябрь | ||||||||||
диагностика, отбор детей по показаниям врача | + | + | + | + | ||||||||
упражнения на формирование навыка правильной осанки | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
упражнения на дыхание | + | + | + | + | + | + | ||||||
упражнения для укрепления стоп | + | + | + | + | + | + | ||||||
упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса | + | + | + | + | + | + | ||||||
выработка стереотипа правильной походки | + | + | ||||||||||
точечный массаж | + | + | ||||||||||
подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
упражнения на расслабление | + | + |
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА
ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА 2 КВАРТАЛ УЧЕБНОГО ГОДА.
Таблица 4
Основные виды движений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
декабрь | январь | февраль | ||||||||||
упражнения на формирование навыка правильной осанки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
упражнения на дыхание | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
упражнения для укрепления стоп | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
упражнения для укрепления мышечного корсета | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
выработка стереотипа правильной походки | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
массаж рук и стоп | + | + | + | + | + | + | ||||||
точечный массаж | + | + | + | + | + | + | ||||||
упражнения на расслабление | + | + | ||||||||||
упражнения на развитие общей и силовой выносливости | + | + | + | + | + | + | ||||||
упражнения с использованием гимнастического инвентаря: -гимнастические палки; -скамейки; -гантели; -мячи; -ортопедические мячи. | + | + | + | + | + + | + + | + | + | + | + | ||
упражнения на развитие равновесия и координации движений | + | + | + | + | ||||||||
подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + |
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА
ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА 3 КВАРТАЛ УЧЕБНОГО ГОДА.
Таблица 5
Основные виды движений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
март | апрель | май | ||||||||||
упражнения на формирование навыка правильной осанки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
упражнения на дыхание | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
упражнения для укрепления стоп | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
упражнения для укрепления мышечного корсета | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
выработка и закрепление стереотипа правильной походки | + | + | + | + | ||||||||
массаж рук и стоп | + | + | + | + | + | + | ||||||
упражнения на расслабление | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
упражнения на развитие гибкости и подвижности позвоночника | + | + | + | + | ||||||||
упражнения с использованием гимнастического инвентаря: -набивные мячи; -гимнастическая стенка; -наклонная доска; -ортопедические мячи | + + | + + | + | + | + | + | + + | + + | ||||
упражнения на развитие равновесия | + | + | ||||||||||
подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
упражнения на укрепление верхнего плечевого пояса | + | + | + | + | ||||||||
упражнения на тренировку силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины | + | + | + | + | ||||||||
упражнения на развитие ловкости и координации движений | + | + |
СХЕМА
планирования занятий на учебный год по оздоровительной гимнастике
для детей 6 -7 лет
Таблица 6
Комплексы упражнений | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1-2 | + | |||||||
3-4 | + | |||||||
5-6 | + | |||||||
7-8 | + | |||||||
9-10 | + | |||||||
11-12 | + | |||||||
13-14 | + | |||||||
15-16 | + | |||||||
17-18 | + | |||||||
19-20 | + | |||||||
21-22 | + | |||||||
23-24 | + | |||||||
25-26 | + | |||||||
27-28 | + | |||||||
29-30 | + | |||||||
31-32 | + |
КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
по оценке качества проводимых профилактических мероприятий с учетом компетентностного подхода
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Таблица 7
Показатели | Оценочные критерии: |
Ребенок проявляет активность в выбранных видах деятельности | 0 -ребенок не демонстрирует умение; 2-демонстрирует редко; 3-демонстрирует относительно некоторых видов деятельности; 4-демонстрирует часто; 5-демонстрирует постоянно. |
Ребенок осознает пользу движений и используемых упражнений | |
Использует полученные знания в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности | |
Умение контролировать правильную осанку | |
Излучает бодрое эмоциональное состояние, уверенность, положительный настрой |
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подвижность позвоночного столба - наклон туловища вперед из положения, стоя при выпрямленных коленях.
Определяется по степени наклона туловища вперёд. Испытуемый в положении стоя на скамейке, наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается со знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+) .
Бег на 30 м. – для оценки быстроты, скоростных качеств.
На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Время фиксируется секундомером.
Прыжок в длину с места – на определение скоростно-силовых качеств.
Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с сильным взмахом руками вперед-вверх и приземляется на обе ноги. Измеряется результат между линией отталкивания и отпечатком ног при приземлении (по пяткам) в см. Засчитывается лучшая из двух попыток. Приземление обязательно выполнять на маты.
Определение силы мышц спины.
Тест оценивается по продолжительности нахождения в положении «лодочка» (лежа на животе, руки и ноги при этом прямые и подняты от пола). Секундомер включается в момент поднятия рук и ног от пола и выключается в момент их опускания. Результат засчитывается в секундах. При выполнении этого теста следить, чтобы дети не задерживали дыхание.
Определение силы мышц живота («складочка»).
Из положения, лежа на спине, руки выпрямлены за головой, а ноги прижаты к полу. Взмахом рук вперед принимается положение сидя и наклоном вперед необходимо тянуться к носкам. После этого принимается исходное положение. Засчитывается число правильно выполненных подъемов («складочек»). Тест выполняется лежа на матрасе, пятки прижаты к полу, при возвращении в исходное положение фиксировать голову, чтобы не удариться головой об пол.
3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ (комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников).
1.Визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е. Рутковской, Польша).
Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их. Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки; линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.
2. Визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова).
3. Плантография в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).
Плантограф представляет собой деревянную рамку, на которой натянуто полотно и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится ногами на середину рамки. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму. Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная, если первая линия внутри отпечатка уплощена и обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская.
Содержание рабочей программы направлено на решение одной из основных задач физического воспитания - формирование правильной осанки. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночника и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной позы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и укреплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы.
«Оздоровительная гимнастика» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная гимнастика использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной гимнастики является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.
Задачи оздоровительной гимнастики предполагают реализацию физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей технологии.
Физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.
Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности детей. Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится физкультурно-оздоровительная работа.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
-Подвижные и спортивные игры
-Релаксация
-Гимнастика пальчиковая
-Гимнастика для глаз
-Гимнастика дыхательная
-Гимнастика корригирующая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
-Оздоровительная гимнастика
-Занятия с использованием ИКТ
-Самомассаж
Данная программа соответствует основным принципам здоровьесберегающих технологий:
1.“Не навреди! ”
2.Принцип сознательности и активности.
3.Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
4.Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
5.Принцип доступности и индивидуальности.
6.Принцип систематичности и последовательности.
7.Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
8.Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Чтобы ребёнок начал заниматься без принуждения, его надо заинтересовать. Увлечь можно только чем-то новым, неизвестным, ярким, красочным. Дети в возрасте 5-7лет не готовы к однообразным, требующим определенной выносливости занятиям. Г.И.Щукина (1988) в своей работе отмечает, что интерес к деятельности снимает утомление, в то время как однообразие губит интересное обучение.
Интерес, как правило, угасает, если он не подкрепляется успехами. Поэтому при проведении коррекционной работы используются приемы и упражнения, которые помогают детям сделать первые шаги, обрести уверенность в своих силах. На занятиях коррекционной направленности воспитывается сознательное дисциплинированное отношение к правильной осанке, позе и ходьбе. За качественное выполнение упражнений, с целью поощрения, дети получают жетоны, которые пополняются на протяжении года и на заключительных занятиях, делается анализ, где дети получают приз, который зависит от количества набранных жетонов.
Оздоровительная гимнастика полезна в том случае, если упражнения, исходные положения выполнены правильно, грамотно, четко. Поэтому занятия проводятся с помощью игрового и гимнастического метода, с использованием различного инвентаря. Интерес к занятиям физическими упражнениями у дошкольников обусловлен эмоциональными факторами. У ребенка нет выраженного стремления к превосходству над сверстниками, он не ставит перед собой высоких и долгосрочных целей самоутверждения.
