Интегрированное занятие НОД с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "В гостях у времен года" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чеботарёва Людмила Михайловна

Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 6 - 7 лет с использованием валеологического стихотворения «Доброе утро»; динамических упражнений; пальчиковой гимнастики «Перина для ежа»; имитационное упражнение, физкультминутка с артикуляционной гимнастикой «Зимние ветра» (раскрепощение, эмоциональная разрядка, релаксация); дыхательная гимнастика «Ветерок»; активным слушанием музыки и оздоровительная гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

Во время проведения занятия познавательного цикла решается важнейшая образовательная задача – использование жизненного и речевого опыта воспитанников: умение вести диалог, умение договариваться, работать в микрогруппах, грамматический строй речи. Одна из характернейших черт дошкольников – любознательность. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различной деятельности и заданий, побуждающих воспитанников использовать знания , полученные ранее, заставляющих их самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности; обобщить временные представления на основе времён года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Малоенисейский детский сад « Огонек»

Алтайского края Бийского района села Малоенисейское

Конспект интегрированного открытого занятия НОД с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

"В гостях у времен года"

в подготовительной группе

Воспитатель:

 Чеботарёва Людмила Михайловна

2017г.

Автор занятия: Чеботарёва Людмила Михайловна.

Место работы, должность: МБДОУ «Малоенисейский детский сад «Огонёк», воспитатель.

НОД: формирование целостной картины мира (окружающий мир).

Группа: подготовительная к школе.

Тема занятия НОД: «В гостях у времён года».

Тип занятия НОД: интегрированное занятие НОД с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.

Цель: Развитие восприятия целостной картины мира: познавательных, творческих, социально-коммуникативных способностей воспитанников посредством обобщения знаний о временах года, их признаках; систематизации о цикличности времён года и формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни с помощью  здоровьесберегающих технологий.

Задачи: 
Образовательные:

Обобщить  знания о временах года, о быстротечности времени, о явлениях в живой природе.

 Расширять, уточнять и активизировать словарь.

Учить воспитанников вести себя уверенно и свободно, отвечать на вопросы взрослых, обосновывать свои ответы.

Развивающие:

Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, внимание, память, любознательность.

Развивать желание помочь сказочному герою, проявив при этом знания временных представлений.

Поощрять умения воспитанников делать предположения последующих выводов

Формировать коммуникативные способности.

Упражнять в умении устанавливать причинно - следственные связи в живой природе.

Воспитывающие:

Воспитывать желание видеть и познавать новое через ближайшее окружение. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе.

Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Воспитывать интерес и желание идти в школу, воспитывать внимательность, любознательность, активность.

Воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, коллективизма на занятии, правила поведения

Терпение, желание фантазировать, радоваться своей работе.

Здоровьесберегающие:  

Формировать умение сохранять правильную позу при работе за столом с тематическими картинками: не горбиться, не наклоняться низко над столом: сидеть свободно не напрягаться.

Оздоровительные:

Используя здоровьесберегающие технологии повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Краткая аннотация.  Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 6 - 7 лет с использованием валеологического стихотворения «Доброе утро»; динамических упражнений; пальчиковой гимнастики «Перина для ежа»; имитационное упражнение, физкультминутка с артикуляционной гимнастикой «Зимние ветра» (раскрепощение, эмоциональная разрядка, релаксация); дыхательная гимнастика «Ветерок»; активным слушанием музыки и оздоровительная гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

Во время проведения занятия познавательного цикла решается важнейшая образовательная задача – использование жизненного и речевого опыта воспитанников: умение вести диалог, умение договариваться, работать в микрогруппах, грамматический строй речи. Одна из характернейших черт дошкольников – любознательность. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различной деятельности и заданий, побуждающих воспитанников использовать знания , полученные ранее, заставляющих их самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Социализация: Развитие игровой деятельности (по дидактической игре «Домики времён года»)

Актуальность: Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют объединению ( интеграции) образовательных областей по валеологии и ознакомления с окружающим миром,  начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у дошкольника закладываются основные навыки здорового образа жизни и детского творчества. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Научная основа.  Данное занятие входит в цикл формирования целостной картины мира (занятий по окружающему миру) с использованием здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы и методики по валеологическому воспитанию. Среди них  - "Здравствуй!" М.Л. Лазарева, "Расти здоровым" Г.К. Зайцева, комплексы оздоровительных гимнастик Н.Ю.Тышкеновой (Иркутская область), "Гимнастики для развития речи" Е.Косиновой.

Инновационная направленность.  Система моей работы включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья на занятиях  познавательного развития.  Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни на занятиях по формированию целостной картины мира (окружающий мир), в моей деятельности, является музыка, художественное творчество, здоровьесберегающие технологии.   Таким образом, занятия НОД носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального, художественно- эстетического, познавательного и валеологического воспитания.

Степень распространенности.     Прежде всего проведение занятия в детском саду на родительском собрании, с последующим обсуждением. Затем показ занятия на методическом объединении педагогических работников ДОУ. 

Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания  на каждом занятии по формированию целостной картины мира позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у воспитанников мотивацию здорового образа жизни.

Интегрированная образовательная область:
1. Познавательное развитие: обобщать представления о характерных признаках времён года, их цикличности и последовательности, расширить кругозор воспитанников, стимулировать познавательный интерес.
2. Социально – коммуникативное развитие: развивать навыки общения, диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

4. Здоровье: повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям), используя здоровьесберегающие технологии.

5. Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество): вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.

 Оборудование (Технические средства): мультимедийный проектор, слайды к занятию (презентация), музыкальные композиции.  Бумажные снежинки для дыхательной гимнастики «Ветерок», влажные салфетки, тканевые салфетки., клей. Плоскостные деревья на каждого воспитанника для аппликации. Часы – схема «Времена года». «Домики времен года» на каждого воспитанника с тематическими картинками – признаки времен года. 4 конверта: со снежинками, с бабочками, с ромашками, с осенними листочками для волшебного леса. Картинка старика Годовика. Видеофизминутка гимнастика для глаз «Солнечный зайчик». Календари на каждого воспитанника для сюрпризного момента. Мольберт, скотч или магнитная доска с магнитами, мяч.

Методические приёмы:

 - Игровой (путешествие «В гостях у времён года»);

 - Словесный (отгадывание загадок, вопросы по теме, беседа, объяснение);

 - Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал, рассматривание иллюстраций, презентации);

 - Анализ непосредственной образовательной деятельности.

 - Музыкальное сопровождение (видеофизминутка), игровое упражнение - разминка (пальчиковая гимнастика).

Методы:

-игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка, сюрпризный момент.

Словарная работа (Обогащение словаря): времена года и месяцы (ГОД)– это единицы времени; их цикличность.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, подбор музыкальных произведений на тему: «Времена года»; беседа с детьми о временах года (единица измерения времени), о последовательности 12 месяцев, которые составляют год, их цикличность и последовательность; признаки времен года; отгадывание загадок, подготовка дидактического и раздаточного материала; рассматривание с воспитанниками иллюстраций о временах года;, рассматривание иллюстраций, подбор по теме игр, физминутки, пальчиковой гимнастики, подготовка сюрпризного момента. Изготовление раздаточного материала для воспитанников («Домики времен года» с тематическими картинками «признаки времен года»). Украшение зала: картинки по временам года. Календари для сюрпризного момента. Составление презентации «В гостях у времен года». Работа с календарём (последовательность времен года, месяцев, знакомство с названиями месяцев), разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.

Ход занятия НОД:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников (обучающихся)

Примечание

Организационный момент

Мотивация деятельности воспитанников

Основная часть

Практическая часть

Рефлексия:

Заключительная часть (итог занятия НОД)

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их.

Приветствие «Доброе утро!»

Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение.  Ребята у нас сегодня в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Он просит вас  о помощи, его волшебный лес заколдован и его нужно расколдовать. А чтобы это сделать нужно отправиться в путешествие. Но путешествие у нас будет необычное. Вы готовы? Поможем Старику Годовику?

Отгадайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный

Его нашёл ты?

А если 4 времени (зима, весна, лето, осень), как это назвать?

Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?

Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

На сколько частей поделён круг?

Значит сколько времен года мы посетим?

У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12, которые составляют ГОД!

Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? 

1 остановка «Зима»:  

 С какого времени года начинается новый год?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? 

Мы отправляемся в гости к зиме.

- А  вот и домик зимы. Надо выполнить её просьбу

- Ребята назовите зимние месяцы

А теперь подберите картинки в зимний домик. Как меняется природа зимой?

Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)

Зима дарит вам свои снежинки для волшебного леса. Теперь вы, ребята (……..)- хранители снежинок.

Своё путешествие мы продолжим с зимним ветром: Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).

2 остановка: 

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? 

Что хорошего вы знаете о весне? (признаки весны).

Назовите весенние месяцы

А теперь подберите картинки в домик весны

Молодцы! Весна в подарок дарит вам своих бабочек для волшебного леса

Продолжим наше путешествие.

3 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? 

 «Часы показали, что лето пришло.

-  А вот и  домик лета.

- Ребята назовите летние месяцы

А теперь подберите картинки в  домик лета

Лето дарит вам в подарок ромашки для волшебного леса. Удачи.

Продолжим своё путешествие с солнечными зайчиками (гимнастика для глаз)

4 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? 

-   А вот и  домик осени

- Ребята назовите осенние месяцы

А теперь подберите картинки в домик осени

Воспитатель обращает внимание на ежа и предлагает спеть ему песенку

Пальчиковая гимнастика: « Перина для ежа»

Молодцы! Осень дарит в подарок свои осенние листочки.

Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла…

После зимы наступит снова…

Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.

Вот мы и побывали в гостях у всех времен года, получили от них подарки для нашего волшебного леса.

Расколдовываем лес: давайте наклеим на деревья подарки от времен года – зима (снежинки), весна (бабочки), лето (ромашки), осень (осенние листочки).

Какие деревья по временам года у вас получились? Выкладываем на столе наш волшебный лес из времен года.

Посмотрите, наш волшебный лес расцвел всеми временами года.

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

Куда мы с вами сегодня путешествовали?

Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- какие задания показались для вас самыми трудными? Легкими?

- А самыми интересными?

- А какое у вас сейчас настроение?

Давайте наше хорошее настроение подарим другим

Замечательное у нас сегодня получилось путешествие. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке.

Вы были самыми умными и смекалистыми! Молодцы! вы помогли временам года украсит домики и оживить волшебный лес. Желаю вам успехов в школе, где вы добудете ещё много знаний! Старик годовик дарит вам календари на память о нашем путешествии

Выполняют движения в соответствии с текстом вместе с воспитателем.

Да!

Времена года

Год

По временам года

На 4 части

Четыре: зима, зима, весна, лето, осень

ковер -самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы

Зимой

Декабрь, январь, февраль

признаки зимы: снег, лед, деревья без листвы, санки, коньки, лыжи, снегири, медведь впадает в спячку и т.д.

вместе с воспитателем выполняют гимнастику.

3-ое воспитанников берут конверт со снежинками для волшебного леса.

Воспитанники выходят на ковер для выполнения физминутки.

Весной

природа оживает, появляются подснежники –первые цветы; набухают почки на деревьях и появляются листья; появляются бабочки;  птицы прилетают , гнездятся, тает снег, ледоход и т.п. 

март, апрель, май.

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки

3-ое воспитанников берут конверт с бабочками.

Лето

Июнь, июль, август

признаки лета: яркое солнце, радуга, дети купаются, травка зеленая, деревья в листве, песочные замки и т.д.

берут конверт с ромашками.

садятся на ковер перед экраном и следят за солнечными зайчиками

Осенью

сентябрь, октябрь, ноябрь

признаки осени: листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг, дожди, овощи и фрукты созревают, дети в школу идут и т.д.

выполняют пальчиковую гимнастику с воспитателем.

Берут конверт с осенними листочками.

Зима

Весна

3 воспитанника наклеивают снежинки на свои деревья, 3-ое – бабочек, 3-ое - ромашки, 3ое - осенние листочки.

Выкладывают готовые деревья вместе.

Ответы воспитанников.

ВО! Показать большой пальчик.

сдувают настроение с ладошки

Дети заходят в группу под музыку

Слайд №1 «Тема занятия»

Приложение 1

Проекция слайда №2 «Старик Годовик»

Проекция слайда №3 «Заколдованный лес Старика Годовика»

Проекция слайда №4  «загадка времена года». Проследить  указкой картинку каждого времени года.

Если затрудняются – подсказать.

Педагог обращает внимание воспитанников на часы-схему «ВРЕМЕНА ГОДА» (круг – это год

Воспитанники  рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Затем садятся за столы (на столах домики  времен года)

Проекция слайда №5 «Загадка и  зимних пейзажей, сюжетов на экран. Переводим стрелку «Часики времен года» на зиму.

Слайд №6 «зимние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки

Приложение 2

(воспитатель подает ребятам конверт со снежинками первой тройке воспитанников). 

Приложение 3

Проекция слайда №7 «загадка и весенние признаки»

Крутим стрелку на Весну.

Слайд №8 «весенние месяцы»

Воспитатель подходит к       « Часам» и переводит стрелку на "лето".

Проекция слайда №9 «загадка, признаки лета» на экране.

Слайд №10 «летние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.

Видеофизминутка Гимнастика для глаз «солнечные зайчики»

Проекция слайда №11 «загадка, осенние признаки» на экране.  Переводим  стрелку на "осень"

Слайд №12 «осенние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.

Приложение 4

отдаю ребятам конверт с листочками

Объяснить, что наклеиваем детали на клеёночке, приклеиваем на дерево и разглаживаем тряпочкой. После наклеивания, если необходимо вытирают руки влажными салфетками.

На столе волшебный лес Старика Годовика оживает всеми временами года

Ловят мяч и делятся своими впечатлениями.

Вручение ребятам календарей.

Слайд №13 «МОЛОДЦЫ!!!»

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
  2. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.
  5. Интернетресурсы.

Приложение 1

Приветствие «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: 
«Доброе утро!»
Доброе утро — солнцу и птицам (
соответствующее движение)
Доброе утро — приветливым лицам!»


Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее  (
движения по тексту)
Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми как в лесу цветочки..
Разотрем ладошки-сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем-дружнее, дружнее
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем

Улыбнемся снова- "Будьте все здоровы"!

(Подарим улыбки друг другу и гостям).

Приложение 2

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)

Поднять голову вверх, воздух набрать через нос (вдох мягкий и короткий)

Плечи не поднимать

Опустить голову, выдох на ладошку (сдуваем снежинку) – выдох длительный, спокойный.

Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки.

Нельзя много раз повторять упражнение, т.к. это может привести к головокружению.

Приложение 3

Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,   (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в»,                          ( круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у»,                         (дети кружатся и садятся).

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика: « Перина для ежа»

«Мама ежиха, затеяв уборку,                   ( трясут кистью)

Стала труху из перины трясти.

И попросила Ёжика в норку                       (ритмично стучат кулачками по столу)

Для новой перины листвы принести

Ёжик клубком по листве покатился

И в незнакомом лесу очутился.               ( оглядываются, пожимают плечами)

Ёжику страшно. Иголки дрожат                        (шевелят пальцами)

И полетел со спины листопад

Вихрем летели из новой перины              

Листья берёзы и листья осины,              (на каждое название листа загибают по одному пальчику

Кисти рябины, ладошка кленовая,                                         на обеих руках).

 Дуба листочек, да шишка сосновая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по временам года" Подготовительная группа.

Конспект занятия предназначен для закрепления материала о явлениях природы, временах года....

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»...

Конспект интегрированного занятия математика и развитие речи «По дороге Знаний к тетушке Сове» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия математика и развитие речи «По дороге Знаний  к тетушке Сове»  в подготовительной группе...

Конспект занятия по ФЭМП тема "Путешествие по временам года" подготовительная группа

Цель: формирование представлений о последовательности времен года;Задачи: Образовательные:- Закреплять знания детей о временах года, месяцах;- Учить разгадывать загадки о временах года;- Закреплять по...

Конспект ООД интегрированного занятия по теме посуда «Чаепитие на Руси в гостях у хозяюшки» в старшей группе (Самообразование)

Я поставила перед собой цель:Приобщить детей к русской народной культуре: познакомить с традицией чаепития на Руси.Задачи:- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения...