Конспект НОД: Свет повсюду
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бобкова Ксения Афанасьевна

 

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста

«Свет повсюду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №12 г. СЛЮДЯНКИ»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста.

«Свет повсюду»

Бобкова К. А.

        Воспитатель

г Слюдянка

2017г.

.

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

1) Обучающие:

 - Дать понятие о возникновении света и тени;

2) Развивающие:

 -  Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

 - Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

 -  Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5) Воспитательные:

 - Воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, самостоятельность, активность.

Активизация словаря:

Проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Предварительная работа: Знакомство с солнечным лучом; объяснение понятия «луч, выходящий из точки».

Оборудование:

Фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху.

Ход.

Звучит музыка.  ( гимн  Незнайки и его друзей) Незнайка летит на воздушном шаре. Приземляется.

Незнайка.  Ой, где это я? Что это за место такое?  Куда, я попал? (ответы)

Незнайка.  А вы кто такие? (ответы детей)

Незнайка.  Ребята, здравствуйте! Вы меня узнали?(ответы)

 Незнайка.  Каким то чудесным образом я оказался у вас в д/с. Хоть и зовут меня Незнайкой, но я очень хочу всё знать и всему научиться, вы мне, в этом поможете? (ответы)

Я так люблю путешествовать, а вы любите? (ответы)

Незнайка.  Предлагаю вам отправиться в интересное увлекательное путешествие на воздушных шариках в волшебный  — «Солнечный городок.» Хотите побывать там? (ответы)

Надуваем шарики

Воздух мягко набираем

Шарик красный надуваем

Пусть летит он к облакам

Помогу ему я сам!

Желтый, красный, голубой.

Выбирай себе любой. (Незнайка раздает шары)

Звучит музыка. Светоэффект. Гаснет. (Слайд со звездами, луной)

Незнайка.  Ребята, что сейчас освещает наш путь?  (звезды, луна)

Звезд на небе очень много! Они очень далеко, поэтому не греют нас, но зато  дарят нам ночью свой …..(свет).

А Луна? (Луна тоже источник света, который помогает людям видеть в темноте)

 Незнайка.  Ребята, вот мы и прилетели в Солнечный город. В этом городе живут такие же мальчики и девочки, как вы, только маленького роста – малыши и малышки.

Интересно, почему городок называется Солнечным? (ответы)

Слайд с солнцем.

Незнайка.  Здесь все залито ярким солнечным светом, а лучи такие длинные и теплые, а еще они волшебные. Почему их называют волшебными? (ответы)

Правильно, солнце нам дарит не только тепло, но и много, много света!

Ой, ребята, смотрите какая красивая коробка,  очень интересно, что же в ней? А вам интересно? Как вы думаете, что в коробке? А коробка – то не простая. В ней есть отверстие, но я ничего не вижу. Посмотрите ребята, в это отверстие. Может, вы увидите, что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

Незнайка.  - Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Незнайка.  Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик. (рассматривают, называют, рассуждают для чего нужен фонарик).

Незнайка.  А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: любая

Незнайка.  - Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Незнайка.  - Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

- На что похож свет от фонариков?

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

Незнайка предлагает лечь и поиграть в «Солнечных зайчиков»

Незнайка.  Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

Подходит к столу с разными предметами

Незнайка.   -Посмотрите, что это за предметы, ребята (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)

Незнайка.  -Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)

Проводим опыты:

Незнайка.  -Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)

Дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

Незнайка.  -Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

-А почему?

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Незнайка.  -Через какие предметы свет проходит?

Незнайка.  -А через какие предметы свет не проходит?

Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

В путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

Незнайка.  -Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)

Незнайка.  -Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика?

(ответы детей)

Незнайка.  -Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)

Незнайка.  -Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)

Незнайка.  -А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)

Незнайка.  -А как включить свечу? (её надо зажечь)

Опыт

«Что дает больше света?

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают

яркость света.

-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.

Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). 

Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Незнайка.  Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Незнайка.  Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

Незнайка.  -Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

Незнайка.  -А почему не стало тени? (нет света)

Незнайка.  -Значит, бывает тень без света? (нет)

Незнайка предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Незнайка.  -Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

• «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Угадай сказку» по тени

Ребята, вы все большие умницы и на память о нашем путишествии, жители солнечного городка хотят  подарить вам теневой театр по сказке «Курочка ряба». В этом театре вы можете быть не только зрителями, но и артистами.

Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах. а теперь нам пора возвращаться в группу.(Звучит волшебная музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Интересности повсюду"

Конспект НОД "Интересности повсюду"Увлекательное занятие ,которое очень понравилось детям.Простые упражнения,физкультминутка,необычные ритуалы приветствия и прощания....

Конспект НОД "Светит солнышко" во второй младшей группе

Задачи:-Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.-Учить детей рисовать предметы округлой формы.-Развивать чувство ритма.-Разви...

Конспект НОД «Светит солнышко»

Цель:Учить создавать живописную композицию, с использованием теплых характеристик цветовой гаммы (желтый, красный, оранжевый цвета)Развивать у детей воображение, интерес к рисованиюДоставить детям рад...

конспект занятия "Свет мой,зеркальце"

расширить представления детей об окружающем мире;познакомить с историей появления зеркала;закрепить знания о необходимости этого предмета;закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами...

Конспект "Вокруг света"

Задачи-продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор-закреплять умение детей пользоваться картой-дать представление об открытии Христофора Колумба и его значении- познакомить детей...

Картотека опытов "Свет повсюду"

Картотека опытов со светом...

Конспект занятия "Свет"

Знакомство детей с понятием "Свет", со свойствами света, выявить причину смены суток....