Организация и использование экологической комнаты в образовательной деятельности
методическая разработка по теме
Отношение ребенка к окружающей природе формируется с раннего детства. Если в семье есть домашние животные, то малыш играет с ними, в меру своих сил помогает в уходе. Но не всегда есть возможность содержать дома питомца. В такой ситуации отличным выходом будет оформление живого уголка в детском саду. Наблюдая за растениями и животными, дети будут расширять свой кругозор и приобщаться к миру природы.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" п. 6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Однако в отдельных помещениях или в специально отведенных местах можно оборудовать уголки и комнаты природы.
Для того, чтобы ближе познакомиться с обитателями мира природы, узнать о их образе жизни и взаимосвязи живой и неживой природы на базе нашего детского сада в 2013году была создана экологическая комната, работающая по принципу контактного зоопарка. В дальнейшем было разработано положение о работе экологической комнаты и составлен график посещения всеми группами МАДОУ.
При организации такой комнаты мы соблюдали следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимо заводить больных, агрессивных и непредсказуемых в своем поведении животных, а также ядовитые и колючие растения;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляются ежедневно и только персоналом дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_05_pro_ekol._komnatu_-_kopiya_111.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При организации такой комнаты мы соблюдали следующие требования: - животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых; - недопустимо заводить больных, агрессивных и непредсказуемых в своем поведении животных.
Условно все обитатели были разделены на две группы: постоянно обитающие и временно присутствующие. К первой группе относятся животные, живущие в экологической комнате постоянно(хомяки, кролики, птицы и т.п.);
Ко второй – те, которые изъяты из обычных мест обитания для кратковременных наблюдений и в дальнейшем будут выпущены в природу( бабочки, жуки, гусеницы и др.).
Постоянными обитателями уголка природы являются и аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок использованы неприхотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы. Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.).
При запуске аквариума необходимо знать следующие особенности: При подборе обитателей искусственного водоёма, необходимо научиться следить за тем, чтобы физические особенности и жизненные потребности одних питомцев не наносили ущерб другим. К примеру, нельзя совмещать в одном аквариуме одновременно и водные растения, и рыб, которые их поедают. То же касается рыб и хищников, которые на них охотятся. Кроме того, нельзя совмещать рыб с разными требованиями к среде обитания: освещению, температуре, составу воды.
Для систематизации работы экологической комнаты мною было разработано положение, в котором прописаны правила и режим работы данного помещения, а так же написана рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5-6 и 6-7 лет «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ». Кружковая работа ведется два раза в неделю по 30 минут во второй половине дня. Мы проводим познавательные экскурсии для детей из 2 корпуса, участников детских конкурсов, проходящих в нашем учреждении.
В это время в группе с детьми мы решали проблему очистки воды, реализуя наш первый познавательный проект «Родниковая вода». На примере аквариума мы смогли объяснить детям зависимость всего живого от качества воды, рассказать о способе фильтрации воды в аквариуме, рассмотреть аквариум как искусственную модель экосистемы.
После в экологической комнате появились представители пресмыкающихся и земноводных: две черепахи и лягушка. Наблюдения за ними также позволили детям совершить новые открытия о представителях данного вида. Некоторые завели дома питомцев и стали вести за ними регулярные наблюдения. Так Ксюша Л., наблюдая дома за кубинским раком представила свой проект «Почему кубинский рак сбрасывает панцирь?» и на конкурсе детских проектов получила диплом 2 место.
Для наших обитателей экологической комнаты дети выращивают свежую зелень, учатся заботиться о тех, кого приручили. Они очень любят, когда «в гости приходят обитатели живого уголка» с какой-то проблемой или просьбой, а желание помочь любимцам мотивирует детей к разнообразной деятельности.
Наблюдая, у детей возникало много вопросов и как следствие, родился детско-взрослый проект «Кто такие грызуны?», с которым дети выступали сначала в ДОУ, а затем в МАОУ СОШ №46 в научно-практической конференции в 2014 году и получили диплом 2 место.
Были другие интересные исследования и проекты, связанные с экологической комнатой. Так Матвей Ш., изучая микромир , со своим проектом «Волшебный мир под микроскопом» принял участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», который проходил во Дворце детского и юношеского творчества в мае 2016 года и получил Диплом 3 место.
Постепенно животные были приручены, сейчас экологическая комната работает по принципу контактного зоопарка: питомцев можно брать в руки, гладить. Дети учатся бережно обращаться с животными, не причиняя им боли. При этом общение с обитателями вызывает у детей массу положительных эмоций. Учеными университета Миссури ( США) доказано, что уровень серотонина (природного антидепрессанта) в организме человека повышается вдвое после того, как человек погладит животное.
Таким образом , создание экологической комнаты в ДОУ способствует более тесному контакту детей с объектами живой природы, что в свою очередь позволяет воспитывать у детей бережное отношение и любовь к природе, а следовательно и понимать потребность в охране природы, как среды обитания всех живых существ, в том числе и человека. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"...
Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Любая образовательная деятельность, несвязанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомля...
Создание мини-музеев в дошкольных образовательных организациях и использование их потенциала в образовательном процессе. Проект
Жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду....
Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
Информация об опытеУсловия возникновения и становления опыта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» ...
"Использование игр ТРИЗ в образовательной деятельности по экологическому воспитанию"
В методической разработке представлен теоретический и практический материал по внедрению в работу с дошкольниками игр ТРИЗ по экологическому воспитанию....
«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...