Использование театрализованных игр в работе с дошкольниками.
методическая разработка (старшая группа) по теме
В материале представлены общеразвивающие, специальные театрализованные игры, а так же этюды и упражнения для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcherazvivayushchie_teatralnye_igry.docx | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Эстетическое воспитание детей средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главными условиями для творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка уметь ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и лёгкой адаптации детей в школьных условиях. И создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах - за счёт актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
Почти во всех играх желательно делить детей на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценивать действия других и сравнивать их со своими собственными. Причём роль ведущего во многих играх может выполняться ребёнком.
1. Эстафета.
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действие друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
а) Знакомство.
Из-за ширмы появляется какой-либо герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать своё имя четко вслед за предыдущим.
б) Радиограмма.
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передаёт радиограмму с просьбой о помощи. Ребёнок, сидящий на первом стуле - «радист», он передаёт по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определённый ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребёнок - «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасён.
2. «Что ты слышишь?»
Цель: тренировать слуховое внимание.
Ход игры:
Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определённого времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.
3. Угадай, чего не стало? (что изменилось?)
Цель: тренировать зрительное внимание, память.
Ход игры:
Педагог произвольно раскладывает на столе несколько игрушек. Водящий ребёнок отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение игрушек. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить всё, как было.
4. «Руки - ноги»
Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры:
По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки подняты - по одному - опустить руки, по двум - сесть.
5. «Есть или нет?»
Цель: развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры:
Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
6. «Запомни фотографию»
Цель: развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий. Ход игры:
Дети распределяются на несколько групп по 4 - 5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определённом порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант.
Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
7. «Кто во что одет?»
Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры:
Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центре круга ты вставай
И глаза не отрывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?
Для девочек:
Ждём мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а так же цвет одежды названного ребёнка.
8. «Летает - не летает, растёт - не растёт».
Цель: развивать внимание, координацию.
Ход игры:
Педагог или водящий ребёнок называет предмет. Если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает - опускают руки вниз. Если растёт - поднимают руки вверх, не растёт - охватывают себя двумя руками.
9. «Воробьи - вороны».
Цель: развивать внимание, выдержку, ловкость.
Ход игры:
Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны», затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.
Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остаётся на месте.
10. «Дружные звери»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры:
Дети распределяются на 3 группы - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочерёдно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить своё движение. Например, медведи - топнуть одной ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла своё движение синхронно, общаясь только взглядом.
11. «Телепаты».
Цель: учить удерживать внимание, чувствовать партнёра.
Ход игры;
Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребёнок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное.
Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнёра или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «В царстве Кощея», «На охоте» и т.п.
12. «Вышивание»
Цель: тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.
13. «Внимательные звери»
Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры:
Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость, внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться верно назвать то, что показал ведущий.
14. «Живой телефон»
Цель: развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.
Ход игры:
Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперёд и строятся по порядку цифр в названном номере.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребёнка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.
Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом.
Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества.
УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ
1. «Угадай: что я делаю?»
Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры:
Педагог предлагает детям принять определённую позу и оправдать её.
- Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю ёлку и т.п.
- Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол.
- Сидеть на корточках. Рисую мелом.
- Наклониться вперёд. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок.
2. «Превращение предмета»
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры:
Предмет передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.
Варианты:
а) ключ или палочка - ключ, отвёртка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щётка, кисточка для рисования, дудочка, расческа.
б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ёжик, колобок, цыплёнок.
в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щётка.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдать условие названия предмета (куб - трон - клумба — памятник - костёр)
3. «Превращение детей»
Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры:
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.
Педагог должен сам превратится в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
4. «Одно и то же по-разному»
Цель: развивать умение оправдывать своё поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры:
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения «по определённому» заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребёнок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и тоже действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определённое задание.
1 группа - задание «сидеть».
Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки.
- группа - задание «идти»
Возможные варианты:
а) идти по горячему песку;
б) идти по узкому мостику;
в) идти по узкой горной тропинке;
г) идти по дороге вокруг лужи и грязи;
д) идти по палубе корабля.
- группа - задание «бежать»
Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая куда-то;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки.
- группа - задание «размахивать руками».
Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтоб заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
5 группа - задание «ловить кого-то»
Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика;
г) рыбку.
5. «Что мы делали, не скажем,
но зато мы всем покажем»
Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры:
Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое - пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной - длинной бородой!
Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети: Побывали мы в лесу, гам увидели лису. Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем.
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов: «1, 2, 3 - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внучата» стараются догнать их, пока не пересекли спасительной линии.
После 2-х загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол и т.п.
6. «День рождения»
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается ребёнок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить. Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа.
Потом поменяются местами.
Проще всего обыгрывать игрушки: мяч, куклу, скалку, машинку и т.п.
РАЗЫГРЫВАНИЕ ЭТЮДОВ
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы.
В театральном искусстве этюд - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причём предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения. Темы этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение: «Знакомство», «Просьба», «Разговор по телефону», «Угощение» и т.п.
Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришёл, когда, почему, кто, зачем.
Можно предложить придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды помогают передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а так же логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога.
- этап - разыгрывание заданных этюдов.
- этап - сочинение этюдов (по сказкам).
Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.
ЭТЮДЫ
Этюды на выражение эмоций
1. «Ласка»
(для детей 4-5 лет)
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.
2. «Вкусные конфеты»
(для детей 3-4 лет)
У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
3. «Новая кукла»
(для детей 3-4 лет)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
4. «Стрекоза замёрзла»
(для детей 4-5 лет)
Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
Холодно, холодно,
Ой - ей, ей - ей,
Голодно, голодно,
Жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться
И дайте поесть.
Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.
5. «Солёный чай»
(для детей 5-6 лет)
Бабушка потеряла очки и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил горячего чая и, не глядя, положил в него 2 ложки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения: голову наклонить назад, брови нахмурить, глаза сощурить, верхнюю губу подтянуть, нос сморщить - ребёнок выглядит так, словно он подавился.
6. «Таня - плакса»
(для детей 4-5 лет)
Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня и читает стихотворение:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Пока дети читают стихотворение, Таня громко плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слёзы и улыбается.
7. «Разные настроения»
(для детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихотворение Е. Юдина «Вот какой малыш»:
Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит.
А смеётся малыш –
Что ручей журчит.
А уж слёзы текут –
Будто дождик льёт.
Улыбается малыш –
Будто солнце взойдёт.
Ребёнок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описываемые в тексте.
8. «Два сердитых мальчика»
(для детей 4-5 лет)
Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот - вот подерутся.
9. «Лисёнок боится»
(для детей 3-4 года)
Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
10. «Смелый заяц»
(для детей 4-5 лет)
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения: Поза - положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика: уверенный взгляд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...
Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками компенсирующей направленности с ЗПР
В данном материале я раскрываю работу коррекционно-воспитательного процесса через театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, ...
Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"
Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками" ...
" Использование театрализованных игр в работе со старшими дошкольниками"
Данная статья в краткой форме знакомит педпгогов с тем, какое занчение в развитии ребенка имеют театрализованные игры....
Доклад «Использование театрализованной деятельности в работе специалистов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»
Применение театрализованных игр в работе логопеда, воспитателей по физо, изо, музыкального руководителя....
Сценарий педагогического совета "Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"
Сценарий педагогического совета в ДОУ " Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"....
Доклад на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» (Педагогические чтения).
Театральная деятельность - это самый распространенный виддетского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана сигро...