Проект "Мир предметов" Старший дошкольный возраст.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Одним из значимых условий развития познания может являтся технология проектов.В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский опыт в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в целое. В ходе проектной деятельности ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее, включается в активный поиск и освоение новой информации. В материале представлены примеры совместной деятельности, дидактических и словесных игр, опытов, проблемных вопросов и художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_predmetov.docx | 47.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир предметов»
Старший дошкольный возраст.
Педагог: Кулькова Е.А
В старшем дошкольном возрасте развитие познавательной деятельности характеризуется направленностью на познание нового содержания, становлением познавательных мотивов, сознательным использованием различных средств и способов познания, получением новой информации об изучаемом предмете.
Одним из значимых условий развития познания может являться технология проектов. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский опыт в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в целое.
Метод проектов позволяет создавать ситуацию «ближайшего развития» в совместной деятельности, соблюдение соотношения нового и уже известного. В ходе проектной деятельности ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее, включается в активный поиск и освоение новой информации. Очень важно у детей развивать умения замечать проблему, выдвигать гипотезы, строить предложения, задавать вопросы. Осуществлять целенаправленный поиск, планировать содержание деятельности, используя различные средства и методы, устанавливать связи, делать выводы и умозаключения.
Тип проекта: информационный
Сроки проекта: три недели
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель: развивать познавательную активность детей в процесс ознакомления дошкольников с предметами.
Задачи:
1.Способствовать познавательному развитию, развитию познавательных операций: сравнивать, обобщать, анализировать, задавать вопросы.
2.Развивать проектную деятельность, участие детей в проектах, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, развивать умения выполнять задание парами и подгруппами, распределяя обязанности.
3. Продолжать знакомить с различными материалами: дерево, стекло, пластмасса, поролон, фарфор, металл и др.
4.Обогащать и уточнять представления детей о предметах мебели (внешние особенности, использование различных материалов, из которых изготавливают мебель, функциональности); знания о посуде, называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, о различных видах бытовой техники, облегчающие труд человека в быту. Акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он ее совершенствует и преобразует. Познакомить с основами безопасного обращения с бытовыми приборам окружающими нас.
5.Развивать практические умения изобразительной деятельности (создание рисунков по тематике проекта)
6.Продолжать развивать умения устанавливать пространственные, размерные и количественные отношения, умения счетной и измерительной деятельности (в процессе работы по конструированию мебели, измерение объема наполняемой емкости).
7. Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать с взрослыми и сверстниками, оказывать помощь.
Мотивационный этап: педагог в группу приносит Письмо от любознательной Мартышки из мультфильма «38 попугаев», которая просит в письме ей рассказать: Что такое Рукотворный мир предметов? Где он находится? Что это за предметы? Где их можно взять?
Вопросы для активизации:
Как вы думаете, что такое рукотворный мир? Кто его придумал? Из чего он состоит? Что это за предметы? Зачем нужны эти предметы? Можно ли обойтись без этих предметов? Какими предметы были раньше? Из чего они сделаны? Из каких материалов предметы лучше? Как это узнать? Кто исследует предметы? Где исследуют предметы?
Продукт деятельности: создание Лаборатории исследования предметов и материалов, презентация лаборатории детям другой группы. Письмо «модель» для любознательной Мартышки «Что такое Рукотворный мир?»
