Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кого мы называем надежным другом "
план-конспект занятия на тему
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Занятие построено таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам: они называют не только правила, но и объясняют их значения, оценивают поведение и пытаются обосновать свою оценку, разъясняют отрицательные результаты поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumova_t.n-socialno-nravstvennoe_vospitanie_1.docx | 825.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Занятие построено таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам: они называют не только правила, но и объясняют их значения, оценивают поведение и пытаются обосновать свою оценку, разъясняют отрицательные результаты поведения.
МБДОУ Детский сад «Аленка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Направление деятельности: «Социально-нравственное»
Образовательная область «Социально-коммуникативное»
Тема: «Кого мы называем надежным другом»
Возрастная группа Старшая
Подготовительная
Подготовила: ФИО Наумова Татьяна Николаевна, воспитатель
п. Тюльган – 2014
Тема:«Кого мы называем надежным другом»
Цель:Обогащение опыта социально- нравственного поведения детей.
Задачи:
Образовательные: формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции). Формировать использовать вербальные и невербальные средства общения.Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”.
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивающие:Развивать связную речь, расширять словарный запас, развивать воображения, любознательность, мышление. Развитие у дошкольников способностей к сочувствию и сопереживанию; расширяем и активизируем словарный запас; установление зрительного, слухового контакта, организация направленного внимания у дошкольников; создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений;побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке; формирование коммуникативных навыков.
Воспитательные: Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; воспитывать нравственные качества, прививать чувство эмпатии, отклика на эмоции воспитателя.
Работа над словарем: расширять и активизировать словарный запас: дружба, доверие, честность, надежность, справедливость
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:чтение рассказа, стихотворения.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы
- Приемы организации практической деятельности детей: вопросы к детям
- Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов деятельности.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:куклы, телефонный аппарат, магнитофонная запись телефонного звонка, плакат «Стена доверия», персонажи из сказок и мультфильмов, иллюстративный материал, чистые листы, фломастеры,сердечки - по количеству детей; аудиозапись («От улыбки хмурый день светлей»), коробка-копилка.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Здоровьесберегающая
Планируемые результаты: развитие у воспитанниковумения действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности; расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
- Ребёнок задаёт вопросы.
- Активно участвует в продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
- Сопереживание.
- Эмоционально реагирует.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательная | Расширить и обобщить знания о понятиях | Например, Развивать интерес детей к образовательному процессу;развивать воображение и творческую активность Принимать активное участие в образовательном процессе. |
Социально-коммуникативная | Беседа о надежной дружбе, доверии | Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. |
Речевая | Активизировать словарный запас. | Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи. |
Физическая | Динамическая пауза | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. |
Художественно-эстетическая | Чтение рассказов и стихотворений; Изображение портретов тех, кому доверяют дети | Формировать умения делать выводы, умозаключения. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. |
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в группу под музыку. Когда музыка затихает, раздается телефонный звонок (магнитофонная запись). На столе стоит игрушечный телефонный аппарат. Воспитатель поднимает трубку.
Воспитатель: Алло, здравствуйте! Кто говорит? Ребята, это говорит девочка Маша, у неё есть подружка Таня. Они очень дружны, но сегодня вдруг поссорились. Маша просит, чтобы мы помогли им помириться.
Как бы вы поступили, если бы вас позвали на помощь?
Дети: - пошли бы выручать.
Воспитатель: Правильно дети, ведь настоящая, надёжная дружба проявляется в беде и опасности. Ребята, но куда же нам идти? Ведь Машенька так плакала, что забыла сообщить свой адрес. Что же нам делать? Как мы поможем девочкам, ведь их нельзя оставлять в беде. Мы ведь надёжные ребята, и на нас можно положиться, (вдруг воспитатель замечает на полу стрелки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите: стрелки! Куда же они ведут? Давайте пойдём по ним, и, может быть, придём туда, куда нам нужно. Давайте встанем поближе друг к другу, чтобы нам не растеряться в дороге, и пойдём, (дети идут по стрелкам, видят на пути небольшое озеро) (приложение 1, рис.1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (озеро). Вы правы. Посмотрите, кто плавает в озере? (в озере плавает лебедь, в клюве у него письмо)
Воспитатель: Ребята, у него, кажется, в клюве письмо. Давайте его прочитаем. Здесь сказано, что мы сможем перебраться через озеро, если назовём пословицы о дружбе, (дети называют пословицы и перепрыгивают через озеро).
- Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
(Дети перебираются через озеро, идут дальше. На пути им встречается преграда, сложенная из кирпичей. Дети с помощью воспитателя читают надпись: “стена доверия”)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта стена преграждает нам путь. Мы не сможем идти дальше. Кто прочитал, что на ней написано? Правильно, “Стена доверия”. Кто знает, что такое доверие? Как вы думаете, чем можно разрушить доверие?
Дети: Плохими поступками.
Воспитатель: Какими плохими поступками можно разрушить эту стену? (дети называют по одному плохому поступку, а воспитатель убирает по одному кирпичику. (Обижать малышей, не слушаться родителей, не убирать за собой после игры и т.д.)
Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, | - опускают руки вниз |
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло? Где же стена? Да, мы разрушили доверие к себе плохими поступками. Давайте скорей перейдём, так как у нас на пути нет преграды, и я вам скажу что-то очень важное, (дети переходят). Ребята, плохими поступками вы можете потерять доверие к себе у мамы, близких и друзей. Вам никогда не будут верить, и доверять вашему слову не будут. Никогда не делайте того, что вы сейчас назвали. Никогда больше не разрушайте эту стену доверия к вам, хорошо? Пойдёмте скорее по стрелочкам дальше. Куда же они нас приведут? (на стульчиках сидят некоторые персонажи из мультфильмов, сказок, игрушки - Карлсон, Буратино, Вини-пух и т.д.)(приложение 1, рис.2)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? Кажется в сказочный город, в котором живут герои любимых мультфильмов и сказок. Но здесь какая-то странная тишина, все какие-то грустные. Наверное, они потеряли своих друзей. Давайте поможем им найти друг друга. (воспитатель с детьми рассматривают картинки с изображениями сказочных героев, вспоминают, кто с кем дружил.) воспитатель показывает иллюстрацию с журавлём и лисой.(приложение 1,рис.3)
Воспитатель: Чем же кончилась дружба лисицы и журавля? Почему? - Какими чертами характера должен обладать надёжный друг? — посмотрите, теперь они повеселели! Давайте попрощаемся с ними и отправимся в путь – на помощь Маше и Тане, (дети замечают, что на ковре лежат чистые листы и фломастеры)
Воспитатель: Ребята, куда это мы с вами попали? Да, мы пришли в гости к художникам, здесь все рисуют, и мы с вами тоже порисуем. Давайте нарисуем портрет тех, кому вы доверяете или кому сделали доброе дело, (Дети под музыку рисуют на ковре. Затем показывают свои рисунки, объясняют, кого они нарисовали и почему. После этого дети подходят к месту, где на стульчиках сидят две куклы, отвернувшись, друг от друга.)(приложение 2)
Воспитатель: ребята, наверное, это Маша и Таня. Здравствуете! Может быть, это про них написан рассказ В.Осеевой “До первого дождя”? Послушайте.
“Таня и Маша были очень дружны друг с другом. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула Таня на бегу.
- Я не могу, я промокну! - ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось, ведь вы же были вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы бы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели. Маша за себя, а Таня за Машу!”
Воспитатель: Ребята, а почему воспитательница сказала девочкам: “Ваша дружба до первого дождя”?
- Можно ли назвать Машу надёжной подругой?
- Давайте поможем девочкам: помирим их и развеселим. (воспитатель поворачивает кукол лицом друг к другу)
- Что должна сказать Маша? (воспитатель читает стихотворение)
ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ
И.Мазнин
Давайте люди, дружить друг с другом,
Как птицы – с небом, как травы – с лугом,
Как ветер – с морем, поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди, беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?
Воспитатель: А чтобы нам было совсем весело, давайте подойдем друг к другу, улыбнемся, возьмемся за руки. Все мы настоящие и надёжные друзья.
Итог. Сюрпризный момент.
А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
Приложение 1
Рисунок 1
рисунок 2
Рисунок 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности На тему: «Светофор – друг рубят и зверят» Для детей 2 младшей группы
КОНСПЕКТНепосредственно образовательной деятельности На тему: «Светофор – друг рубят и зверят» Для детей 2 младшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности: «В гости к другу»
Данный материал поможет воспитателю в работе по развитию навыков культуры поведения и общения у детей средней группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наш друг – светофор» с детьми 3-4 лет
Задачи.Образовательные:— познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен;— учить наклеивать круги на прямоугольник, чередуя их последовательность (красный, желтый, зеленый);&m...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»(досуг в старшей - подготовительной возрастных подгруппах)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наш друг- Снеговик»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наш друг- Снеговик»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наш друг- Снеговик»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», ...