Проект"От прошлого до настоящего"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»
Проект «От прошлого до настоящего»
Донец С.Л.
заместитель заведующего по воспитательно –методической работе
МБДОУ ЦРР д/с «Теремок»
- Актуальность
У каждой страны в истории существуют события, имеющие одно из наиважнейших и неизменных значений в её судьбе. В истории России одной из таких вех является Победа в Великой Отечественной войне 1941-1941годов. Это событие наиболее значимы для нынешнего поколения ещё и потому, что эти события не так далеки по времени: его помнят наши отцы и матери, бабушки и дедушки, ещё живы его современники. В свете сегодняшних реалий, одной из актуальных задач воспитания, является патриотическое воспитания детей и подростков. Дошкольный возраст является стартовой площадкой. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные качества личности, поэтому педагогу ДОУ необходимо грамотно организовать воспитательно – образовательную деятельность с воспитанниками, подобрать эффективные технологии, методы и приёмы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Особую значимость приобретает процесс знакомства дошкольников с жизнью родной страны, историческими событиями, деятелями, где особое место занимает музейная педагогика, как одна из эффективных технологий патриотического воспитания. В данном случае эта технология в сфере личностного воспитания детей, которая в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, создаёт условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную, информационную среду, связанную с историей родного государства. Использование музейной технологии позволяет расширить пределы социума в рамках отдельной дошкольной организации.
Основателем музейной педагогики является А. Лихтварк, идеи музейной педагогики выражены в трудах Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн. Проблемам музейной педагогики уделял К. Фолль, профессор мюнхенского университета. Г. Кершенштейнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции и воплотил свои идеи в деятельность.
Проект «От прошлого до настоящего» направлен на нравственное, гражданственное, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики, которая строится с учетом особенностей современного музея, его уникальной предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.
- Цель: использование музейной технологии в воспитательно - образовательном процессе в дошкольной организации для развития у воспитанников осмысленного понимания роли России в Победе в Великой Отечественной войне.
- Основные задачи:
- Создание материально – технических, информационных условий для организации и создания музея в условиях дошкольной организации.
- Сбор и обогащение экспозиционно-выставочного пространства.
- Расширение связей и взаимодействия в процессе работы над созданием музея между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
- Использование музейной технологии, для развития творческой, инициативной личности, через включение воспитанников в процесс создания музея совместными усилиями.
- Использование современных технических средств и информационных технологии, повышающие эффективность воспитательно - образовательной деятельности.
- Принципы работы над проектом:
- Принцип интеграции – музей учитывает содержание основной образовательной программы МБДОУ, помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип природосообразности – музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику музея, объясняют процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности.
- Принцип культуросообразности – музей ориентирован на приобщение детей к мировой отечественной культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей.
- Принцип регионального компонента – музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона.
Данный проект представляет собой интеграцию различных видов деятельности всех участников проекта. В связи с чем, можно сделать вывод, что данный проект является интегративным (по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, информационно-поисковый, практико-ориентированный).
По предметно-содержательной области: исторический.
По характеру координации проекта: со скрытой координацией (гибкий).
По количеству участников проекта: коллективный .
По широте охвата содержания: внепредметный.
По характеру контактов (степени охвата): в рамках ДОУ
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Проект реализуется на базе МБДОУ ЦРР д/с «Теремок», в отдельном помещении, что позволяет зонировать пространство соответственно общей тематике и способствует построению взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, активизирующей развитие у детей исследовательской, проектной и познавательной деятельности.
- Для реализации проекта МБДОУ обладает достаточными ресурсами:
- Материально – технические ресурсы
- Отдельное помещение
- Зонирование внутри музея
- Кадровые ресурсы: семьи воспитанников, работники дошкольного учреждения
- Информационные ресурсы: архивные материал участников проекта.
- Условия для реализации проекта
Педагогические условия для успешной реализации проекта:
- Заинтересованность участников процесса в реализации проекта, процессе работы и конечном результате.
- Включение всех участников воспитательно – образовательного процесса в активную проектно-исследовательскую деятельность.
- Использование педагогами современных методов воспитания гражданственности и патриотизма дошкольников в реализации проекта (социально – значимые акции, дискуссия, проекты, тренинг).
- Направления:
- Поисковая работа по сбору информации об участниках Великой Отечественной войны ближайшего окружения семей воспитанников и работников ДОУ.
- Исследовательская деятельность по определению роли и значению личностей участников и семей воспитанников в истории Великой Отечественной войне
- Сетевое сотрудничество с социальными партнёрами – музеем истории БАМа: сбор информации о ветеранах города, посещение музея, оформление передвижной фотовыставки на базе ДОУ с использованием материала музея.
- Проектная работа по возрастным группам в рамках общей тематики проекта.
- Участники проекта:
- воспитанники дошкольного учреждения,
- педагоги,
- родители воспитанников,
- социальные партнёры (работники музея)
- ветераны ВОВ
- творческие группы. В связи с тем, что проект включает реализацию ряда подпроектов («Книга памяти», «Спасибо скажем ветерану» -проведение благотворительного концерта, «Подарок ветерану»), для эффективности и рационального распределения обязанностей весь педагогических коллектив необходимо разделить на несколько творческих групп. Каждая из групп отвечает за определённый подпроект, но вместе с тем частично участвует в других, вышеперчисленных.