Проблемно – деятельный этап.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Образовательная ситуация Что такое рукотворный мир? Цель: расширять представления детей о рукотворном мире, группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета), понимать назначение предметов необходимых для жизни человека, определять из какого материала они сделаны. Рисование ««Юные изобретатели. Цель: развитие творчества, фантазии. Придумывание предметов, изображение их, с последующим составлением рассказа о предполагаемом материале для изготовления и способах использования. | Игровая ситуация «Экскурсия в детскую лабораторию» (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.) Цель: уточнить представления кто такие ученые, познакомить со способом познания мира – экспериментов, о назначении детской лаборатории, дать представления о культуре поведения в ней. Рисуем модели правил поведения в лаборатории. Путешествие в мир разных предметов по книге Дыбиной О.В «Что было до…» Учимся задавать вопросы. Игра « Сундучок» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы. |
Художественное творчество Используя различные материалы и инструменты Рукотворный мир предметов Игра «Собери предмет» Цель: побуждать детей к поиску недостающих деталей, формировать понимание того, что отсутствие какой – либо части делает невозможным использование предмета
Игра «Волшебные слова» Цель: формировать представления о многозначности названий предметов рукотворного мира (ключ, игла, ручка, молния, лук). | Поиск интересной информации о разных предметах. Подбор книг, иллюстраций разных предметов, предметов прошлого и настоящего
|
Образовательная ситуация «Мир деревянных и металлических предметов» Цель: уточнять и расширять знания детей о предметах окружения сделанных из дерева и металла. Проводим опыты. «Дерево и металл» Можно ли увидеть сквозь дерево? Какое дерево на ощупь? Дерево твердое или нет, а металл? Дерево имеет рисунок, а металл? (рассматриваем через лупу). Тонет, не тонет? Можно ли распилить дерево, металл? От чего дерево меняет размер, а металл? Образовательная ситуация « Необычное свойство металла» Цель: познакомить со свойствами магнита Опыт. «Все ли притягивают магниты» Цель: магнетические свойства материалов. Рисование « Чудо кровать» Цель: развитие творческого воображения, использование различных материалов и инструментов. Образовательная ситуация «Чем можно измерить длину» (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.) Цель: расширять представления детей о мерах длинны: условная мерка, единица измерения, познакомить с измерительными приборами, линейкой, сантиметровой лентой. Образовательная ситуация «Дверь в Зазеркалье» Цель: история появления зеркала Опыты: «Отражение в воде» Отражение в «металле» | Чтение художественных произведений. В.Сутеев «Палочка выручалочка» Рус.нар.сказка. «Пузырь соломинка и лапоть» С. Маршак « Откуда стол пришел» Беседа «Путешествие в прошлое стула» (О.В.Дыбина) Цель: познакомить с историей появление стула. Рассматриваем Сравниваем, анализируем. «Кресло и стул» Цель: сходства и различия предметов. Рассуждаем, анализируем Конструируем. «Без чего не может существовать стол Может ли стол быть с одной ногой или двумя? Будет ли он устойчивым? Какой материал для стола лучше? Игра – опыт «Бумажные гонки» Цель: определить, действие магнита через бумагу, картон, ткань. Беседуем, рассуждаем, анализируем «Фольга – это что?» Цель: показать свойство фольги, подвести к пониманию, чем тоньше металл, тем он становится более гибким. Игровая ситуация «Отражение в зеркале» Цель: ориентировка в пространстве (лево право). | Дидактическая игра «Что из чего» Цель: закрепление знаний детей о различных материалах. Дидактическая игра «Часть - Целое» Цель: развивать мышление, рассуждать и умение делать умозаключения Творим, Создаем, играем «Магнитный театр» (выбор сказки определяется желанием детей) Изготовление фигурок сказочных персонажей с последующей постановкой сказки (решение использования магнита для плоскостного или объемного театра). Настольная игра «Рыбалов» (магниты) Цель: развитие ловкости, мышления, внимания. Дидактическая игра «Что было до, что стало» Цель: изменение предмета, зависимости от потребностей в нем людей. «Можно ли предметы назвать ласково?» Цель : образов сущ. с умен. ласк. суфф. | Просмотр мультфильмов по сказкам. «Кошкин дом» С.Маршак. «Федорино горе» К.Чуковский Подбор картинок и иллюстраций для альбома «Путешествие в мир мебели» (как менялась мебель с годами) |
