Проект "Богатыри прошлого и настоящего"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ситкова Лариса Викторовна

творческий,исследовательский групповой проект, возникший по инициативе детейгруппы. использовались информационные методы исследования с помощью поиска  информации по интернету во взаимодействии с родителями детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

Проект

«Богатыри прошлого и настоящего»

http://www.unartforpeace.org/a4p/rbwxk_c.jpg

 творческий, исследовательский

групповой

среднесрочный

для детей от 5 до 6 лет

группы «Теремок»

Инициатива: дети группы «Теремок»

                    

Автор проекта:

воспитатель

Ситкова Лариса Викторовна

2015г

Ситуация:

     Дети увлечённо рассматривали картину Васнецова В.М. «Богатыри», обсуждая внешность, экипировку, оружие. Возник спор:

- Ага, таких богатырей не бывает, только в сказках!

- А почему тогда их  сфотографировали?

- Их придумали.

     Этот разговор детский и забавный, но напомнил мне одно прошлогоднее интервью, увиденное мною по телевидению в канун праздника Дня Победы. Корреспондент  проводил опрос молодёжи о Великой Отечественной войне. Героев тех времён  наше молодое поколение уже не помнит. Если взглянуть глубже во временной пласт истории, то вспомнят ли народных героев- защитников?

      Идеологи считают, что патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического Возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. И эта идея уходит в историческое прошлое: элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности и в качестве новых явлений  педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.

     Проблема недостаточности патриотического воспитания подрастающего поколения резонирует на каждой возрастной шкале по-разному. В нашем случае духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства на основе ознакомления с народным творчеством (былинами, сказами, пословицами, поговорками) и авторскими произведениями искусства (произведения изобразительного творчества, фото, фильмы и мультфильмы,…). Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

   

    Проблема:

Не достаточно сформированы знания о былинных и современных героях

   

    Причины:

Мало внимания уделено в программе и дома

   

   Цель:

Продолжать формировать чувства патриотизма у детей старшего возраста через поисковую, исследовательскую деятельность в культурном историческом наследии

   

  Задачи:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, защитниках земли русской.
  • Познакомить с былинами, сказами, пословицами, произведениями изобразительного  искусства о русских богатырях.
  • Раскрыть понятия «богатырь», «герой»
  • Познакомиться с детали одежды,  доспехов богатырей прошлого и современности
  • Развивать творчество в изобразительной деятельности по теме «Богатыри».
  • Развивать творческое и продуктивное общение со взрослыми и детьми, в совместных видах поисковой и исследовательской деятельностях.
  • Воспитывать чувство гордости за  героев и богатырей  нашей страны

Направления деятельности:

  • Подобрать информационный материал по теме
  • Исследовать памятники героев города
  • Создать картотеку былин, сказов, пословиц, поговорок, стихов, произведений искусств
  • Изготовить подарки папам ко Дню защитника Отечества
  • Организовать праздник «День защитника Отечества»
  • Организовать творческие выставки изобразительной деятельности детей

 Предполагаемый результат:

  • У детей сформировано начальное представление о героическом прошлом русского народа, защитниках земли русской.
  •  У детей расширились знания о:

понятиях «богатырь», «герой»;

былинах, сказах, пословицах;

произведениях изобразительного искусства;

о деталях одежды, доспехах по теме «Былинные богатыри»;

о современной военной технике

  • Положительные результаты в проявлении творчества в изобразительной деятельности по теме «Богатыри».
  • Положено начало творческого и продуктивного общение со взрослыми и детьми, в совместных видах поисковой и исследовательской деятельностях.

Продукт проектной деятельности:

  • Картотека былин, сказов, пословиц, поговорок, стихов, произведений изобразительного искусства.
  • Фотовыставка  экскурсии по аллее Победы
  • Продукты  детского изобразительного творчества.
  • Подбор информационного материала по теме (методические разработки занятий, демонстрационный материал, выборка из источников)

Презентация проекта:

  • Выставка творческих индивидуальных и групповых работ детей и родителей.
  • Викторина с детьми «Мы – богатыри земли русской»
  • Презентация «Доспехи  и оружие прошлого и современная военная техника»

Этапы проекта

  1. Организационный

1.1.  Создание проблемной ситуации (внесение картины В.М. Васнецова «Богатыри»)

1.2. Вождение детей в проект с мотивации воспитателя (предложение участвовать в поиске истины спора)

1.3.  Определение педагогом цели, постановка задач для реализации намеченной цели

1.4.   Вызвать положительный отклик родителей на возникшую проблему.