При комплектовании группы учитывается возраст ребенка и наличие нарушения осанки. Кружок посещают дети в возрасте 6-7 лет, в количестве 12 человек, прошедшие медицинский осмотр и проверку исходного уровня физической подготовленности. Занятия направлены на формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата, укрепление сводов стопы, развитие координации движений, улучшение крово- и лимфообращения.
В связи с тем, что время кружковой работы ограничено, родители активно привлекаются к участию в проведении профилактических мероприятий в домашних условиях. Родители осуществляют контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. Для этого в начале учебного года проводится мастер - класс для родителей по обучению упражнениям коррекционной направленности, предлагаются практические рекомендации, которые можно выполнять с детьми дом.
Таблица 8
СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА КОРРЕКЦИОННОГО КРУЖКА «СПИНКИ - ТРОСТИНКИ»
Таблица 9
СИСТЕМА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ
Оздоровительная гимнастика
Раннее осознанное отношение к своему здоровью
Профилактика
заболеваний
Укрепление здоровья детей
Развитие двигательных качеств
Положительная мотивация к занятиям оздоровительной направленности
Профилактика нарушения осанки
Укрепление мышечного корсета
Содействие гармоничному физич.развитию
Привлечение педагогов и родителей к совместному оздоровлению детей
Профилактика плоскостопия
Содействие закаливанию организма
Дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела
Оптимизация двигательной активности
Нормализация работы
сердечно – сосудистой и дыхательной систем
Развитие мелкой моторики рук
Укрепление мышц ног
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155).
[2] Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД по физической культуре в старшей группе
«Тренировка юных футболистов!»
Задачи:
- Оздоровительные-
- профилактика плоскостопия и нарушения осанки;
- укреплять мышечного корсета;
- Образовательные -
- развивать чувство равновесия при ходьбе по тонкому канату с мячом в руках;
- развивать умение выполнять передачу мяча внешней стороной стопы;
- закреплять бег «змейкой» с мячом в руках;
- развивать физические качества: ловкость, гибкость, быстроту, выносливость, силу;
- формировать у детей умение определять и выполнять движения по карточке;
- знакомство с элементами спортивной игры «Футбол»;
- Воспитательные -
- воспитывать у детей чувство потребности в сохранении собственного здоровья;
- приобщение детей к занятиям физической культурой;
- воспитывать решительность, смелость;
- воспитывать патриотические чувства.
Инвентарь и оборудование: проектор, экран, корзины (2 шт.), верёвки (1шт.), футбольный мяч-полотно, метки (3 шт.), ворота (2шт.), футбольный мяч (1 шт.), 3 цветных обруча, эмблемы (10 шт.), карточки – 3 шт., 3 модуля-таблетки, ориентиры (4 шт.), гимнастическая скамейка.
Ход занятия
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1.Вводная часть 3-5 мин. | ||
Дети заходят в спортивный зал, где слышен гул стадиона. В центре расположено полотно в виде футбольного мяча. Дети строятся в одну шеренгу. Инструктор: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна и я очень рада видеть вас. Ребята, вы слышите звуки? Где мы оказались? Смотрите, здесь нас кто-то встречает. (На экране появляется волк-Забивака) Волк-Забивака: Здравствуйте, ребята! Я волк-Забивака, талисман Чемпионата мира по футболу, который в этом году будет проходить у нас в России. Хочу набрать детскую футбольную команду. Каким должен быть футболист? Правильно, он должен быть ловкими, сильными, выносливыми, быстрыми, гибкими и для этого он должен много тренировать.. Вы наверное знаете, что футболом могут заниматься не только мальчики, но и девочки. Сегодня мы проведём настоящую тренировку футболистов, а помогут мне в этом мои друзья:
