Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
консультация по логопедии (старшая группа)

Созинова Светлана Владимировна

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ


Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а в последствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются:

- минимальные мозговые дисфункции (ММД);

- перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);

- гипоксические поражения ЦНС;

- рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;

- родовые травмы;

- поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;

- задержки психического развития ребенка;

- ухудшение экологической обстановки;

- социальные причины.

Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-хблоков:

1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.

2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.

3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией - является нейропсихология.

Речь - как известно- одна из высших психических функций человека.

Логопедия - междисциплинарная наука, которая занимается речью и ее патологией.

Использование нейропсихологического подхода в логопедии помогает:

1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.

2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.

3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Коррекционно-логопедическая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции.

1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, су-джок, самомассаж)

Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие., что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулированиеречевых областей в коре ГМ.

2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.

Упражнения«Репка»«Солдат»«Достань яблоко».

3. Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения«Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко»;«Кулак-ребро-ладонь»«Кивки головой» («Покиваем головой, чтобы был в душе покой»).

4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию.

Упражнения«Задуваем свечи»«Трубочка»«Поныряем».

5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.

Упражнения«Рисуем восьмерку»«Глаз на прогулке»«Поиграем глазами».

4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.

5. Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные - направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка»).

Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало»).

Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте»).

6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики).

7. Когнитивные упражнения - способствуют развитию познавательной сферы(памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения).

Упражнения: "Чаша доброты" (визуализация)«Цветная голова»«Постучим вместе».

8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.

Упражнения: Игра «Тень»; Игра «Сова».

Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрениянейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, аиспользование нейропсихологических методов и приемов логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно - логопедическую работу.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


        Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Умение владеть силой голоса можно закрепить в игре №7. 
        Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега, и без них наша речь — болото. Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Игра № 9, требует внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы взрослого ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. Для дифференциации звуков целесообразно использовать игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.).

У детей могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы можно использовать традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16 и 17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх используются не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани, например, набор мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиваются четыре гласные буквы, на синем — четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если взрослый бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию взрослого воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

  1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» 
    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. 
    Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. 
    А — У— О — У —А —А — О — У 

            2.        Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» 
    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других. 
    Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». 
    А — Э — У — Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э        

3.         Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 
Вариант 1. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А 

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Взрослый обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно. 

        4. Игра «Стучалочка»  Звуки я сказать хочу и по мячику стучу. 
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия. 
Ход игры. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ЭЭ ЭЭЭ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, а потом его качу. 
        Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. 
        Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Взрослый произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» (красный — гласный, синий — согласный) 
        Что за звук? Мне дай ответ! 
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. 
Ход игры. 
Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому. 

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука. 
        

7. Игра «Тихо — громко»  Мы катались по горам, Пели тут и пели там
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. 
Оборудование: малые мячи. 
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу. 


         8. Игра с передачей мяча  «Мяч передавай — слово называй» 
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции. 
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. 

        9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» 
Свяжем мы из слов цепочку. 
Мяч не даст поставить точку. 
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. 
Ход игры. Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова... 

10. Игра с перебрасыванием мяча 

«Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой» 
Цель: развитие фонематических представлений, воображения. 
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки. 

        11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» 
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. 
Ход игры. Взрослый говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч, отбивая об пол. 
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 
Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары, са- санки, шо- шорох, со- сорока, шу- шуба, су- сумка, ши~ шины, сы- сырок. 


         12. Игра с перебрасыванием мяча  «Мяч поймаем — раз! А два — мы распутаем слова!» 
Ход игры: Бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем взрослый запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. 
Взрослый - дети: релтака – тарелка, щепера – пещера, накомта – комната, супода – посуда, тривина – витрина, локодец - колодец.


         13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки. 
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния. 
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки. 
Ход игры. Взрослый вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается. 

         14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас. 
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.

Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:

 М — А — К, Д — О — М, К — О — Т. Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его. 
         15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй» 
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. 
Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. 
Последовательность: трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ, четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА, четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР. 

        16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» 
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. 
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. 

        17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» 
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления 
Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе....

Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...

Опыт работы " Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов"

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определ...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Применение педагогами нейропсихологических приемов в своей работе,  оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей. Такой подход поспособствует достижению возрас...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейроскакалки

Нейроскакалка — современная скакалка, представляющая собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Нейроскакалка — это отличный...