Образовательная ситуация с использование ЭОР «Искусственные материалы». Цель: познакомить с некоторыми свойствами современных материалов пластмасса, поролона, резина; где используют эти материалы. Рисуем (поролоном) Выбор сюжета по желанию. Цель: экспериментирование с поролоновой губкой развивать эстетическое восприятие, творческое отношение к работе, внимание, память, формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение. | Опыты «Мир пластмасс» (Дыбина О.В.) Цель: сравнение разных видов пластмасс (полиэтилен, оргстекло, пенопласт, целлулоид) Опыты. Беседуем. Рассуждаем «Зачем изобрели резину» «Где можно встретить резину?» «Чего боится резина?» Опыт «Воздушный шар» Цель: свойства резины. Мастерим. Играем «Мастер класс из поролона» Изготовление различных предметов из поролона. | «Волшебная стирательная резинка» Все ли может резинка стереть? Рассматривание резинок друг у друга? Сравнение. Поиск в группе предметов сделанных из резины, пластмассы, использование поролона. Зарисовка предметов с последующим рассказом о низ ( используют план – модель, для составления рассказа) | |
Образовательная ситуация «Встречаем гостей» (Посуда) Цель: обогащать представления детей о посуде, расширять кругозор, классифицировать предметы посуды по существенным признакам, определять материала, из которого изготовлена посуда. Образовательная ситуация «Путешествие в страну Стекляндию» Проводится с использованием ЭОР Цель: познакомить с изобретением стекла. Образовательная ситуация. Сравниваем, измеряем, делаем умозаключения. (Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.) «Сколько ложек песка в стакане?» Измерение песка кукольной, чайной, столовой и деревянной ложкой Цель: развивать познавательную активность детей в процессе опытов; учимся зарисовывать опыты, рисуем модели. Аппликация « Моя любимая чашка» Цель: развитие творчества, использование различных приемов вырезания. Рисование «Сервируем стол и ждем гостей» Цель: развитие творчества, использование различных материалов и инструментов Лепка» Ваза для цветов» Цель: использование различных приемов лепки. | Игровая ситуация «Путешествие в прошлое посуды» (О.В.Дыбина) Опыты «Пропускная способность света» Цель: Проверить какие материалы пропускает свет, а какие нет? (стекло, железо, дерево, ткань) Беседа с использованием ЭОР « Удивительный фарфор» Цель: Познакомить с материалом фарфор. Опыт (Дыбина О.В.) Рассматриваем, сравниваем разные чашки. Цель: сравнения свойств: стекла, фаянса, фарфора. Игровое упражнение «Волшебный мешочек» Цель: развитие тактильных ощущений, умение описывать предмет (материал), сравнивать анализировать. Опыт «Какая ложка быстрей нагреется» Цель: выявить теплопроводность материалов (ложки – деревянная, металлическая, пластмассовая) Беседуем. Рассматриваем «Жил был Самовар» Цель: познакомить с самоваром, приобщать детей к русской народной культуре, знакомить с традициями чаепития на Руси, историей появления самовара, правила поведения за столом | Игровое упражнение «Что можно делать с посудой» Цель: подбор слов – действий к предметам. Просмотри мультфильма Федорино горе» К.Чуковский Игра «Четвертый лишнее? Цель: развитие мышление, умение анализировать делать выводы (классификация или обобщение по определенным признакам) Игровое упражнение «Угадай по звуку» Цель: развитие слухового восприятия Сюжетно ролевая игра «Кафе», «Магазин. Отдел посуды» Игровое упражнение «Если бы…» Цель: учимся задавать вопросы, предположения выдвигать гипотезы, рассуждать. Составляем рассказы о предметах Учимся рассматривать предметы, составлять рассказ, рисовать модели для рассказа о предмете. | Совместное творчество с детьми Придумывание сказок о посуде и столовых приборах. Оформление выставки книжки - малышки Для обогащения развивающей среды предложить родителям принести предметы посуды из разных материалов «Выставка посуды»