  1. Планирование деятельности

2.1.  Поиск информационного и дидактического материала

2.2.  Изготовление пособий для проекта, карточек для исследовательской деятельности

2.3.  Беседы о богатырях, их оружии, доспехах

2.4.  Чтение былин и сказов, пословиц и поговорок о смелости, патриотизме, любви к Родине

2.5.  Проведение экспериментов  с различными материалами

2.6.  Продуктивная деятельность с детьми

2.7. Взаимодействие с родителями по организации совместной поисковой деятельности, изготовлению творческих работ

2.8.  Проведение экскурсии к местам памяти воинов – героев

2.9.  Изготовление с детьми газеты

  1. Заключительный

3.1. Анализ полученных результатов деятельности с детьми

3.2. Оформление методической разработки проекта с приложениями

3.3.  Изготовление летописи – отчёта о проекте

План осуществления проекта

Этапы деятельности

Содержание деятельности педагога

Совместная деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями

Подготовительное

-анализ возникшей проблемной ситуации;

-определение проблем;

-постановка цели, задач;

-изучение вопросов детей по теме 

-определение оптимальных направлений  деятельности;

- моделирование тематических блоков;

- перспективное планирование;

-поиск средств реализации (оптимальная среда, объекты наблюдения, методические разработки, дидактический материал)

-обсуждение  возможности взаимодействия для реализации задач с другими субъектами  образования (родители, родственники, сотрудники музея, музыкальный работник)

-выявить, что  дети хотят узнать о богатырях,

-совместное формулирование  правильных поисковых вопросов,

-уточнение основных источников получения информации (книги, знающий  человек, телевизор, компьютер, самостоятельное наблюдение)

-совместный поиск художественных произведений о богатырях, героях;

- презентация детей результатов поисковой деятельности;

-знакомство с былинами и сказами;

-разбор значений слов из былин и сказов;

-познакомить родителей с возникшей у детей потребностью   новых знаний о богатырях

-предложить вместе с детьми поискать информацию в разных источниках.

Практическое

-педагогическая деятельность по перспективному плану;

-корректировка  воспитательно – образовательного процесса по результатам деятельности с детьми

-создание условий для самостоятельной и творческой деятельности детей;

-сравнение    богатыря и современного  солдата;

-провести анализ с помощью системного оператора по признакам  прошлое, настоящее и будущее образа «Защитника – воина»;

- проведение исследований качеств предметов (металл, дерево, пластик, ткань, бумага);

-презентация детей исследовательского материала по теме;

- составление сказочного воина – защитника по морфологическому ящику;

- оказание помощи родителям и детям в подготовке презентации результатов поиска

- совместное изготовление атрибутов для игры в «Богатырей»

- предложить родителям рассказать детям о службе в армии, показать армейские фотографии

Заключительное

(творческое)

-мотивировать детей для творческой деятельности;

- составление презентации результатам деятельности проекта

- творческая деятельность с детьми

- проведение праздника ко Дню Защитника Отечества

-участие в конкурсной деятельности


1 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА

Тема: Былинные  богатыри

Итоговое мероприятие:  Конкурс костюмов богатырей

Режим

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро:

- Беседа «Кто такие богатыри»

-Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

-С.Р.И. «Богатыри» -показ игровых действий

-Рассматривание картины В.М. Васнецова  «Битва на калиновом мосту»

- Опыты «Что тяжелее»

-С.Р.И. «Богатыри» - речевое общение

-Беседа «Былины, сказы»

-Рассматривание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

-С.Р.И. «Богатыри в мирное время»

-Рассматривание картины «Настасья Микулишна»

 Васильева (женщина-богатырь)

-Опыты «Что прочнее»

-С.Р.И. «Богатыри в дозоре»

-Рассматривание картины «Илья Муромец» Рериха.

- Опыты с водой и разными материалами

-С.Р.И. «Богатыри»

строят укрепление

Утренняя гимнастика:

Комплекс № 1

Гимнастика артикуляционная

Комплекс № 1

Гимнастика дыхательная

Комплекс № 1

Гимнастика пальчиковая

Комплекс № 1

Непосредственно-образовательная деятельность:

1.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ): «Как жили раньше славяне»

2.Изобразительная деятельность (лепка) «Богатырь»

1.Музыкальная деятельность + Слушание песни «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой

2.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП) «Богатыри вышли в поход» (сравнение длины, ширины, счёт, дни недели)

1.Коммуникативная деятельность: Составление творческих рассказов по морфологическому ящику «Новый богатырь»

2. Двигательная деятельность «Богатырские игрища»

1.Музыкальная деятельность+ Слушание песни «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой

2. Изобразительная деятельность (аппликация): «Оденем богатыря в кольчугу» (бумажная мозаика)

1.Констрование: Шлем из бумаги (складывание бумаги в заданном направлении, развитие пространственного мышления)

2.Изобразительная деятельность (рисование) «Богатырский щит»

3.Двигательная деятельность на прогулке «Полоса препятствий богатырей»

3. Кружок «Родничок»

3. Изобразительная деятельность (рисование) «Три богатыря»

3.Двигательная деятельность соревнования с детьми другой группы

Игры, подготовка к прогулке

Чтение пословиц и поговорок о смелости и отваге

Прогулка

В приложении

+Игра мал/подв «Повторяй»

В приложении

+П/и «Чья дружина  быстрее соберется»

В приложении

+П/и «Перетягивание каната»

В приложении

+П/и  «Меткий витязь

В приложении

+П/и

Возвращение с прогулки, обед,

подготовка ко сну

Пословицы о пользе еды

Гимнастика после сна

Комплекс №1

Вечер

-Д/и «Раньше и сейчас»

-Словарная  работа: кольчуга,  булава, колчан, богатырь, сбруя, щит, шлем,  доспехи

- Просмотр мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

-Д/и  «Что лишнее?»