- План график реализации проекта
Этап | Наименование | Сроки | Участники |
Подготовительный этап | Анализ состояния патриотического воспитания в дошкольной организации | Сентябрь 2014 –март 2015 год | Зам. заведующего по ВМР |
Анализ материально –технического оснащения и оценка возможностей создания музея воинской славы в детском саду | Заведующий Зам. заведующего по ВМР Завхоз | ||
Составление плана работы над проектом | Зам. заведующего по ВМР | ||
Информирование участников о проекте | Зам. заведующего по ВМР | ||
Подготовка материально –технического обеспечения функционирования музея: - ремонт помещения, - подготовка технических средств: столы, подставки с файлами (для Книги памяти), приобретение рамок для фотографий. | Заведующий Завхоз | ||
Проведение педсовета для педагогов: «Музейная педагогика в условиях дошкольной организации» | Заведующий Зам. заведующего по ВМР | ||
Сбор информации, документов, материала, экспонатов для музея воинской славы | Педагоги | ||
Основной этап | 1.Оформление Музея боевой славы с тематическими зонами: «Документы и награды военных лет»: награды, копии и оригиналы наградных документов и фотографии участников и ветеранов Великой Отечественной войны «Книга памяти»: фотографии ветеранов ВОВ и их биография «Вечный огонь»: имитация памятника воинам, с горящим огнем. «Ветераны нашего города»: фотографии и биография ветеранов ВОВ г.Северобайкальска «Военная форма»: военная форма военнослужащих Советской Армии и Вооруженных сил России «Предметы обихода »: предметы быта и личного пользования солдат «Выставка военной техники»: модели военной техники вооруженных сил прошлого века и современности | Апрель 2015 | Зам. заведующего по ВМР, Творческая группа |
| Зам. заведующего по ВМР Педагоги | ||
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности посвященной Дню Победы. | Педагоги | ||
Организация и оформление уголков воинской славы в приёмных, игровых помещениях. | Педагоги | ||
Оформление зданий | Заведующий Завхоз | ||
Реализация проекта «Георгиевская ленточка» | Заведующий Зам. заведующего по ВМР | ||
Реализация подпроекта «Спасибо скажем ветеранам!» | Муз. руководитель, Творческая группа | ||
Реализация проекта «Бессмертный полк» | Заведующий Зам. зав. по ВМР, Зав.хоз, педагоги | ||
Заключительный этап | Презентация проекта. Проведение экскурсий в музее воинской славы для возрастных групп | Май | Зам. зав. по ВМР, Педагоги |
Освещение реализации проекта на сайте учреждения | Зам. зав. по ВМР | ||
Освещение реализации проекта в СМИ | Зам. заведующего по ВМР | ||
Составление плана работы по пополнению экспозиций музея | Зам. заведующего по ВМР |
- Предполагаемые результаты:
- Развития у воспитанников осмысленного понимания роли каждого гражданина России и страны в целом в Победе в Великой Отечественной войне.
- Обогащение материально – технического оснащения, предметно –развивающей среды дошкольной организации.
- Сохранение исторических документальных материалов времён Великой Отечественной войне.
- Расширение связей и взаимодействия в воспитательно –образовательном процессе между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
- Использование музейной технологии, для развития творческой, инициативной личности, через включение воспитанников в процесс создания музея совместными усилиями.
- Повышение эффективности воспитательно - образовательной деятельности.
- Дополнительная информация по реализации проекта
Основные понятия музейной педагогики:
- Музейный предмет – желательно подлинник, имеющий большое научное, историческое и художественное значение. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры. Таким образом, музейный предмет – это то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
- Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
- Музейная коммуникация – необходимая организация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца, производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
- Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
- Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
- Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если воспитанник, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.
Схема описания экспонатов в каталоге.
Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Правила при посещении музея:
- каждое посещение музея должно иметь определенную цель
- педагог и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и поэтому к нему необходимо готовиться
- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея
- обзорные экскурсии лучше не использовать для детей, так как они не всегда положительно влияют на ребенка и трудно принимаются даже взрослыми
- при отборе экспонатов музея требуется учитывать возраст и интересы детей
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение, рассказ и пр.( Г. Фройденталь)
12. Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»
Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...
Проект "Богатыри прошлого и настоящего"
творческий,исследовательский групповой проект, возникший по инициативе детейгруппы. использовались информационные методы исследования с помощью поиска информации по интернету во взаимодействии с...
Образовательный проект "Олимпиада- прошлое и настоящее"
Знакомство детей с историей олимпийских игр....
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
Проект "Из прошлого в настоящее"
Проект "Из прошлого в настоящее" создан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Цель проекта: Развитие познавательного интереса к миру профессий....
Педагогический проект "Профессии прошлого и настоящего"
Знакомство с профессиями прошлого и настоящего, формирование реалистических представлений о труде людей....
Проект «Транспорт прошлого и настоящего» как средство обогащения представлений о транспорте у детей старшего дошкольного возраста
Информационно-практико-ориентированный проект «Транспорт прошлого и настоящего», который окунет Вас в прошлое транспорта...