|
Образовательная ситуация «Для чего нужны ткани» Цель: расширять представления о тканях, способствовать определению их свойств и особенностей, подвести к пониманию необходимости создания человеком бытовых приборов Ручной труд «Коврик из ниток» Способы плетения ткани (использование ниток либо тонких полосок картона(выбор детей). Образовательная ситуация « Вата в поле выросла» Использование ЭОР Цель: знакомство с хлопком. | Читаем К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Опыт. Рассуждаем, анализируем. « Удивительное плетение Рассматривание ткани через лупу ( показать марлю) Путешествие в мир иголки и швейной машины (Дыбина О.В.) Опыты. «Мир ткани» (Дыбина О.В.) Цель: познакомить со свойствами ткани, степень сминаемости, как режется ткань, степень необходимого усилия, чтоб разорвать, впитывания влаги | Художественное творчество «Юные дизайнеры» Цель: развитие творческих способностей Оформление альбома «Разнообразные ткани» (Принцип оформления альбома (выбор детей): материал, плотность, расцветка, предметы одежды). | Подбор коллекции тканей. Для создания альбома «Разнообразные ткани» |
Образовательная ситуация «Предметы помощники. Бытовые приборы» Цель: расширять представления о предметах облегчающих труд человека в быту. Игровая ситуация « Могут ли быть нужные предметы опасными?» Цель: уточнить представления о правилах пользования бытовыми предметами. Рисование «Юные изобретатели. Техника будущего» Цель: Развивать творческие способности, воображение. Лепка « Чудо техника» Цель: использование различных вдов лепки, развитие творчества. | Игровая ситуация «Путешествие во времени (утюга, пылесоса, стиральной машины, электрической лампочки) (О.В. Дыбина) Ручной труд. Конструирование предметов техники из бросового материала. Образовательная ситуация «Что такое электричество» Цель: познакомить с понятием электричество, историей его открытия. Проводим опыты «Волшебный шарик», «Чудо прическа». (О.В.Дыбина) | Словесные дидактические игры «Найди пару» Игра «Сундучок» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы. «Игра «Что было – что есть» (история предметов) Художественное творчество «Юные дизайнеры – изобретатели» придумывание различной техники облегчающей труд человека. | Составление письма рассказа для Мартышки (с использование моделей, нарисованных детьми) «Что такое Рукотворный мир» |
Творческий этап: Дети с педагогом приглашают в гости, в свою лабораторию детей другой группы, демонстрируют различные материалы для проведения опытов, их названия и назначения, показывают несложные опыты. Вместе придумывают «модель» письма для Любознательной Мартышки с рассказом «Что такое рукотворный мир».
Методические рекомендации.
Для реализации содержания целесообразно использовать:
Интересные и проблемные вопросы: Что такое рукотворный мир? Кто его придумал? Из чего он состоит? Что это за предметы? Зачем нужны эти предметы? Можно ли обойтись без этих предметов? Какими предметы были раньше? Из чего они сделаны? Из каких материалов предметы лучше? Как это узнать? Без чего не может существовать стол? Может ли предмет иметь два значения? Для чего нужны ткани? Что такое искусственные материалы?
Опыты: « Все ли предметы притягивают магниты?», «Можно ли увидеть сквозь дерево?», «Что более твердое дерево или металл? »Можно ли распилить дерево, а металл», «От чего дерево меняет размер?» «Изучаем свойства ткани», «Волшебный шарик, «Чудо прическа» (О.В.Дыбина).
