Опыт работы " Общение с природой- источник знаний и доброты"
материал на тему
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
(Н.Луконина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marina_-_opyt.docx | 40.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубанова Марина Ивановна воспитатель МКДОУ №15
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Опыт работы
на тему:
«Общение с природой-источник знаний и доброты»
Составлен:
воспитателем
высшей категории
Рубановой М.И.
с.Владимировка
2015г.
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
(Н.Луконина)
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, но взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
Природа – великий учитель!
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, К.Д.Ушинский, был за то, чтобы «ввести детей в природу», сообщая им все доступное и полезное для их развития.
Современные научные исследования свидетельствуют, что дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается и развивается.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – задача детского сада.
Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать живое и растущее.
И, тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался красотой мира насекомых, птиц, их яркими красками. Больно было смотреть, как дети без надобности, неосознанно рвут цветы, ломают ветки деревьев, уничтожают насекомых.
Увидев такое отношение детей к окружающей природе, я задумалась…
У меня возникло желание раскрыть перед каждым моим воспитанником красоту природы и научить ее видеть, сохранять и беречь. Передо мной стал вопрос, с чего начать? Побеседовав с детьми и родителями, понаблюдав за поведением и поступками детей в общении с природой, я стала работать над темой: «Общение с природой – источник знаний и доброты».
Работая с дошколятами разного возраста, я могу с точностью сказать, что далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
1.Ввести каждого ребенка в мир природы, формируя реалистические представления о ее объектах и явлениях.
2. Дать представления того, что человек является частью природного мира, через познавательно-поисковую экспериментальную деятельность.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту и преумножать ее богатства.
Выдвинутые мною задачи подчиненны общей цели:
Формирование человека современного общества с новым экологическим мышлением, умеющего жить в гармонии с природой.
Для решения поставленной цели и задач экологического воспитания я использую прогрессивные педагогические технологии, авторские программы: С.И.Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа». Много информации черпаю из источников Интернет-ресурсов. В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы. Они позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Изучение материала я строю от возраста к возрасту по принципу «от простого – к сложному».
Предметно-развивающая среда является одним из важнейших условий реализации системы экологического образования. В своей группе я старалась создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Я пополнила и обогатила предметно-развивающую среду в группе и на участке:
- Уголок природы, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей;
- экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения;
- природоведческая библиотека (энциклопедии, познавательно-художественная литература);
- различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев;
- мастерилкин уголок, где изготавливаются и выставляются поделки из природного материала;
- Информационный уголок на тему: «Природа-источник доброты»;
- фотоальбомы с фотографиями на темы: «Кто нуждается в нашей защите», «Наши соседи», «Времена года»;
- игры экологического содержания;
- дидактические пособия;
- участвовала в благоустройстве экологической тропы и участка детского сада.
Большое значение в работе по выбранной теме я отвожу организованной образовательной деятельности, где дети учатся правильно строить свои отношения, по-новому смогут взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе.
Я старалась продумать, как сообщить важную информацию, с максимальным использованием яркой наглядности, чтобы вызвать бурю детских эмоций. Рассказывая о природных красотах страны и края, старалась воспитывать чувства национальной гордости за свою страну. Знакомила с огромным вкладом в природоохранную работу при создании сети природных заповедников и национальных парков, где оберегают первозданность природы, как национальное достояние. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я выстраиваю в соответствии с этой мудростью.
Я широко использую опытно - исследовательскую деятельность так, как каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача была и остается не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно - исследовательскую деятельность я включала в игры, занятия, труд детей в уголке природы и на огороде.
Дети стремятся к активной деятельности, я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка.
Приемы исследовательской работы, помогали мне развивать интеллект детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, самостоятельные выводы.
В работе с детьми мною были осуществлены проекты: «Волшебные фасолинки», «Огород на окошке», «Волшебница-вода», «Удивительные насекомые» и другие. Они помогли систематизировать знания детей, произошел перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Мир природы прекрасен! Экологическое воспитание тесно связано с воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Работа по данному направлению осуществлялась в совместной и самостоятельной деятельности во всех режимных моментах. Благодаря экскурсиям у детей развивалась наблюдательность, живой интерес к познанию природной красоты. Увидеть красоту природы, вызвав глубокие переживания и эмоции помогли интересные экскурсии: «Золотой луг», «Зимняя сказка», «Кто нуждается в нашей защите».
Большое место мною было отведено беседам с детьми и наблюдениям.
Находясь на лугу, в парке, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Мы с ребятами совершали игровые путешествия по территории детского сада.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Ребенок, принимая на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях, стараются относиться к животным ласково, нежно с любовью. («Больница для зверят», «Путешествие по морю, встреча с морскими обитателями»).
Немаловажное значение отводила играм с экологическим содержанием. Дети с удовольствием играли в дидактические игры «Из чего мы сделаны», «Береги живое», «Кто где живет?», «Хорошо или плохо», «Зоологическое лото», «Детки на ветке», «Четвертый лишний» и других. В таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуется речь. Особое место отводила многочисленным играм с песком, водой снегом. В них дети приобретали чувственный опыт, узнавали их свойства, например свойства песка: ( цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается и т.д.).
