"Развивайка"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Многофункциональное развивающее пособие
по подготовке детей к школе и обучению татарскому языку
«Развивайка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_posobie_po_podgotovke_k_shkole.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Ромашка»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Многофункциональное развивающее пособие
по подготовке детей к школе
«Развивайка»
Подготовила: Зиннатова Е.В. воспитатель первой
квалификационной категории
Вопрос готовности ребенка к школе на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т. е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Успешность вхождения в школьное обучение зависит от уровня зрелости ребенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным возможностям.
Для развития стартовых возможностей дошкольников (внимание; саморегуляция и организация деятельности; математические представления; мыслительные процессы; звукобуквенный анализ, синтез, фонематическое восприятие) было разработано и изготовлено многофункциональное развивающее пособие по подготовке детей к школе «Развивайка». Пособие состоит из трех кубов, вращающихся вокруг своей оси. На кубах имеются различные поверхности для крепления дидактического материала: с двух сторон ковролин, с одной кармашки и с одной натянуты резинки для крепления на прищепки. Пособием можно пользоваться при изучении всех образовательных областей индивидуально, подгруппой (4-6 детей), в образовательной деятельности со всей группой и в самостоятельной деятельности детей.
В современных условиях развития общества знание языков становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Основной задачей обучения татарскому и русскому языкам в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения языком в устной форме.
Цель использования пособия «Развивайка»:
Повышение интереса детей дошкольного возраста к получению знаний, развитие умственных и творческих способностей.
Пособие «Развивайка» решает целый ряд задач:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.
- Развитие интересов детей, формирование и закрепление знаний об объектах и явлениях окружающего мира, умение образовывать группу из однородных предметов; развитие воображения и творческой активности.
- Обогащение активного словаря детей: существительными, обозначающими названия предметов; прилагательными, обозначающими цвет, величину; наречиями.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, умения отгадывать простейшие описательные загадки.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
- Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
- Формирование зрительно-моторной координации.
- Развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку.
- Формирование основ правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи.
- Увеличение продуктивности запоминания слов на татарском и русском языках.
Также, опираясь на задания фронтальной диагностики стартовых возможностей дошкольников, к пособию были подобраны дидактические игры.
На умение осуществлять звуковой синтез проводится игра «Читаем по первым звукам». Педагог закрепляет ребусы на грани куба при помощи прищепок и предлагает детям сложить слово по первым звукам картинок.
Для речевого развития подобрана игра «Опиши предмет» (с использованием пиктограмм). Педагог выставляет предметную картинку и картинки-символы (пиктограммы) в кармашки на грани куба и предлагает описать предмет, опираясь на пиктограммы.
Игра «С какой тучки капелька?» помогает закреплять представления детей о составе числа. Педагог предлагает детям подобрать капельки к каждой тучке, правильное решение проверяется соотношением количества с соответствующим числом. Тучки и капельки крепятся на ковролин липучками.
Игра «Веселые осьминожки» имеет два варианта использования. В первом варианте целью является развитие умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному признаку. Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинки осьминожек и разделить их на группы так, чтобы в каждой группе были фигурки с общим признаком. Во втором варианте проводится игра «Кто спрятал ракушку?». Все карточки раскладываются в кармашки, под одного осьминожку прячется ракушка (нарисованная на бумаге) или монетка. Задача игрока, найти озорника, который спрятал предмет по подсказкам и ответам ведущего.
На развитие мыслительных процессов проводится игра «Пятый лишний». Педагог обращает внимание детей, что в ряду по 5 предметов, 4 из них подходят друг другу, а один не подходит. Какой предмет здесь лишний?
Таким образом, использование многофункционального развивающего пособия по подготовке детей к школе «Развивайка» даёт возможность педагогу строить взаимодействие с ребенком усиливая индивидуальные ресурсы. У детей развиваются мыслительные процессы, речевые навыки, творческие способности, внимание и память. Данное пособие дает детям дошкольного возраста заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий, повышается интерес детей к получению знаний.
«Портфель»
Цель: Развивать умение правильно классифицировать школьные принадлежности.
Вариант 1. Назови, что у тебя в портфеле.
Речевой образец: «Дефтер», «Китап», «Альбом»…
Вариант 2. Что ты положишь в портфель?
Речевой образец: (выбрать из всех картинок школьные принадлежности) «Дефтер», «Китап», «Альбом»…
Что лишнее?
Цель: Развивать умение правильно классифицировать предметы по общему признаку, называть их и находить лишний.
Ход игры.
Речевой образец:
«Бу нерсе?» - «Бу курчак (туп, тавык, аю)».
«Нерсе артык?» - «Тавык»
«Курчак, туп, аю – уенчык, тавык – кош»
«Командир»
Цель: Развивать умение давать правильно друг другу команды, задавать вопросы «Син нишлисен?», «Нишли?» и отвечать на них.
Вариант 1. Как ты дашь команду другу.
Речевой образец: «Аша!», «Эч!», «Утыр!», «Ю!», «Бие!»…
Вариант 2. Спроси, что ты делаешь?
Речевой образец: «Син нишлисен?» - «Мин ашыйм», «Мин эчем», «Мин утырам», «Мин юам», «Мин биим»…
Вариант 3. Спроси, что делает (малай)?
Речевой образец: «(Малай) нишли?» - «… ашый», «… эче», «… утыра», «… юа», «… бии»…
«Магазин»
Цель: Повторение и закрепление пройденного материала; развивать умение применять в диалоге детей вопросы «Нерсе кирек?», «Нинди?», «Ниче?».
Ход игры.
Речевой образец:
- Нерсе кирек?
- Алма (туп, суган, чынаяк…)
- Нинди алма? (туп, суган, чынаяк…)
- Сары алма (туп, суган, чынаяк…)
- Ниче алма (туп, суган, чынаяк…)
- Бер (ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун) сары алма (туп, суган, чынаяк…)
- Ун сум
- Бер, ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун.
- Ме, бер (ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун) сары алма (туп, суган, чынаяк…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивайка
занятие по математике в форме игры-соревнования для детей старшего дошкольного возраста...
"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Разнообразные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, расширяют кругозор....
Игра Развивайка. Тема "Вода"
итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...
ИГРЫ-РАЗВИВАЙКИ СВОИМИ РУКАМИ
Игры-развивайкиДидактическая игра1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"Цель:-Учить различать по внешнему виду овощи.-Учить различать по внешнему виду фрукты.-Закреплять знания о сенсорном предст...
Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...
Мастер-класс по изготовлению физкультурного оборудования «Коврик-развивайка»
Коврик предназначен для развития движений, а так же способствует развитию математических навыков. ...
Проект "Развивайка"
Цель: Развитие логического мышления....