Самообразование воспитателя ДОУ.
статья на тему
В стате рассмотриваются некоторые темы, наиболее важные для воспитания ребенка-дошкольника на сегодняшний день и которые могут являться предметом самообразования воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателей.
Дошкольное образование на современном этапе подвергается большим изменениям. В своей сущности меняется собственно подход к образованию -оно становится непрерывным, а дошкольное образование выступает как начальный этап. Имеющийся многолетний педагогический опыт переосмысливается и получает новое развитие. Меняются устоявшиеся принципы образования, подходы и методы, адекватные современному развитию общества, межличностных коммуникаций между теми «кто учит и кого учат».
На этом фоне главным условием эффективности процесса обучения на всех этапах выступает личность педагога, его глубокие знания и умение передавать их подрастающему поколению. Поэтому он должен обладать достаточной квалификацией и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расшире-
нию и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имею-
щихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете
современных требований педагогической и психологической наук. Педагог
должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно
заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затрудне-
ния или которая является предметом его особого интереса.
В настоящее время, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), определились приоритетные направления развития детей дошкольного возраста. Главное требование-становление ЛИЧНОСТИ ребенка. Ему подчинены целевые ориентиры (социальные и психологические характеристики) на этапе завершения дошкольного образования.
Рассмотрим некоторые темы, наиболее важные для воспитания и развития ребенка-дошкольника на сегодняшний день и которые могут являться предметом самообразования воспитателя.
- «Оздоровление детей в средней группе дошкольного учреждения». (группа может быть любая).
Тема сохранения и укрепления здоровья воспитанников всегда актуальна и является первоочередной задачей дошкольного учреждения. Сегодня многие дети уже в детском саду имеют целый букет хронических заболеваний, возрастает количество часто болеющих детей. Поэтому необходима большая работа по закаливанию детей в системе и формированию знаний о здоровом образе жизни. При разработке своего плана по самообразованию, воспитатель может прописать сотрудничество с медицинскими специалистами ДОУ, детской поликлиники и другими лечебно-профилактическими учреждениями. Это сотрудничество принесет необходимые рекомендации по организации закаливания в группе, проведение совместных с семьей мероприятий познавательного характера, просвещение родителей в вопросах закаливания своих детей. При реализации своего плана по самообразованию воспитателем и родителями группы будет приобретено и (или) изготовлено необходимое оборудование для профилактики плоскостопия, закаливающих процедур, занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни. Будет осуществляться взаимодействие: медицинские специалисты-воспитатель-родители.
Таким образом, выбрав данную тему самообразования, педагог получит новые знания по профилактике заболеваний и разработке системы закаливания, научится организовывать просветительскую работу с семьей в новых формах, дети будут оздоравливаться в системе, а не от случая к случаю, а родители получат знания и умения об оздоровлении своих детей.
- «Активизация речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Ранний возраст от 1,5 до 3 лет характеризуется активным становлением всех психических функций ребенка. Главным признаком развития становится речь. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению нарушений речевого развития у детей. Поэтому процесс работы над речевым развитием детей с раннего возраста очень важен в педагогической работе.
Для ее развития воспитателю группы необходимо знать множество устного речевого материала-стишков, потешек, песенок. Взяв данную тему для самообразования, педагог углубится в мир народного творчества с его многообразием устных произведений для малышей. В процессе реализации данной темы воспитатель реализует основную суть- активное соучастие и сотворчество педагога и ребёнка. Взрослый должен приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Для этого необходимо изучить большое количество научно-методической литературы, методических приемов по активизации речи у малышей.
Важна и организация работы по развитию речи в пространстве группы. Здесь большую помощь могут оказать интернет-ресурсы по обмену практическим опытом по организации предметно-пространственной среды в группе. Изучая опыт коллег, воспитатель находит интересные идеи по данному направлению, учится адаптировать их с учетом своих задач и состава детей группы. Так же воспитатель может запланировать в плане самообразования сотрудничество с музыкальным руководителем ДОУ по разучиванию народных потешек и песенок. Музыка поможет детям лучше воспринять эмоциональное настроение произведения (грустно-весело и тд). Осуществляя тесную связь с родителями, педагог обучает их рассказыванию произведений детям, показывает приемы воздействия на ребенка, тем самым повышая свою педагогическую компетентность.
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
На сегодняшний день данная тема, как и проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Это обусловлено тем, что в последнее время у молодых людей происходит притупление чувства гендерной принадлежности в связи с ростом проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений, роста неадекватных форм поведения среди молодежи и др. У детей перед глазами нет четкого примера, который бы показал им как правильно вести себя в соответствии с половыми признаками. Вместо этого они наблюдают через СМИ мужчин с длинными волосами и косметикой на лице, женщин, стреляющих и воюющих,как мужчины. Поэтому для правильного подхода в социализации детей необходима планомерная работа воспитателя.
Формирование полоролевого поведения возможно в различных сферах деятельности детей. Каждый педагог может сам определить в каком виде деятельности данному вопросу уделить наибольшее внимание ( в играх, физической или эстетической деятельности и др). Такую работу можно организовать совместно с другими специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, психолог и др), с родителями. Мастерство педагога будет заключаться в том, что в процессе самообразования и реализации мероприятий с детьми, он найдет интересные, нетрадиционные формы подачи материала, задействует как можно больше специалистов, родителей, средств ТСО; организует пространство группы так, что дети будут вести себя в соответствии с гендерным поведением во всех видах деятельности.
- Патриотическое воспитание дошкольников.
Выбор темы связан с целью подбора эффективных методов, приёмов и способов через которые педагог может воспитывать у детей патриотические чувства к своей Родине. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Работая над данной темой, педагог, в первую очередь должен выбрать собственное направление деятельности с детьми. Это могу быть:
- работа в патриотических объединениях (старший возраст в ДОУ )по изучению конкретной темы
- работа по формированию знаний о культуре своего народа в определенной области (например, направление «Марийский костюм», «Костромская игрушка» и тд)
- работа по формированию знаний об исторических событиях своего города, республики, края.
Выбрав направление, педагог должен выбрать форму работы. Для этого он должен изучить много литературных источников и интернет-ресурсов, проанализировать разнообразие форм и методов применимо к детям своей группы и выбрать наиболее эффективную.
Наиболее эффективным в данной области считаются метод проектов, при реализации которых задействуются и семья, и специалисты учреждения, и сторонние заинтересованные организации и дети группы. Работа получается объемная, дети получают много новых знаний, у них формируются чувства патриотизма, прививаются культурные ценности своего народа, работа сплачивает семью, а педагог совершенствует свое мастерство в целенаправленной работе с детьми, родителями и коллегами.
- Воспитание навыков безопасного поведения в быту и на улице.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в жизненных ситуациях и ситуациях критических, опасных. Cовременный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли даже такие понятия как катастрофа и терроризм. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Для изучения данного вопроса и повышения своего мастерства в транслировании данного материала детям, воспитатель должен в первую очередь, опираться на возраст детей своей группы, разделить весь материал на «внутреннюю» и «внешнюю безопасность». «Внутренняя» безопасность предполагает безопасность дома в бытовых ситуациях, а «внешняя» соответственно вне дома- на улице, общение с чужими людьми, угрозы террактов и катастроф. Когда воспитатель условно разделит весь материал, ему станет понятно, какие ситуации обсуждать в первую очередь. Для изучения форм, методов и приемов «проигрывания», «проживания» опасных ситуаций воспитатель должен изучить много различных источников не только педагогической направленности, но и рекомендации силовых структур, служб спасения и тд..
Я считаю, что наиболее эффективной формой привития реальных практических навыков поведения в критических ситуациях детям, является метод моделирования реальных ситуаций. Педагог, в свой план самообразования по этой теме, обязательно должен включить изучение данного метода. Как правильно организовывать такие занятия, какой материал использовать, какие роли исполнять.
Так же педагог должен изучить и возможность широкого применения мультимедийных средств.
Таким образом, тема для самообразования педагога очень актуальная и нужная. Привитие детям знаний, умений и навыков правильного поведения в различных ситуациях, в том числе и критических, работа очень нужная, которая в реальной жизни поможет детям сохранить не только свое здоровье, но и жизнь.
- Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- Л.С. Выготский.
В современном мире постоянно движущейся науки, технического прогресса и применения множества гаджетов у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к изучению новых предметов, межпредметных связей и явлений. Для этого необходимо развивать широту мышления, его гибкость, интерес и способность к экспериментированию с новым материалом.