Исследования: «Чем можно измерить длину» « Сколько ложек песка в стакане» (Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.), «Дверь в Зазеркалье», « Чего боится резина?», «Какой материал пропускает свет?», «Удивительное плетение»,
Предметно – развивающая среда: подбор книг, энциклопедий, иллюстраций разных предметов прошлого и настоящего, организация Лаборатории для проведения опытов и экспериментов. Подбор предметов и материалов: емкости разной вместимости (мерные стаканчики, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, пластмассовые прозрачные пластины разных цветов. Приборы: лупы, фонарик. Наборы с разновидностями материалов: «Ткани (представлены разновидности тканей)», «Мир дерева (бруски, маленькие дощечки разной толщены, карандаши, различные деревянные предметы) », «Магниты и технические материалы» (винтики, гаечки, проволока, болтики). Картотеки с алгоритмом проведения несложных опытов – экспериментов. Мыльные пузыри, воздушные шарики, зеркала.
Образовательные ситуации, опыты, игры к проекту «Мир предметов»
Игровая ситуация «Путешествие в страну Стекляндию» с использованием ЭОР.
Цель: расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла, особенностях стекла, стеклянной посуды; познакомить детей со стекольным заводом его изделиями
Ход: Педагог приглашает, детей в дружный кружок и задает вопрос:
- Скажите, пожалуйста, зачем в доме окна? (Предположительные ответы детей)
А стекла в окнах зачем?
Но почему именно стекла?
А откуда свет на улице?
Когда солнышко уходит с неба на ночь, что надо сделать чтобы было в доме светло?
Значит, через окно к нам попадает дневной свет, а вечером мы включаем электричество. Это электрический свет. А скажи, в ванной и туалете мы, когда включаем электрический свет – тоже только вечером и ночью или днем тоже?
– Днем тоже.
– А почему?
А что еще может быть стеклянным?
Как вы думаете стекло прочный материал?
Ребята, вы знаете, как делают стекло?
Педагог предлагает отправиться в страну «Стекляндию», а в этом нам поможет наш волшебный экран. Педагог показывает презентацию ««Путешествие в страну Стекляндию» (на стекольный завод).
В ходе презентации педагог знакомит детей с историей возникновения стекла, из чего производят стекло, для чего используют формы, кто такой стеклодув, каким инструментом пользуется стеклодув, почему его профессия так называется, знакомятся со словом «стеклодув».
Вам понравилось путешествие. Что интересного вы узнали?
Как вы думаете трудно стеклодуву выдувать разные предметы? Почему?
Педагог предлагает детям попробовать себя в роли стеклодува и выдуть большой шар. Дети берут мыльные пузыри и тренируются.
Игра «Сундучок»
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игровое упражнение « Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, мышления, умение анализировать, делать умозаключения
Педагог просит посмотреть на иллюстрации, назвать предметы (на карточки их представлено 4) и подумать какой предмет лишний и почему?
Педагог дает несколько подобных заданий
Усложнение :предлагает придумать задание детям
Игровая ситуация. Конструирование
«Без чего не может существовать стол»
Цель: развитие мышление, умение анализировать, выдвигать гипотезы
Педагог рассматривает с детьми различные виды столов (форму столешниц, размер, количество ножек, форму ножек), дети называют части стола (столешница, ножки, ящики), затем предлагает построить столы из конструктора (выбор конструктора осуществляется детьми), дети рассматривают столы, дети о них рассказывают.
Педагог задает вопрос: «Назовите признаки, без которых не может существовать ни один стол?» Дети рассуждают, анализируют, делают выводы: у стола должны быть ножки и столешница.
Далее выясняют экспериментальным, путем какое количество ножек лучше, чтоб было у стола? Какой материал для стола лучше использовать?
Игровая ситуация « В чем сходства и отличия стула и кресла»»
Цель: проведение сравнительного анализа предметов.
Педагог предлагает поиграть. Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло?
Педагог предлагает сравнить эти два предмета. Сначала попробуем найти, чем они похожи? Дети находят сходства предметов (на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель).
- А теперь попробуем, чем они различаются? (у кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью).
- Куда можно в квартире поставить стул? А кресло, куда можно поставить?
Что же нам лучше выбрать?
Прежде, чем идти за покупкой, надо решить, для какой цели нам нужна мебель, куда мы ее поставим, и подойдет ли она по размеру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...