Особое внимание уделяю играм- драматизациям. Я часто провожу с детьми не только драматизацию по сказке, но и учу обыгрывать потешки и небылицы. Но, конечно же, в этой большой работе по экологическому воспитанию детей я использую любимые детьми русские народные сказки и сказки народов России, которые учат добру, трудолюбию, человечности, почитанию взрослых и родителей, смелости и выносливости, любви к природе.
В играх дети познавали многоликий мир природы ближайшего окружения и нашей планеты Земля. Вызванные эмоции не могли не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Труд в уголке природы и на участке тоже дал положительный результат. Дети стали бережно относиться к растениям, сами выражали желание ухаживать за ними. Давая посильные поручения детям, я одновременно побуждала их рассказать о проделанной работе. Меня радовало, что малыши стали правильно называть части растений, их цвет, форму, размер, научились более четко формулировать свою мысли, делать на основе своего опыта выводы и умозаключения.
Эстетический фон для обогащения знаний и эмоций, работая по выбранной теме, создавали произведения писателей, художников, музыкантов, произведения народного фольклора. Это сделало информацию более запоминающейся для детей.
Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключалась в том, чтобы произведениями искусства воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственными и заботиться о сохранении и преумножении красоты природы.
Проведение экологических праздников и развлечений вызывало сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности детей. Важно в таких праздниках было не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько переживание детьми событий, осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
В период детства у дошколят происходит интенсивное социальное развитие при взаимодействии с окружающим, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения. Я, включала в этот процесс не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу. В процессе моей работы у детей развивались важнейшие черты личности такие как: самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризовали уровень их воспитанности. Все это пригодится детям в их взрослой жизни.
Родители являлись первыми помощниками в моей работе. Они принимали активное участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы смогли достичь положительных результатов эмоционального, психологического сближения взрослых и детей. В работе с ними я использовала, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (встречи у самовара, совместные проекты, педагогические гостиные, дни открытых дверей). Особенность экологического поведения детей зависит от положительного примера в поведении самого взрослого. Поэтому я требовательно отношусь к себе и уделяю внимание воспитанию экологической культуры родителей. Только личный пример взрослых, только совместные усилия помогут решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного
Проделанная работа помогла мне, детям и родителям осознать, что экологическое общение с природой – одно из эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Моя задача и родителей была лишь помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, приоткрыть дверь в богатый природный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, через эмоциональные проявления чуткого и бережного отношения к тому, что нас всех окружает.
Все эти старания были направленны на то, чтобы у ребят возникло понимание, что все мы часть природы, а не ее «цари», и нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, уважать все формы природной жизни на нашей планете Земля.
Работая в данном направлении я уже достигла следующих результатов:
- Дети получают необходимые знания о природе, раскрывают все ее тайны и законы;
- Продолжается тесное сотрудничество с родителями;
- Я повышаю педагогическое мастерство;
- Расширилось сотрудничество детского сада с родителями;
- Мой опыт работы обобщен и одобрен коллегами детского сада.
Планы на будущее:
- Продолжать работу по экологическому воспитанию;
- Выйти с опытом работы детского сада и моим на районный уровень.
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. Я знаю, что впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и повлияют на то, какими людьми они вырастут.
В своей работе я изучила и использую следующую литературу:
1.С.И.Николаева. Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юный эколог».Мозаика-Синтез,2002.
2. Программа по экологическому воспитанию дошкольников.
3.В.Н Волчкова, Н.В.Степанова «Экология».
4. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание, 2000.
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу, 1972.
6. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим// Дошкольное воспитание, 2003.
7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим// Дошкольное воспитание, 2005.
8.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
9. О. А.Скорлупова «Зима, осень, весна».
10. Королева А. Земля – наш дом// Дошкольное воспитание, 1998.
11. Т.Г. Кобзева « Организация деятельности детей на прогулке».
он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Луг для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем.
А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга (гусиный лук, пастушья сумка
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я старалась использовать больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе я формирую любовь детей к природе, родному краю. огород
Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней, проанализировать уровень усвоенных знаний. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие у детей чувства доброты, как образца высшей народной мудрости".
В данной статье мы рассказываем о значении фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....
Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»
Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....
Итоговая практико – значимая работа.Проектная деятельность. « Книга – источник знаний».
Проблема: В век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации, таких как интернет, телевидение, разнообразные гаджеты, книга утратила свою первоначаль...
Опыт работы "Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы воспитателя по экологии. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых , педагогов , общественность. Чему и как учить детей , чтобы сформировать ...
Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....
Опыт работы: «Познание детьми природы посредством игрового моделирования и экспериментирования»
Целью работы является показать, как моделирование и экспериментирование способствуют познавательному развитию детей....
Книги о природе как источник знаний.
Книга, прочтенная в детстве, оставляет особо яркие впечатления. Книга развивает мечту, фантазию, эмоционально познавательную деяте5льность, активное отношение к жизни, обогащает знаниями. Сухомлинский...