План работы кружка «Дорожная азбука». Средняя группа.
рабочая программа по обж (средняя группа)
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
кружка
«Дорожная азбука»
в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
на 2015-2016 учебный год
(средняя группа)
Руководители: Алексеева Н.В.
Михеева Н.В.
г. Ковылкино, 2015 г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Центр развития ребенка-
Детский сад «Росинка»
---------------------/ С.А. Гусарова/
График работы кружка
«Дорожная азбука»
в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
на 2015-2016 учебный год
(средняя группа)
День недели | Время работы | Количество детей | Возраст детей | Руководитель |
Среда | 15.45-16.05 | 10 человек (1-я подгруппа) | 4 года | Алексеева Н.В. |
Четверг | 15.45-16.05 | 9 человек (2-я подгруппа) | 4 года | Михеева Н.В. |
Список детей кружка
«Дорожная азбука»
……
I. Пояснительная записка.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком» без всякого расчета на детей.
Поэтому главная задача взрослых - разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Задачи:
-уточнить знания детей о назначении светофора;
- познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;
- расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми среднего дошкольного возраста, продолжительность занятий не более 20 минут. Общее количество занятий в год 30 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия во второй половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображен6ия ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают правила безопасного поведения на улице, на проезжей части, в транспорте. С каждого игрового занятия дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить здоровье.
Однако целостность образовательного процесса обеспечивается в окружающем ребенка мире – среде, где он воспитывается. Построение предметно-развивающего пространства по теме безопасности на дорогах в соответствии с возрастными потребностями ребенка и деятельностным подходом поможет формированию устойчивых навыков и самоконтроля в его поведении.
В группе предполагается оборудование уголка для игр и пособий по ознакомлению с правилами дорожного движения. Особый интерес у детей вызывают макеты улиц города. Настольные дидактические игры и атрибуты для сюжетно-ролевых игр используются детьми, как в повседневной детсадовской жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие творческих способностей;
- формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
-формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
-развитие отрицательного отношения к нарушениям правил дорожного движения.
Формы работы кружка:
-занятия;
-беседы;
-целевые прогулки;
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-тестирование.
Несомненно, разнообразие форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет значительный педагогический потенциал. Они надолго запомнятся детям, а значит, помогут в различных ситуациях, с которыми им не раз придется столкнуться, став самостоятельными участниками дорожного движения.
II. Содержание учебной программы
Наименование разделов и тем | Количество занятий |
Раздел 1. Светофор | 3 |
Раздел 2. Улица | 5 |
Раздел 3 - Помощники на дорогах | 7 |
Раздел 4 - Перекресток | 9 |
Раздел 5 – Будем вежливыми | 5 |
Раздел 6 - Итоговый | 1 |
Итого: | 30 |
III. Перспективный план работы кружка
«Дорожная азбука»
на 2015-2016 учебный год
Дата проведения | Тема | Цель |
Раздел 1 - Светофор | ||
1-я неделя октября | Занятие: «Наш друг светофор» | Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; продолжить работу по ознакомления детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. |
2-я неделя октября | Заучивание стихотворения А.Северного: «Три чудесных цвета» | Закреплять знания о светофоре через художественное слово |
3-я неделя октября | Аппликация: «Светофор» | Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; |
Раздел 2 - Улица | ||
4-я неделя октября | Занятие: «Знакомство с улицей города» | Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.; закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. |
1-я неделя ноября | Беседа: «Где и как переходить улицу» | Дать представление об обстановке на улице; закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения. |
2-я неделя ноября | Игры с макетом: места перехода улиц | Закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; |
3-я неделя ноября | Занятие: «Путешествие по городу» | Продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); закрепить знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, такси; закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте. |
4-я неделя ноября | Дидактическая игра: «Законы улиц и дорог» | Прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве. |
Раздел 3 - Помощники на дорогах | ||
1-я неделя декабря | Сюжетно-ролевая игра: «Водители, пешеходы, автомобили» | Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге. |
2-я неделя декабря | Занятие: «Помощники на дороге» | Закреплять знания о работе светофора; расширить представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети»; знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями. |
3-я неделя декабря | Дидактическая игра: «Дорожные знаки» | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные знаки. |
4-я неделя декабря | Занятие: «Осторожно, зимняя дорога» | Знакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»; продолжать знакомить с правилами передвижениями пешеходов. |
2-я неделя января | Занятие: «Я грамотный пешеход» | Закреплять у детей представления о назначении дорожных знаков; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике. |
3 –я неделя января | Чтение и беседа по рассказу А. Вольского «Запомни, юный пешеход!» | Закреплять знания о правилах дорожного движения через художественное слово |
4-я неделя января | Занятие: «Осторожно – перекресток» | Дать представление о том, что место пересечения дорог называется перекрестком; познакомить детей с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке; расширять знания детей о назначении дорожных знаков. |
Раздел 4 - Перекресток | ||
