Mind Map - развитие и управление творческим мышлением
занимательные факты на тему

Гадеева Людмила Владимировна

Интеллект-карты (mind map) – это эффективная графическая техника управления творческим мышлением. Создание ментальной карты помогает осмыслить сложную проблему и найти оригинальные, нестандартные пути ее решения.Придумал метод интеллект-карт или, как их еще называют, «умственных карт» английский журналист Тони Бьюзен, а доработал и популяризировал его вместе со своим братом-психологом Барри.

Достаточно часто мы сталкиваемся с необходимостью принятия нестандартных решений, когда возникшая проблема не решается привычными методами. Как придумать что-то оригинальное, если большинство людей даже толком не могут объяснить, что это такое: «придумать»? Вот здесь нам и поможет техника интеллект-карт, не просто активизирующая мышление, но и помогающая найти выход из самой запутанной жизненной ситуации.

Необходимость реорганизации мышления

Нас с детства учат логическому мышлению, убеждают, что оно самое правильное, высшее, истинно человеческое, так как рациональное. Но когда перед нами встает сложная задача, не имеющая одного единственно верного решения, то линейное логическое мышление дает сбой.

Т. Бьюзен говорит, что в этом случае нужно другое мышление – радиантное (радианта – точка, из которой как бы расходятся в разные стороны пути небесных тел, например, метеоритов в потоке). Психолог Дж. Гилфорд такой тип мышления назвал дивергентным – разнонаправленным, Э. де Боно – латеральным – идущим вбок.

Именно этот тип мыслительной деятельности является основой творчества и позволяет находить самые оригинальные, неожиданные и эффективные решения проблем. Но у него есть существенный недостаток – радиантное мышление хаотично, в нем отсутствует характерная для логического мышления, четкая последовательность операций. Этот хаос в мыслях, наверное, ощущал каждый. Кажется, что мысли разбегаются в стороны, путаются, и мелькнувшая гениальная догадка тут же теряется в хаосе менее значимых идей.

Тони Бьюзен разработал уникальный графический метод организации мышления, который и назвал интеллект-картой.

Основные правила составления интеллект-карты

В качестве катализаторов мышления Т. Бьюзен предлагает использовать образы и ассоциации.

  • Без образного мышления невозможно увидеть ситуацию проблему целиком, с разных сторон. Да и в творчестве образы играют ведущую роль.
  • Ассоциативное мышление дает доступ к хранящейся в нашей памяти информации из самых разных сфер и областей, позволяет выйти за пределы стандартного смыслового поля и использовать в решении задачи самые неожиданные данные.

Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.

Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.

Этапы составления интеллект-карты

Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.

  • Этап 1. Центральная идея – образ.

Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы.  Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.

Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.

Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д.

Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.

В настоящее время есть специальные программы, позволяющие составлять интеллект-карту с использованием готовых рисунков. В этом случае вы облегчите себе задачу, но такая работа значительно менее эффективна, так как не работает рука, и не столь активно образное мышление.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »

Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнени...

Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного.

      Поговорим о том,  как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в ходе обсуждения прочитанного....

Картотека игр на развитие воображения и творческого мышления дошкольников

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.Ход игры: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в...

Консультация для педагогов : «Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Конспект во второй младшей группе «Развитие речи и творческого мышления ребенка в игре»

Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, развитие речи.Образовательные:1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2...

Игровые технологии для развития креативного и творческого мышления у дошкольников.

Развитию творческого, креативного мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений. И одна из таких техник развития креати...

«Использование методики Радуга Кайе для развития креативности и творческого мышления дошкольников»

Применение элементов методики В. Кайе и есть, то самое удивительное, что стимулирует детское творчество и создает фундамент для развития дизайнерских способностей каждого ребенка.Эта метдика представл...