-Словарная  работа: вороги,  брамица, поручи, былина

- Просмотр мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» 

-Д/и «Что прочнее»

-Словарная  работа: колчан, витязь, снаряжение

-Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»

-Д/и «Не зевай, вещи богатыря называй»

-Словарная  работа: летопись, оберёг

-Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей»

-Конкурс костюмов «Богатыри»

Прогулка

В приложении

Индивидуальная работа

В тетради для индивидуальных работ

Самостоятельная деятельность детей

(организация ПРС)

Выложить раскраски по теме «Богатыри»

Оформить мини - музей с репродукциями богатырей, снаряжения богатырей.

По мере  изготовления атрибутов для игры – вносить в игровой уголок

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям помочь детям в поиске информации: сбор былин, репродукций богатырей, интересных фактов

Побудить к совместному с детьми изготовлению атрибутов

Заинтересовать в участии в конкурсе костюмов «Богатыри»

2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА

Тема: Защитники Отечества. Военная техника.

Итоговое мероприятие:  Утренник «День Защитника Отечества»

Режим

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро:

- рассматривание армейских фотографий

-беседа «Каким должен быть солдат»

- рассматривание  иллюстраций военной наземной техники

-беседа «Зачем солдатам военная техника»

- рассматривание иллюстраций военной воздушной техники

-беседа «Зачем нужны границы»

-рассматривание иллюстраций морской военной техники

-беседа «Где я хочу служить»

- рассматривание иллюстраций артиллерийской техники

-сравнение богатыря и современного солдата

Утренняя гимнастика:

Комплекс № 2

Гимнастика артикуляционная

Комплекс № 2

Гимнастика дыхательная

Комплекс № 2

Гимнастика пальчиковая

Комплекс № 2

Непосредственно-образовательная деятельность:

1.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ): Военная техника

2.Изобразительная деятельность (лепка) «Военная техника»

1.Музыкальная деятельность:  +слушание марша

2.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП) счёт в прямом и обратном направлении, сравнение и уравнивание кол-ва предметов

1.Коммуникативная деятельность: составление рассказов «Как мой папа в армии служил»

2. Двигательная деятельность «Армейская тренировка»

1.Музыкальная деятельность: +слушание марша

2. Изобразительная деятельность (аппликация): Солдат на посту

1.Констрование: открытка папе

2.Изобразительная деятельность (рисование): экскурсия по улице Победы

3.Двигательная деятельность «Армейская тренировка»

3. Кружок «Родничок»

3. Изобразительная деятельность (рисование) «На военном учении»

3.Двигательная деятельность Спортивное соревнование моряков и лётчиков

Игры, подготовка к прогулке

Чтение пословиц и поговорок о героизме, дружбе

Прогулка

В приложении

+П/и «Военные на марше» (ходьба в заданном направлении)

В приложении

+П/и «Разведчики» (повторение заданных движений)

В приложении

+П/и «Десантники» (прыжки)

Экскурсия по улице Победы

В приложении

П/и «Меткий стрелок»

Возвращение с прогулки, обед,

подготовка ко сну

 Составление загадок описательного типа

Гимнастика после сна

Комплекс №2

Вечер

-Просмотр презентации «Военная техника»

-С.Р.И. «Военные в походе»

- Системный оператор «Воины вчера. сегодня и завтра»

-Строительные игры  «Строим военный гарнизон»

- Заучивание: стихов ко Дню Защитника Отечества

-Просмотр мультфильма «Военная тайна»

- Морфологический ящик «Новый воин»

-С.Р.И. «Военная техника на параде»

-Выставка и презентация игрушек на военную тему

-Утренник ко Дню Защитника Отечества

Прогулка

В приложении

Индивидуальная работа

В тетради для индивидуальных работ

Самостоятельная деятельность детей

(организация ПРС)

Выложить раскраски по теме «Военная техника»

Оформить мини - музей игрушек военной техники

По мере  изготовления атрибутов для игры – вносить в игровой уголок

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям помочь детям в поиске информации: служебные истории из опыта службы в армии родственников интересных фактов

Побудить к совместному с детьми изготовлению атрибутов

Заинтересовать в участии в творческой выставочной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем

Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного  края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной...

Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Город Ейск – прошлое и настоящее»

Данное занятие систематезирует и обогащает знания детей о родном городе, об истории и традициях края....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...

«Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»

«Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»...