План работы кружка «Дорожная азбука». Средняя группа.
рабочая программа по обж (средняя группа)

Михеева Наталья Владимировна

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

кружка

 «Дорожная азбука»

 в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

 на 2015-2016 учебный год

(средняя группа)

Руководители: Алексеева Н.В.

                                                                                                                      Михеева Н.В.

г. Ковылкино, 2015 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка-

Детский сад «Росинка»

---------------------/ С.А. Гусарова/

График работы кружка

«Дорожная азбука»

в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад  «Росинка»

на 2015-2016 учебный год

(средняя группа)

День недели

Время работы

Количество детей

Возраст детей

Руководитель

Среда

15.45-16.05

10 человек

(1-я подгруппа)

4 года

Алексеева Н.В.

Четверг

15.45-16.05

9 человек

(2-я подгруппа)

4 года

Михеева Н.В.

Список детей кружка 

«Дорожная азбука»

……

I. Пояснительная записка.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком» без всякого расчета на детей.

Поэтому главная задача взрослых - разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Задачи:

-уточнить знания детей о назначении светофора;

- познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

- расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми среднего дошкольного возраста, продолжительность занятий  не более 20  минут.  Общее количество занятий в год  30 (на усмотрение педагога).  Целесообразно проводить занятия во второй половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображен6ия ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают правила безопасного поведения на улице, на проезжей части, в транспорте. С каждого игрового занятия дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить здоровье.

Однако целостность образовательного процесса обеспечивается в окружающем ребенка мире – среде, где он воспитывается. Построение предметно-развивающего пространства по теме безопасности на дорогах в соответствии с возрастными потребностями ребенка и деятельностным подходом поможет формированию устойчивых навыков и самоконтроля в его поведении.

В группе предполагается  оборудование уголка для игр и пособий по ознакомлению с правилами дорожного движения. Особый интерес у детей вызывают макеты улиц города. Настольные дидактические игры и атрибуты для сюжетно-ролевых игр используются детьми, как в повседневной  детсадовской жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ожидаемые результаты:

Образовательный:

- овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- развитие творческих способностей;

- формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

-формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

-развитие отрицательного отношения к нарушениям правил дорожного движения.

Формы работы кружка:

-занятия;

-беседы;

-целевые прогулки;

-дидактические игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-чтение художественной литературы;

-тестирование.

Несомненно, разнообразие форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет значительный педагогический потенциал. Они надолго запомнятся детям, а значит, помогут в различных ситуациях, с которыми им не раз придется столкнуться, став самостоятельными участниками дорожного движения.

II. Содержание учебной программы

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Раздел 1. Светофор

3

Раздел 2. Улица

5

Раздел 3  - Помощники на дорогах

7

Раздел 4  - Перекресток

9

Раздел 5 – Будем вежливыми

5

Раздел 6 - Итоговый

1

Итого:

30

III. Перспективный план работы кружка

 «Дорожная азбука»

на 2015-2016 учебный год

Дата проведения

Тема

Цель

Раздел 1  - Светофор

1-я неделя октября

Занятие: «Наш друг светофор»

Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; продолжить работу по ознакомления детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

2-я неделя октября

Заучивание стихотворения А.Северного: «Три чудесных цвета»

Закреплять знания о светофоре через художественное слово

3-я неделя октября

Аппликация: «Светофор»

Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов;

Раздел 2  - Улица

4-я неделя октября

Занятие: «Знакомство с улицей города»

Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.; закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.

1-я неделя ноября

Беседа: «Где и как переходить улицу»

Дать представление об обстановке на улице; закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

2-я неделя ноября

Игры с макетом: места перехода улиц

Закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу;

3-я неделя ноября

Занятие:  «Путешествие по городу»

Продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); закрепить знания о том, что по  городу можно ездить на транспорте: автобусе, такси; закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте.

4-я неделя ноября

Дидактическая игра: «Законы улиц и дорог»

Прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.

Раздел 3  - Помощники на дорогах

1-я неделя декабря

Сюжетно-ролевая игра: «Водители, пешеходы, автомобили»

Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге.

2-я неделя  декабря

Занятие: «Помощники на дороге»

Закреплять знания о работе светофора; расширить представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети»; знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями.

3-я неделя декабря

Дидактическая игра: «Дорожные знаки»

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные знаки.

4-я неделя декабря

Занятие: «Осторожно, зимняя дорога»

Знакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»; продолжать знакомить с правилами передвижениями пешеходов.

2-я неделя января

Занятие: «Я грамотный пешеход»

Закреплять у детей представления о назначении дорожных знаков; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике.

3 –я неделя января

Чтение и беседа по рассказу  А. Вольского «Запомни, юный пешеход!»

Закреплять знания о правилах дорожного движения через художественное слово

4-я неделя января

Занятие: «Осторожно – перекресток»

Дать представление о том, что место пересечения дорог называется перекрестком; познакомить детей с особенностями движения общественного  транспорта на перекрестке; расширять знания детей о назначении дорожных знаков.

Раздел 4  - Перекресток

1-я неделя февраля

Беседа по картине: «Перекресток»

Продолжать знакомить детей с перекрестком, закреплять у детей навыки безопасного поведения на перекрестке.