Вы готовы? Тогда отправляемся на тренировку! И начнём мы её вместе с выносливым слоном. (На экране появляется картинка со слоном) Ход занятия: Инструктор: Напра - во! Налево в обход по залу шагом марш! Ребята, на чемпионат мира команды собираются из разных стран, разными видами транспорта. Каким наземным видом транспорта они могут добраться на соревнования? «Автомобиль»-ходьба на носках, руки перед собой- имитация движения руля. «Поезд»- ходьба на пятках – имитация движение колёс. А на каком воздушном транспорте можно добраться? «Самолёт» - бег друг за другом, руки в стороны А на каком водном транспорте можно добраться? «Корабль» - бег с захлёстыванием голени назад. Инструктор: Молодцы, ребята, отлично справились! Продолжаем ходьбу за мной. На месте стой! Раз, два! Следующую часть тренировки предлагает выполнить сильный лев. Повернитесь лицом к мячу. Футбол, это командная игра, поэтому все упражнения нужно выполнять дружно. Возьмитесь двумя руками за петлю, так, чтобы мяч был натянут, а руки находились снизу. | 15 сек. 15 сек. 15 сек. 15 сек | (У каждого ребёнка на груди приклеен мяч одного из цветов: красный, синий, зелёный) Спина прямая. Спина прямая Руки не опускать, следить за дыханием. Пятки как можно выше |
II. Основная часть 7-9мин. | ||
ОРУ (общеразвивающие упражнения) с нестандартным оборудованием- футбольным мячом: ОРУ 1. И.п.: о.с., руки вниз 1 – руки вверх, встать на носки 2- и.п. 2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз 1 – рывок правой рукой вверх 2 – и.п. 3-4- то же другой рукой. 3. И.п.: ноги вместе., руки перед собой 1-наклон вниз, коснуться руками пола 2- и.п. 4. И.п..: о.с., руки на пояс 1-8 - прыжки друг за другом в одну сторону 1-8 – прыжки в другую сторону. Инструктор: Ребята, вы молодцы, отлично справились. А теперь переходим к основной части нашей тренировки. Её хотят провести сразу 2 помощника: быстрый гепард и гибкая пантера. Потому что в футболе каждый игрок выполняет свою задачу. У вас на футболке мячи разного цвета, найдите метку такого же цвета и встаньте возле неё. У кого синие мячи, вы нападающие. У кого красные, вы защитники, у кого зелёные – вратари. Каждая команда получит задание которое изображено на карточке. Внимательно посмотрите и подумайте, что нужно выполнить. ОВД (основные виды движений)
Уборка инвентаря Построение в одну шеренгу. Инструктор: Ребята, ловкая обезьянка предлагает поиграть в подвижную игру «Самолёты» Подвижная игра «Самолёты» . | 2мин. 4 раза 4 раза 4 раза По 8 раз в одну и другую сторону 4 мин.
| Петля в двух руках. Выполнить взмах. Петля в двух руках. Спина прямая. Петля в двух руках. Колени не сгибать. Прыжки вокруг мяча. Спина прямая. Следим за дыханием Поочерёдно подхожу к каждой команде и помогаю наводящими вопросами определить задание. (Вам понятно, что нужно сделать? Какой инвентарь будет использован? Кто из вас будет объяснять задание?) Стараться, чтобы мяч не покидал обозначенное поле. Точная передача. Спина прямая. Удерживать равновесие. Один ребёнок стоит на воротах и ловит мяч, два других- поочерёдно выполняют удар в ворота. После каждой серии ударов вратарь меняется. Каждая команда убирает свой инвентарь на указанное месть. На полу разложены обручи 3-х цветов. (аэродромы) По сигналу дети выполняют бег, руки в стороны, изображая самолёт. По второму сигналу находят «аэродром» своего цвета и встают в него. Во время выполнения задания педагог меняет расположение обручей. |
III. Заключительная часть 3 мин. | ||
Инструктор: В одну шеренгу, становись! Наша тренировка подошла к концу, послушаем Забивака На экране появляется волк – Забивака: Ребята, сегодня у нас получилась настоящая футбольная тренировка, а вы- настоящая футбольная команда. И за ваше старание я вручаю вам медали. Инструктор: Ребята, Забивака передал мне ваши медали и я вам их с удовольствием вручу. Я, благодаря нашей футбольной тренировке, стала более быстрой. А кто из вас стал сильнее? Кто – выносливее? Кто- более ловким? Вы молодцы! Справимся со всеми заданиями. А теперь нам пора прощаться. До свидания, друзья! | Диалог с детьми, по ходу вручения медалей. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...