"Развивайка"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Многофункциональное развивающее пособие

по подготовке детей к школе и обучению татарскому языку

«Развивайка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_posobie_po_podgotovke_k_shkole.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Ромашка»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Многофункциональное развивающее пособие

по подготовке детей к школе

«Развивайка»

                                           

                                                                           Подготовила: Зиннатова Е.В.                                                                   воспитатель  первой  

 квалификационной категории

       

Вопрос готовности ребенка к школе на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних  и тех же параметров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т. е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Успешность вхождения в школьное обучение зависит от уровня зрелости ребенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным возможностям.

Для развития стартовых возможностей дошкольников (внимание; саморегуляция и организация деятельности; математические представления; мыслительные процессы; звукобуквенный анализ, синтез, фонематическое восприятие) было разработано и изготовлено многофункциональное развивающее пособие по подготовке детей к школе «Развивайка». Пособие состоит из трех кубов, вращающихся вокруг своей оси. На кубах имеются различные поверхности для крепления дидактического материала: с двух сторон ковролин, с одной кармашки и с одной натянуты резинки для крепления на прищепки. Пособием можно пользоваться при изучении всех образовательных областей индивидуально, подгруппой (4-6 детей),  в образовательной деятельности со всей группой и в самостоятельной деятельности детей.

В современных условиях развития общества знание языков становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Основной задачей обучения татарскому и русскому языкам в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения языком в устной форме.

Цель использования пособия «Развивайка»:

Повышение интереса детей дошкольного возраста к получению знаний, развитие умственных и творческих способностей.

Пособие «Развивайка» решает целый ряд задач:

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.
  • Развитие интересов детей, формирование  и закрепление знаний об объектах и явлениях окружающего мира, умение образовывать группу из однородных предметов; развитие воображения и творческой активности.
  • Обогащение активного словаря детей: существительными, обозначающими названия предметов; прилагательными, обозначающими цвет, величину; наречиями.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, умения отгадывать простейшие описательные загадки.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
  • Формирование зрительно-моторной координации.
  • Развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку.
  • Формирование основ правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи.
  • Увеличение продуктивности запоминания слов на татарском и русском языках.

Также, опираясь на задания фронтальной диагностики стартовых возможностей дошкольников, к пособию были подобраны дидактические игры.

На умение осуществлять звуковой синтез проводится игра «Читаем по первым звукам». Педагог закрепляет ребусы на грани куба при помощи прищепок и  предлагает детям сложить слово по первым звукам картинок.

Для речевого развития подобрана игра «Опиши предмет» (с использованием пиктограмм). Педагог выставляет предметную картинку и картинки-символы (пиктограммы) в кармашки на грани куба и предлагает описать предмет, опираясь на пиктограммы.

Игра «С какой тучки капелька?» помогает закреплять представления детей о составе числа. Педагог предлагает детям подобрать капельки к каждой тучке, правильное решение проверяется соотношением  количества с соответствующим числом. Тучки и капельки крепятся на ковролин липучками.

Игра    «Веселые осьминожки» имеет два варианта использования. В первом варианте целью является развитие умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному признаку.  Педагог предлагает  внимательно рассмотреть картинки осьминожек и разделить их на группы так, чтобы в каждой группе были фигурки с общим признаком. Во втором варианте проводится игра  «Кто спрятал ракушку?».  Все карточки раскладываются в кармашки, под одного осьминожку прячется ракушка (нарисованная на бумаге) или монетка. Задача игрока, найти озорника, который спрятал предмет по подсказкам и ответам ведущего.

На развитие мыслительных процессов проводится игра    «Пятый лишний». Педагог обращает внимание детей, что в ряду по 5 предметов, 4 из них подходят друг другу, а один не подходит. Какой предмет здесь лишний?

Таким образом, использование многофункционального развивающего пособия по подготовке детей к школе «Развивайка» даёт возможность педагогу строить взаимодействие с ребенком усиливая индивидуальные ресурсы. У детей развиваются мыслительные процессы, речевые навыки, творческие способности, внимание и память. Данное пособие дает детям дошкольного возраста заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий, повышается интерес детей к получению знаний.

«Портфель»

Цель: Развивать умение правильно классифицировать школьные принадлежности.

Вариант 1. Назови, что у тебя в портфеле.  

Речевой образец: «Дефтер», «Китап», «Альбом»…

Вариант 2. Что ты положишь в портфель?

Речевой образец: (выбрать из всех картинок школьные принадлежности) «Дефтер», «Китап», «Альбом»…

Что лишнее?

Цель: Развивать умение правильно классифицировать предметы по общему признаку, называть их и находить лишний.

Ход игры.

Речевой образец:

«Бу нерсе?» - «Бу курчак (туп, тавык, аю)».

«Нерсе артык?» - «Тавык»

«Курчак, туп, аю – уенчык, тавык – кош»

«Командир»

Цель: Развивать умение давать правильно друг другу команды, задавать вопросы «Син нишлисен?», «Нишли?» и отвечать на них.

Вариант 1. Как ты дашь команду другу.

Речевой образец: «Аша!», «Эч!», «Утыр!», «Ю!», «Бие!»…

Вариант 2. Спроси, что ты делаешь?

Речевой образец: «Син нишлисен?» - «Мин ашыйм», «Мин эчем», «Мин утырам», «Мин юам», «Мин биим»…

Вариант 3. Спроси, что делает (малай)?

Речевой образец: «(Малай) нишли?» - «… ашый», «… эче», «… утыра», «… юа», «… бии»…

«Магазин»

Цель: Повторение и закрепление пройденного материала; развивать умение применять в диалоге детей вопросы «Нерсе кирек?», «Нинди?», «Ниче?».

Ход игры.

Речевой образец:

- Нерсе кирек?

- Алма (туп, суган, чынаяк…)

- Нинди алма? (туп, суган, чынаяк…)

- Сары алма (туп, суган, чынаяк…)

- Ниче алма (туп, суган, чынаяк…)

- Бер (ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун) сары алма (туп, суган, чынаяк…)

- Ун сум

- Бер, ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун.

- Ме, бер (ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун) сары алма (туп, суган, чынаяк…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивайка

занятие по математике в форме игры-соревнования для детей старшего дошкольного возраста...

"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)

Программа имеет социально-педагогическую направленность.  Разнообразные  задания способствуют  развитию внимания, памяти, мышления, расширяют  кругозор....

Игра Развивайка. Тема "Вода"

итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...

ИГРЫ-РАЗВИВАЙКИ СВОИМИ РУКАМИ

Игры-развивайкиДидактическая игра1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"Цель:-Учить различать по внешнему виду овощи.-Учить различать по внешнему виду фрукты.-Закреплять знания о сенсорном предст...

Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа

Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...

Мастер-класс по изготовлению физкультурного оборудования «Коврик-развивайка»

Коврик предназначен для развития движений, а так же способствует развитию математических навыков. ...

Проект "Развивайка"

Цель: Развитие логического мышления....