Выступление на городском методическом объединении на тему: "Повышение познавательной активности через художественно- эстетическое творчество".
методическая разработка на тему
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_metodicheskom_obedinenii.docx | 94.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»
д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.
тел. (07558) 4-16-89
Доклад на городское методическое объединение
на тему:
«Повышение познавательной активности через художественно – эстетическое творчество».
Подготовила
воспитатель
I квалификационной
категории
Харитонова
Олеся Вячеславовна
2017 год
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания мы, воспитатели должны поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка и удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус и творческие способности.
Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование радостного, оптимистического отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период жизни.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС.
Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса, способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.
Одной из главных задач общественного дошкольного воспитания остается задача подготовки детей к переходу в школу. Передо мной стал вопрос: «Как лучше подготовить детей к школе?»
И вот почему. Чтобы школьная и жизненная биография моих будущих первоклассников сложилась наилучшим образом, им необходимо освоить способы творческого созидания. Если я не научу их любить все прекрасное, понимать мир искусства, пользоваться периодом раскрепащеннейшей фантазии; если не позабочусь о развитии стремления к творческому фантазированию; не открою ребенку возможность передавать свои чувства и настроения, эмоциональные состояния и переживания в символической и художественной форме, то, чем старше станет ребенок, тем дальше он будет от творчества. А без творчества жизнь теряет многие краски, без него человек не способен самореализоваться.
Поэтому так важна первая ступенька художественно-эстетического воспитания, которое закладывается именно в дошкольном возрасте. Не случайно психологи называют раннее детство «возрастом сказок». Это период самодеятельного творческого занятия искусством – сочинением стихов, сказок, песенок, рисованием, лепкой, актерским творчеством в ролевых играх. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца. Средствами искусства можно помочь ребенку скорее развить необходимые для школьной учебы качества: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имение первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушание взрослого и выполнение его инструкции, овладение необходимыми умениями и навыками, физическая развитость, овладение основными культурно-гигиеническими навыками.
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом?»
Поэтому в моей работе используются различные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания:
- интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;
- разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития;
- полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;
- подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности;
- наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой комнате), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.
Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей среды, которая способствует:
- эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;
- физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
- социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;
- интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;
- развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.
Важную роль при реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников.
Модель взаимодействия с семьей
Особое значение, с точки зрения непрерывности системы художественно-эстетического развития детей приобретает сотрудничество с социальными партнерами.
Сегодня на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Поэтому в своей работе я использую метод проектной деятельности.
Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и успешно реализованы творческие проекты:
Проект «Мамино тепло…» направленный на воспитание уважения и заботы, бережного отношения, желания помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Проект «Россия – Моя Родина» направленный на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проект «Времена года» направленный формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев и времен года и отражение своих знаний и умений в творческой и музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
В ходе реализации проектов дети:
- учатся рисовать.
В работе со специалистами:
- на физкультурных занятиях – разучивают игры,
- на музыкальных занятиях – разучивают песни и танцы,
- на музыкально-спортивных праздниках и развлечениях – творчески перерабатывают полученные знания и умения.
С воспитателем:
- читают художественную литературу о природе и жизни, рассматривают и беседуют по картинам, отражающим направление проекта.
С родителями:
- участвуют в творческих мастерских, организованных педагогами ДОУ,
- участвуют в выставках совместного семейного творчества.
Интегрированный подход в проектной работе позволил сформировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям.
С помощью интегрированного подхода дети приобрели не только конкретные знания о предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира. Благодаря совместной работе над проектом, над одной темой, развилось сотрудничество:
- в детском коллективе;
- между детьми и взрослыми (педагогами, родителями);
- среди коллег, сотрудников;
- называют, узнают, описывают некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов;
- в процессе восприятия произведений искусства обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства;
- экспериментируют в создании образа;
- в процессе собственной деятельности проявляют инициативу;
- проявляют самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;
- самостоятельно сочетают изобразительные техники и материалы;
- планируют деятельность, умело организует рабочее место, проявляют аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам;
- дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;
- появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов;
- появился интерес к творческому экспериментированию;
- у детских работ появился индивидуальный почерк;
- повысился уровень ручной умелости, координации движений;
- повысился уровень художественно – творческих способностей.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".
В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...
Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятия...
Выступление на городском методическом объединении Тема: «Формирование представлений о природе, истории, этнографии родного края через организацию мини – музеев в ДОУ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:«Творческий проект для детей и родителей старшей группы.Мини-музей: «Народные промыслы»(из опыта работы)...
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"
Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.
Важнейшие направления дошкольного образования: - позновательное развитие;- восприятие музыкальных произведений;- дидактические игры;- познавательно-исследовательская деятельность....