Семинар-практикум для педагогов «Поддержка образовательной инициативы семьи»
консультация по теме
Согласно ФГОС ДО взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, является одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.ppt | 256.5 КБ |
seminar-praktikum.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников .
План семинара – практикума: Вступление (выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»). Выполнение заданий педагогами. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников. Рефлексия
1.Выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников». Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляются путём решения следующих задач: - установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; - создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки; - активизация и обогащение воспитательных умений родителей; - поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях
Формы взаимодействия с родителями воспитанников опросный лист «Будем знакомы», анкета Детский сад: что вы от него ждёте?»; стенд «День за днём» с краткой информацией о том, чем был занят ребёнок в течение дня; «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, играми, которые могут повторить дома вместе с детьми; оформление фотоальбома «Будем знакомы», на страницах которого родители рассказывают о своём ребёнке.
«Родительская почта», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем могут служить темами для консультаций и родительских собраний; газета «Дочки и сыночки» совместно с родителями, где названия рубрик говорят сами за себя «Родительские хитрости», «Поздравляем с праздником», Что мы делали», «Детский лепет». совместный альбом «Почемучка», в котором родители в доступной форме дают ответы на детские вопросы «Почему опадают листья?», «Почему радуга разноцветная?».
нетрадиционная форма родительских собраний с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказыванием воспитанников, в форме мастер классов, чаепития с угощением, приготовленными детьми. «Встречи с интересными людьми», в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, дают полезные советы
совместно с детьми родители участвуют в групповых занятиях; интересная находка – участие родителей в тех режимных моментах детского сада, куда обычно их не пускают. «Маршрут выходного дня» - это совместные походы, экскурсии, прогулки. участие родителей в развлечениях, праздниках.
2. Выполнение заданий педагогами. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? Назовите методы изучения семьи? Назовите формы работы с семьей?
Решение педагогических ситуаций мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада; родители приводят явно не долеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде; мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок .
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 18 г. Павлово
Семинар-практикум для педагогов
«Поддержка образовательной инициативы семьи»»
Старший воспитатель Миронова Л.А.
2017 г.
Семинар-практикум для педагогов
Поддержка образовательной инициативы семьи»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
План:
- Вступление (выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»).
- Выполнение заданий педагогами.
- Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.
- Рефлексия.
1. Согласно ФГОС ДО взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, является одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Кроме того, важной задачей педагогов является сегодня и поддержка образовательных инициатив родителей. Например, если родители выступают с предложением организовать совместное с детьми мероприятие или поездку, поддержите их, помогите продумать содержание, решить организационные вопросы.
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляются путём решения следующих задач:
- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
- создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Я предлагаю познакомиться с разными формами взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность:
- опросный лист «Будем знакомы», анкета Детский сад: что вы от него ждёте?»;
- в группе может оформляться стенд «День за днём» с краткой информацией о том, чем был занят ребёнок в течение дня;
- «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, играми, которые могут повторить дома вместе с детьми;
- оформление фотоальбома «Будем знакомы», на страницах которого родители рассказывают о своём ребёнке.
- можно использовать «Родительскую почту», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем могут служить темами для консультаций и родительских собраний;
- можно выпускать газету «Дочки и сыночки» совместно с родителями, где названия рубрик говорят сами за себя «Родительские хитрости», «Поздравляем с праздником», Что мы делали», «Детский лепет».
- совместный альбом «Почемучка», в котором родители в доступной форме дают ответы на детские вопросы «Почему опадают листья?», «Почему радуга разноцветная?».
- в нетрадиционной форме проходят родительские собрания с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказыванием воспитанников, в форме мастер классов, чаепития с угощением, приготовленными детьми.
- проводятся «Встречи с интересными людьми», в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, дают полезные советы;
- совместно с детьми родители участвуют в групповых занятиях;
- интересная находка – участие родителей в тех режимных моментах детского сада, куда обычно их не пускают. Например, послушать детскую песенку перед сном с помощью аудиозаписи с маминым голосом;
- среди эффективных форм взаимодействия можно выделить «Маршрут выходного дня» - это совместные походы, экскурсии, прогулки.
- ну и конечно участие родителей в развлечениях, праздниках.
Кроме этого родители могут участвовать в конкурсах, заниматься благоустройством и озеленением территории, зимой сооружать постройки из снега. Совместные мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой
Нередко приходиться прибегать к педагогическим хитростям. Тем родителям
которые сторонятся участия в образовательном процессе, предлагаются на первый взгляд незначительные поручения.
Подводя итог можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создаёт позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Родители осознают, что вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в ВОП важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это нужно для развития ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и детским садом, тем большую поддержку получит ребёнок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
6. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
7. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).
Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.
Стыд
Обида
Грусть
Огорчение
Радость
Удивление
Любопытство
Злость
Гордость
Высокомерие
Страх
Усмешка
Недовольство
Интерес
Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
- родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему адаптироваться к появлению малыша.
Следующее задание: подготовить короткий комментарий к тезисам.
Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказыванием или нет и почему.
Тезисы:
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
Завершение. Рефлексия.
Каким был семинар-практикум?
- занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
- радостным
- дружелюбным
Недовольство Интерес |
Стыд Обида |
Грусть Огорчение |
Радость Удивление |
Любопытство Злость |
Гордость Высокомерие |
Страх |
Усмешка |
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС".
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений о работе с семьей в условиях реализации ФГОС....
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка по средством реализации образовательных проектов на основе поддержки образовательной инициативы семьи.
Доклад по теме: "Взаимодействие с родителями"....
Поддержка образовательной инициативы семьи на основе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО.
Технология проектной деятельности особенно бесценна для развития совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная раб...
«Хоум - технология» как инновационная модель организации компетентной поддержки образовательной инициативы семьи
laquo;Хоум - технология» – это уникальное методическая разработка, которая включает в себя опыт работы с родителями педагогического коллектива ГБДОУ детский сад №44 Калининского района и ...
Статья "Поддержка образовательной инициативы семьи"
laquo;Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия»....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...
Семинар-практикум для педагогов Поддержка образовательной инициативы семьи»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....