1-я неделя февраля | Беседа по картине: «Перекресток» | Продолжать знакомить детей с перекрестком, закреплять у детей навыки безопасного поведения на перекрестке. |
2-я неделя февраля | Рассматривание иллюстраций с изображением улицы с перекрестком. Беседа | Закреплять у детей навыки безопасного поведения на перекрестке. |
3-я неделя февраля | Занятие: «Пешеход на дороге» | Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях. |
4-я неделя февраля | Чтение стихотворения О. Бедарева: «Азбука безопасности». | Учить детей внимательно слушать стихотворение; совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах города. |
1-янеделя марта | Дидактические игры: «Светофор», «Парные картинки» | Закрепить знания о значении сигналов светофора |
2-я неделя марта | Занятие: «Мой микрорайон» | Дать представление детям о микрорайоне; учить ориентироваться на макете микрорайона и использовать свои знания правил дорожного движения. |
3-я неделя марта | Целевая прогулка: «Пешеходный переход» | Учить детей находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу; воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. |
4-я неделя марта | Дидактическая игра: «Верно-неверно» | Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения. |
5-я неделя марта | Беседа на тему: «Дорога не место для игр» | Сформировать у детей правила безопасного поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх на улице; научить необходимым мерам безопасности. |
Раздел 5 – Будем вежливыми | ||
1-я неделя апреля | Занятие: «Транспорт» | Знакомить детей с различными видами транспорта; формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. |
2-я неделя апреля | Дидактическая игра: «Пешеходы и транспорт» | Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах. |
3-я неделя апреля | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на транспорте» | Закреплять у детей навыки правильного поведения в транспорте. |
4-я неделя апреля | Чтение и беседа по рассказу Н.Носова «Автомобиль» | Учить детей внимательно слушать рассказ; совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах города. |
1-я неделя мая | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Игра в мяч», игра в слова. | Развивать внимание, память, наблюдательность у детей; способствовать повышению уровня дорожной грамотности. |
Раздел 6 - Итоговый | ||
2-я неделя мая | Тесты по правилам дорожного движения | Сформировать у детей определенные знания, умения, навыки: знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть; владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи; знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная машина; трамвай, автобус, поезд; иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар. |
IV. Требования к уровню подготовки воспитанников
Возраст | Воспитанник должен | |
Знать | Иметь представления | |
Средний дошкольный возраст | - знают о светофоре и назначении его цветов; - знают, что такое улица; - правила поведения на проезжей части и на тротуаре. - что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. - навыки правильного поведения в транспорте. | - имеют представление об обстановке на улице; -имеют представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»; - ориентироваться на макете микрорайона и использовать свои знания правил дорожного движения.
|
V. Способы проверки знаний, умений и навыков
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).
1. Раздел 1 - Светофор
Высокий уровень: ребенок самостоятельно без помощи взрослого называет цвета светофора, знает, для чего он нужен. Умеет самостоятельно переходить улицу на нужный цвет светофора.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 2 - Улица
Высокий уровень: ребенок самостоятельно без помощи взрослого объясняет, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 3 - Помощники на дорогах
Высокий уровень: ребенок самостоятельно без помощи взрослого рассказывает, о работе светофора, о назначении дорожных знаков.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 4 - Перекресток
Высокий уровень: ребенок самостоятельно без помощи взрослого рассказывает, о месте пересечения дорог – перекрестке; об особенностях движения общественного транспорта на перекрестке.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 5 – Будем вежливыми
Высокий уровень: ребенок самостоятельно без помощи взрослого использует свои знания правил дорожного движения на практике.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
VI. Список средств обучения
- Учебно-наглядные пособия ( плакаты, схемы, макеты, модели, конструкторы, дорожные знаки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картинки с изображением различных видов транспорта, картинки с ситуациями).
- Оборудование.
VII. Список использованной литературы
1.Козева Т.Г., изд-во «Учитель», Волгоград, 2010г.
«Правила дорожного движения» (методическая работа в ДОУ).
2.Саулина Т.Ф., изд-во «Просвещение», Москва, 1989 г.
«Три сигнала светофора» (дидактические игры, сценарии вечеров и досуга).
3.Старцева О.В. ,изд-во «ТЦ Сфера», Москва, 2011г.
«Школа дорожных наук» (дошкольникам о правилах дорожного движения).
4.Шорыгина Т.А., изд-во ТЦ Сфера», Москва, 2009г.
«Беседы о правилах дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по ПДД «Путешествие в страну Дорожной Азбуки» Средняя группа
Развлечение по ПДД«Путешествие в страну Дорожной Азбуки»Средняя группа...
Календарный план на неделю в средней группе на тему "Азбука безопасности"
Цель проекта: Расширять ориентировку в пространстве. Закрепить понятия «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором. Закреплять различение проезжей части дороги, тротуар; понимать значен...
Конкурс «Дорожная азбука» Средняя группа
Конкурс «Дорожная азбука»Средняя группа...
Конспект занятия по ПДД «Дорожная азбука». Средний группа
Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города в летний период....
Парциальная программа по познавательно-речевое развитие. "Школа-азбуки" средняя группа.
Рабочая программа дополнительного образования«Школа - Азбуки»(познавательно-речевое развитие)Возраст детей 4-5 лет...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....