Статья по разделу: "Работа с дошкольниками", тема: «Знакомство с окружающим миром детей раннего возраста»
статья на тему

 Коробкова Татьяна Викторовна
В данной статье описаны различные методы ознакомления ребенка с природой и окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Работа с дошкольниками

Тема: «Знакомство с окружающим миром детей раннего возраста»

        В раннем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений.

       Для детей типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

      Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления. Маленькому ребенку в постижении окружающего мира помогают взрослые.

       Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек и т.д.), широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя).

      Во время проведения прогулок воспитатель обращает внимание ребенка на окружающую природу. Не спеша, давая малышу внимательно рассмотреть то, о чем говорит, взрослый рассказывает о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью малыши вместе с воспитателем рассматривают деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными, разноцветно осенними и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети в это время любят собирать красивые листья, поднимая их с земли, они ощущают их в своих маленьких ручках, листья шуршат под их маленькими ножками, дети внимательно слушают осень. Собирают красивые букеты, тут же разбрасывают их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.

        Воспитатель обращает внимание детей и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Взрослый объясняет ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Особенно хорошо, если радом растет рябина, на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды, такие красивые и полезные для птиц.

       Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Воспитатель объясняет, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т.д.

        Наступает зима: выпадает первый снег. Ребята пытаются поймать в ладони снежинки, которые моментально тают, что вызывает особый интерес у ребенка. Малыши чувствуют холодное прикосновение зимы к их рукам.

Приближаются новогодние праздники. Елки, расположенные на участке взрослые наряжают бумажными игрушками. Дети радуются, это вызывает у них положительные праздничные эмоции. На прогулку ребята берут с собой лопатки и играют ими, копая снег. Совместно с взрослыми они учатся лепить снеговика, катая снежные комки, которые быстро увеличиваются в размере. А потом происходят интересные игры с вылепленным снеговиком. Птицы реже появляются, им трудно искать корм. Для этого на участке установлена кормушка. Собираясь на прогулку, воспитатель берет с собой зерно или хлебные крошки. На участке дети наблюдают за кормлением птиц из кормушки. Все это учит детишек любить родную природу, беречь окружающую среду.

           Постепенно солнышко начинает пригревать, снег начинает таять, природа готовиться к приходу весны. Наблюдения на участке и беседы продолжаются. Дети знакомятся с весной. Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе.

            Существуют различные методы ознакомления ребенка с природой, окружающим миром. В том числе и словесные беседы в помещении группы, показ наглядного материала, дидактическая игра. В раннем дошкольном возрасте происходят самые запоминающиеся события в жизни малыша, он узнает об экологии и окружающей его среде, делает выводы, запоминающиеся на всю жизнь.

                                 

   Воспитатель МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской:

Воспитатель: Коробкова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности. (проектная деятельность)

Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности.(проектная деятельность)...

Консультация для родителей: «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет)

Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в привлечении внимания малыша к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства,...

Ознакомление с окружающим миром детей раннего возраста через экспериментирование

Презентация "Ознакомление детей раннего возраста через экспериментирование"...

Знакомство с окружающим миром детей раннего возраста

2 года http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-zaniatia/vozrast-dva-goda/70-zanyatie-vesna-deni-1.html ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста

Програмное содержание:Познакомить детей с новым для них животным – кроликом, особенностями его внешнего вида (длинные уши, круглые глаза, на теле мягкая пушистая шерсть, короткий хвост, на...