Развитие детской любознательности, пытливости ума, познавательного интереса в условиях ДОУ можно добиться путем организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности детей. Главная роль в организации принадлежит воспитателю, как взрослому наставнику детей. Поэтому при организации работы по данному направлению воспитателю необходимо сначала самому изучить тему, направления работы, подобрать материал, организовать предметно-развивающую среду. В своем плане самообразования педагог должен запланировать изучение специальной литературы, опыта коллег, инновационных технологий ТРИЗ, приобретение навыка работы с приборами (если таковые есть), веществами. Главное- он должен изучить, осмыслить и применить в работе с детьми специальные методы и приемы, направленные на формирование мотивации детского экспериментирования. В процессе этой работы у детей будут улучшаться мыслительная деятельность, внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, что в дальнейшем благоприятно скажется на обучении в школе.
- Нетрадиционные формы работы с родителями.
Работа с семьей всегда была и остается наиболее актуальной темой в ДОУ. Меняются времена, меняется жизнь, меняются люди. Каждое поколение родителей является продуктами своего времени. Поэтому для воспитателя особенно важно привлечь родителей к сотрудничеству средствами, соответствующими духу времени и поколения, к которому принадлежат современные папы и мамы. Для полного изучения этой темы, педагог должен быть хорошо подготовлен и осведомлен о том, чем дышат сегодняшние семьи, какие у них приоритеты в воспитании своего ребенка. Для проведения такой работы педагог сам должен, в первую очередь, быть хорошо подготовлен и информирован. Это задача для самообразования.
В своей работе воспитатель может выбрать метод проектов (проекта). Рациональность такого метода заключается в том, что во время его реализации педагог не только обучает родителей, но и учится сам. Для поддержания интереса к взаимосотрудничеству с семьями можно применять не традиционные формы (методы,приемы) работы с родителями.
Нетрадиционные формы работы с родителями – т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятых. Родители привыкли, что основной формой в детском саду является родительское собрание. Для молодых родителей эта форма является скучной и не интересной. Для того, чтобы заинтересовать родителей, педагог в своем плане самообразования, может запланировать изучение и проведение работы с семьями в таких необычных формах, как ток-шоу, педагогическая лаборатория, читательская конференция, аукцион и др.с применением мультимедийных средств. Такие формы вызывают у родителей всплеск активной работы и задача воспитателя –направить эту активность в нужное русло. Для этого в своем плане самообразования, педагог должен запланировать и теоретическое изучение вопроса, и знакомство с методами изучения семьи, и изучить креативные, необычные формы работы с родителями. С каждым проведенным мероприятием педагог будет повышать свое мастерство, учиться на собственных ошибках. Но и в результате получит активных заинтересованных родителей группы.
Таким образом, работа по самообразования воспитателя является важной неотъемлемой частью повышения квалификации. Чтобы получить хороший результат в работе педагог должен постоянно совершенствоваться не только как профессионал, но и как личность. Потому что работа по самообразованию способствует не только профессиональному росту педагога, но и развитию его личности, как примера для подражания подрастающего поколения.
Литература:
- Авдеева, Н.Н. Князева, Н.Л. Безопасность. – СПб: «Детство – Пресс», 2004.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007год.
- Елецкая О.В., Вареница Ю.А. День за днем говорим и растем. ТЦ «Сфера»,М,2007
- Лямина Г.М. «развитие речи ребенка раннего возраста»,М,АЙРИС ПРЕСС,2005.
- Мартынова А.А., Сучкова И.М.. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
- Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, С-Пб.,2006.
- Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.
- Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников//Ребенок в детском саду.-2010.-№4.
1. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, С-Пб.,2006.
2. Елецкая О.В., Вареница Ю.А. День за днем говорим и растем. ТЦ «Сфера»,М,2007
3. Лямина Г.М. «развитие речи ребенка раннего возраста»,М,АЙРИС ПРЕСС,2005.
4. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.
5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников//Ребенок в детском саду.-2010.-№4.
6. Авдеева, Н.Н. Князева, Н.Л. Безопасность. – СПб: «Детство – Пресс», 2004.
7. Мартынова А.А., Сучкова И.М.. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ»
Консультация для воспитателей ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/05/picture-264782-1728096765.jpg)
План самообразования воспитателя ДОУ По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» воспитателя Мякоткиной Елены Владимировны
Самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-878921-1484719580.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477799-1410109126.jpg)
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-1084493-1633980692.jpg)
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-905150-1683472347.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....