Фоновая музыка в жизни детского учреждения
статья
Интересная , разнообразная по характеру фоновая музыка, звучащая в повседневной жизни детского сада обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, активизирует творческое мышление, повышает качество усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fonovaya_muzyka_v_zhizni_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 20.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения»
Музыка в детском саду должна звучать в течение всего дня. Детям очень нравится слушать хорошую музыку в хорошем исполнении. Когда они узнают знакомые произведения, всем сразу хочется сказать, как оно называется, дети испытывают чувство восторга, радости, у них повышается самооценка, и уже формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Ученые, исследуя особенности развития музыкального восприятия ребенка, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях дошкольного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.
При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание (о чём музыка?), средства выразительности (мелодия, темп, ритм).
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используется только звучание музыки фоном. Например, Моцарт Симфония № 40, Шуберт Музыкальный момент.
Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащается «словарь эмоций» ребенка. Например, читая стихи об осени, описывая листопад, можно послушать музыку П.Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» или музыку Свиридова, Вивальди и др. композиторов, сравнить, какими выразительными средствами пользуются композиторы и поэт.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению представлений об исследуемом объекте. Например, Антонио Вивальди в своем цикле «Времена года» передает своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и завывание ветра. (Вивальди «Зима»)
На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Например, по теме «Цирк» можно послушать произведение Д.Кабалевского «Клоуны». (Дать возможность воспитателям нарисовать словами картинку веселого Клоуна)
Во время режимных моментов (утренний приём детей, подготовка к занятиям, ко сну, подъём с дневного сна) фоновое звучание музыки создаёт у детей эмоционально – положительное состояние, комфорт, положительный микроклимат в группе.
Утро. Встреча детей. Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Рано утром родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И если из группы доносится красивая музыка, то настроение у родителей и ребенка поневоле улучшается, ведь давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой вселяет уверенность родителям, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. Бах «Шутка»
Утреннюю зарядку тоже очень хорошо проводить под звучание классической музыки. У П.Чайковского есть замечательная музыка, которая вошла в «Детский альбом». Там огромное разнообразие музыкальных тем, которые можно использовать на утренней гимнастике. «Игра в лошадки», «Полька», «Камаринская» и др.
Прогулка. Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово! Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать. Здесь можно использовать и народную музыку в исполнении оркестра, и композиторскую, и знакомые детские песни.
Сон. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого должна быть подобрана соответствующая музыка – колыбельные, спокойная, нежная музыка русских и зарубежных композиторов-классиков. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление, музыка помогает детям заснуть и просыпаться в хорошем настроении.
Почему в основном предлагаются произведения композиторов-классиков? Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение. Например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А, Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена и др.
Специалисты, изучающие влияние классической музыки на развитие ребенка выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
- улучшается речевая функция;
- улучшается сенсомоторная функция;
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения.
Приложение
Примерный репертуар фоновой музыки:
Подготовка к занятиям:
И.С.Бах. «Ария».
А.Вивальди. «Времена года».
С.С.Прокофьев. «Марш».
Ф.Шуберт. «Музыкальный момент».
В.А.Моцарт. «Гроза», «Симфония №40».
Д.Шостакович. «Прелюдия и фуга фа минор».
П.И.Чайковский «Времена года»- «Весна», «Лето».
Обед, подготовка ко сну:
Ф.Шопен. «Прелюдия ми минор».
Т.Альбинони. «Адажио для органа и струнных».
М.И.Глинка. «Жаворонок».
А.К.Лядов. «Музыкальная табакерка».
К.Сен-Санс. «Лебедь».
Ф.Шуберт. «Серенада».
К.Дебюсси. «Облака».
И.Брамс. «Вальс №3».
А.П.Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.
К.В.Глюк. «Мелодия», мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».
Г.Ф.Гендель. «Музыка на воде».
Подъём:
Ф.Шопен. «Прелюдия №1» опус №28.
П.И.Чайковский. «Шестая симфония», 3 часть.
Р.Шуман. «Детские сцены», «Грёзы».
Э.Григ. «Утро».
П.И.Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
И.Штраус. Вальс «Весенние голоса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фоновая музыка в жизни детского сада.
Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...
Фоновая музыка в жизни детского сада
консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизни детского сада"
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Праздник в дет.саду - это день, наполненный радостью, весельем, музыкой.Но музыка способна украсить повседневную жизнь детского сада...
Фоновая музыка в жизни детского сада
Консультация для воспитателей и родителей...
«Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения»
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные у...
Фоновая музыка в жизни детского сада и дома
Фоновая музыка в жизни детского сада Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи...