«Хоум - технология» как инновационная модель организации компетентной поддержки образовательной инициативы семьи
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
«Хоум - технология» – это уникальное методическая разработка, которая включает в себя опыт работы с родителями педагогического коллектива ГБДОУ детский сад №44 Калининского района и современные интерактивные технологии. Благодаря этим средствам, удалось решить поставленную перед нами задачу укрепления семейных ценностей и традиций и квалифицированно поддержать потребность родителей в подготовке старших дошкольников к следующей ступени образования, не нарушая психолого-физиологических особенностей детей данного возраста.
Наш опыт, представленный в данной работе, поможет педагогам по-новому взглянуть на работу с семьей воспитанников, спланировать и систематизировать ее, качественно улучшить взаимодействие детей и родителей дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
houm-tehnologiya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 Калининского района Санкт-Петербурга.
Развитие дошкольного образования
«Хоум - технология» как инновационная модель
организации компетентной поддержки образовательной
инициативы семьи».
Методическая разработка
Жиманова Марина Николаевна – воспитатель высшей категории
Рюшенкова Ольга Викторовна – воспитатель высшей категории
Хейстонен Анна Олеговна – воспитатель высшей категории
2018
Пояснительная записка
Методическая разработка рассчитана на педагогов дошкольных учреждений, желающих повысить уровень педагогического просвещения родителей, вовлечь их во взаимодействие с ДОУ при помощи «Хоум - технологии».
Предлагаемое средство – семейная интерактивная игра.
В методической разработке описаны этапы проводимой работы, а также даны методические рекомендации по её проведению.
К методической разработке прилагается презентация.
- Пояснительная записка
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловное безоценочное принятие. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Родители 21 века – грамотны, информированы, но, вместе с тем, очень заняты и ограничены во времени для получения компетентной информации. Занятость родителей, их усталость является основной проблемой взаимодействия не только детского сада с семьей, но также качественного взаимодействия детей и родителей дома. Поэтому в новых условиях необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (согласно ФГОС), особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и сохранять самоценность дошкольного периода в жизни ребенка.
Актуальность разработки.
Разработка и использование «Хоум-технологий» – необходимое условие для организации компетентной поддержки образовательных инициатив семьи.
Цель:
Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
- Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с ДОУ.
- Поиск новых форм сотрудничества с семьёй.
- Создание условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
- Улучшение детско – родительских отношений.
Условия реализации:
Заинтересованность родителей, детей, педагогов.
- Содержательная часть
Реализация проекта проходит в 3 этапа:
1 этап – организационный
Работа педагога:
- Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации.
- Изучение опыта коллег через Интернет-ресурсы.
- Формирование банка методических идей по теме.
- Мониторинг «Активность родителей во взаимодействии с ребенком дома».
Работа с родителями:
- Анкетирование «Дети дома»
2 этап внедренческий
Внедрение «Хоум-технологии» в работу с родителями и детьми.
Работа педагога:
- Презентация семейной игры детям и родителям.
- Создание тематических мультимедийных презентаций.
- Систематическое обновление информации на сайте группы.
Работа с родителями:
- Мастер- класс «Развивающие игры дома».
- Мастер-класс «Читаем сказки правильно».
- Консультации по выполнению заданий на сайте группы.
- Родительское собрание на тему: «Семейная игра».
- Консультации по проблемным вопросам.
- этап – результативный
Анализ результатов, использования «Хоум-технологии», корректировка содержания, обобщение опыта работы, перспективы на будущее.
Работа педагога:
- Провести сравнительный мониторинг уровня активности родителей во взаимодействии с ребенком дома.
- Создать банк презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, мастер-классов для работы родителей с детьми.
- Систематизировать опыт работы, наметить планы по поиску новых возможностей «Хоум-технологии».
Работа с родителями:
- Проведение семейного досуга «Хвасталка».
Наша работа по использованию инновационной игровой «Хоум-технологии» в ДОУ начала своё существование со старшей группы дошкольников и проведения первого родительского собрания. В ходе общения с родителями детей выяснили, что, несмотря на достаточное количество информации и совместных мероприятий с детьми в ДОУ, вопросы, чем заняться с детьми дома, как правильно организовать совместный досуг остаются актуальными для многих родителей. А волнения по поводу следующей ступени образования нарастают, ведь родители сталкиваются с проблемой нежелания или неспособности детей выполнять задания, «придуманные» родителями. И не зря. Зачастую родители имеют неверные представления о подготовке детей к школе, так как свои знания новоиспеченные «педагоги» черпают из многочисленных интернет-сообществ, которые забывают рассказать о действительно важных элементах для благополучного развития дошкольников при подготовке их к основной образовательной деятельности, в основном делая акцент на умении считать и читать. Активных игривых детей дома принуждают решать примеры, читать по часу в день и т.д., то есть лишают, из благих побуждений, ребенка детства, что напрямую противоречит и Конституции РФ и ФГОС. Таким образом, перед нами встала задача, с одной стороны, вернуть детям детство, а с другой – поддержать образовательную инициативу семьи, но уже при компетентной помощи педагогов, сохраняя самоценность дошкольного периода в жизни ребенка.
Рассмотрев все возможные варианты и не найдя подходящих нам, мы обобщили имеющийся в детском саду опыт работы с родителями и решили создать нечто новое, новую форму работу со всеми участниками образовательного процесса. А, поскольку эта форма работы предполагала занятия с детьми дома, она получила название «Хоум-технология». Основываясь на основной образовательной программе ДОУ, мы выделили 15 тем, на каждую из которых разработали три задания по разным образовательным областям, и включили их в семейную игру (Приложение 1), оформив ее как интерактивный стенд в приемной группы, тем самым стимулируя детскую инициативу и мотивируя детей и родителей в желании выиграть. В результате нам удалось решить поставленную перед нами задачу – разработать такую форму взаимодействия «ребенок – родитель», в которой удовлетворялись потребности и желания обеих сторон, при квалифицированном сопровождении педагогов.
Презентуя семейную игру родителям, мы рассказали о цели ее внедрения, правилах, особенностях, возможностях выбора для ребенка и взрослого, а также о подведении итогов (семейный досуг «Хвасталка»). Особое внимание уделили необходимости презентовать выполненное дома задание в группе либо на специально организованных досугах.
В то же время наметили мастер-классы, консультации по выполнению наиболее сложных, по мнению родителей, и требующих специальных знаний заданий игры. Кроме того, было принято решение выкладывать рекомендации и мастер-классы на сайт группы, так как не всегда родители могут принимать непосредственное участие в мероприятиях ДОУ.
В результате «Хоум-деятельности» родители получили представление о правильной организации деятельности детей соответственно их возрастным особенностям и задачам развития, повысился интерес к воспитательно- образовательному процессу в целом. Видя и понимая необходимость и важность для детей активной позиции родителя в семейной игре, родители стали находить возможность для участия в ней.
Использование «Хоум-технологии» во взаимодействии педагога ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:
- Активизация участия родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
- Лучшее освоения программы (даже если ребенок болеет при изучении какой-либо темы) в различных формах детской активности;
- Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка;
- Качественное взаимодействие ребенка и родителя дома;
- Улучшение детско – родительских отношений.
После проведённой работы, которая продолжается и в настоящее время, мы разработали некоторые рекомендации педагогам, желающим последовать нашему примеру:
- Вовлеченность двух педагогов группы с целью распределения обязанностей, создание доверительного отношения родителей ко всем педагогам группы.
- Систематичность работы.
- Для того, чтобы привлечь внимание родителей и заинтересовать детей, необходимо продумать привлекательные с их точки зрения задания и предоставить выбор содержания деятельности.
При внедрении «Хоум-технологи» в процесс взаимодействия педагога и семьи могут возникнуть и трудности:
- Отказ родителей от вхождения в Семейную игру.
- Трудности формулировки задания, понятного для родителя и ребенка.
- Недостаточно условий для презентации выполненного задания.
- Качество выполнения.
- Долгосрочное планирование.
Несмотря на преграды и учитывая наши достижения, думаем, не стоит пугаться трудностей. Лучше искать возможности для их преодоления, ведь мы это делаем с целью повышения эффективности процесса развития и воспитания детей и сохранения самоценности детства.
Итак, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе инновационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Наилучшие результаты в развитии детей отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно!
Литература:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
- Смирнова З.Ю. Дистанционное образование: документы, идеи, опыт.
- Арнаутова Е. П. Сотрудничество педагога с семьей // Программа “Истоки”: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
- Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
- Использование инновационных технологий в работе ДОУ семьёй. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/13/ispolzovanie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v-rabote-dou-semyoy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по стажировочной площадке Инновационная модель выявления, поддержки и сопровождения талантливых сельских детей (4-7 лет) в целостном образовательном пространстве
авторская разработка проекта...
Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы в совместном планировании образовательной деятельности
Деткий совет...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
Статья "Технология "Детский совет" как форма поддержки детской инициативы".
В статье представлена технология «Детский совет», которая позволяет сорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел, поддерживать детскую инициативу, ...
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...
"Внедрение технологии Lego - конструирования, как средство поддержки познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Цель ...
- Мне нравится (2)