2-я неделя февраля

Рассматривание иллюстраций с изображением улицы с перекрестком. Беседа

Закреплять у детей навыки безопасного поведения на перекрестке.

3-я неделя февраля

Занятие: «Пешеход на дороге»

Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.

4-я неделя февраля

Чтение стихотворения

О. Бедарева:  «Азбука безопасности».

Учить детей внимательно слушать стихотворение; совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах города.

1-янеделя  марта

Дидактические игры: «Светофор», «Парные картинки»

Закрепить знания о значении сигналов светофора

2-я неделя марта

Занятие: «Мой микрорайон»

Дать представление детям о микрорайоне; учить ориентироваться на макете микрорайона и использовать свои знания правил дорожного движения.

3-я неделя марта

Целевая прогулка: «Пешеходный переход»

Учить детей находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу; воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

4-я неделя марта

Дидактическая игра:

«Верно-неверно»

Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

5-я неделя марта

Беседа на тему: «Дорога не место для игр»

Сформировать у детей правила безопасного поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх на улице; научить необходимым мерам безопасности.

Раздел 5 – Будем вежливыми

1-я неделя апреля

Занятие: «Транспорт»

Знакомить детей с различными видами транспорта; формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.

2-я неделя апреля

Дидактическая игра: «Пешеходы и транспорт»

Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

3-я неделя апреля

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на транспорте»

Закреплять у детей навыки правильного поведения в транспорте.

4-я неделя апреля

Чтение и беседа по рассказу Н.Носова «Автомобиль»

Учить детей внимательно слушать рассказ; совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах города.

1-я неделя

мая

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Игра в мяч», игра в слова.

Развивать внимание, память, наблюдательность у детей; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.

                                             Раздел 6  - Итоговый

2-я неделя

мая

Тесты по правилам дорожного движения

Сформировать у детей определенные знания, умения, навыки: знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть; владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи; знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная машина; трамвай, автобус, поезд; иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

IV. Требования к уровню подготовки воспитанников

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представления

Средний дошкольный возраст

- знают о светофоре и назначении его цветов;

- знают, что такое улица;

- правила поведения на проезжей части и на тротуаре.

- что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.

- навыки правильного поведения в транспорте.

- имеют представление об обстановке на улице;

-имеют  представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»;

- ориентироваться на макете микрорайона и использовать свои знания правил дорожного движения.

 

V. Способы проверки знаний, умений и навыков

         Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).

1. Раздел 1  - Светофор

Высокий уровень:  ребенок самостоятельно без помощи взрослого называет цвета светофора, знает, для чего он нужен. Умеет самостоятельно переходить улицу на нужный цвет светофора.

Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

 Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

Раздел 2  - Улица

Высокий уровень:  ребенок самостоятельно без помощи взрослого объясняет, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.

Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

Раздел 3  - Помощники на дорогах

Высокий уровень:  ребенок самостоятельно без помощи взрослого рассказывает, о работе светофора, о назначении дорожных знаков.

Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

Раздел 4  - Перекресток

Высокий уровень:  ребенок самостоятельно без помощи взрослого рассказывает, о месте пересечения дорог – перекрестке; об особенностях движения общественного транспорта на перекрестке.

Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

Раздел 5 – Будем вежливыми

Высокий уровень:  ребенок самостоятельно без помощи взрослого использует свои знания правил дорожного движения на практике.

Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

VI. Список средств обучения

  1. Учебно-наглядные пособия ( плакаты, схемы, макеты, модели, конструкторы, дорожные знаки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картинки с изображением различных видов транспорта, картинки с ситуациями).
  2. Оборудование.

VII. Список использованной литературы

1.Козева Т.Г., изд-во «Учитель», Волгоград, 2010г.

«Правила дорожного движения» (методическая работа в ДОУ).

2.Саулина Т.Ф., изд-во «Просвещение», Москва, 1989 г.

«Три сигнала светофора» (дидактические игры, сценарии вечеров и досуга).

3.Старцева О.В. ,изд-во «ТЦ Сфера», Москва, 2011г.

«Школа дорожных наук» (дошкольникам о правилах дорожного движения).

4.Шорыгина Т.А., изд-во ТЦ Сфера», Москва, 2009г.

«Беседы о правилах дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по ПДД «Путешествие в страну Дорожной Азбуки» Средняя группа

Развлечение по ПДД«Путешествие в страну Дорожной Азбуки»Средняя группа...

Календарный план на неделю в средней группе на тему "Азбука безопасности"

Цель проекта: Расширять ориентировку в пространстве. Закрепить понятия «улица», «дорога», с работой водителя, со  светофором. Закреплять различение проезжей части дороги, тротуар; понимать значен...

Конкурс «Дорожная азбука» Средняя группа

Конкурс «Дорожная азбука»Средняя группа...

Конспект занятия по ПДД «Дорожная азбука». Средний группа

Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города в летний период....

Парциальная программа по познавательно-речевое развитие. "Школа-азбуки" средняя группа.

Рабочая программа дополнительного образования«Школа - Азбуки»(познавательно-речевое развитие)Возраст детей  4-5 лет...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....