Проект "Богатыри прошлого и настоящего"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
творческий,исследовательский групповой проект, возникший по инициативе детейгруппы. использовались информационные методы исследования с помощью поиска информации по интернету во взаимодействии с родителями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект "Богатыри с детьми 5 - 6 лет | 87.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2
Проект
«Богатыри прошлого и настоящего»
творческий, исследовательский
групповой
среднесрочный
для детей от 5 до 6 лет
группы «Теремок»
Инициатива: дети группы «Теремок»
Автор проекта:
воспитатель
Ситкова Лариса Викторовна
2015г
Ситуация:
Дети увлечённо рассматривали картину Васнецова В.М. «Богатыри», обсуждая внешность, экипировку, оружие. Возник спор:
- Ага, таких богатырей не бывает, только в сказках!
- А почему тогда их сфотографировали?
- Их придумали.
Этот разговор детский и забавный, но напомнил мне одно прошлогоднее интервью, увиденное мною по телевидению в канун праздника Дня Победы. Корреспондент проводил опрос молодёжи о Великой Отечественной войне. Героев тех времён наше молодое поколение уже не помнит. Если взглянуть глубже во временной пласт истории, то вспомнят ли народных героев- защитников?
Идеологи считают, что патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического Возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. И эта идея уходит в историческое прошлое: элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности и в качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.
Проблема недостаточности патриотического воспитания подрастающего поколения резонирует на каждой возрастной шкале по-разному. В нашем случае духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства на основе ознакомления с народным творчеством (былинами, сказами, пословицами, поговорками) и авторскими произведениями искусства (произведения изобразительного творчества, фото, фильмы и мультфильмы,…). Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Проблема:
Не достаточно сформированы знания о былинных и современных героях
Причины:
Мало внимания уделено в программе и дома
Цель:
Продолжать формировать чувства патриотизма у детей старшего возраста через поисковую, исследовательскую деятельность в культурном историческом наследии
Задачи:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа, защитниках земли русской.
- Познакомить с былинами, сказами, пословицами, произведениями изобразительного искусства о русских богатырях.
- Раскрыть понятия «богатырь», «герой»
- Познакомиться с детали одежды, доспехов богатырей прошлого и современности
- Развивать творчество в изобразительной деятельности по теме «Богатыри».
- Развивать творческое и продуктивное общение со взрослыми и детьми, в совместных видах поисковой и исследовательской деятельностях.
- Воспитывать чувство гордости за героев и богатырей нашей страны
Направления деятельности:
- Подобрать информационный материал по теме
- Исследовать памятники героев города
- Создать картотеку былин, сказов, пословиц, поговорок, стихов, произведений искусств
- Изготовить подарки папам ко Дню защитника Отечества
- Организовать праздник «День защитника Отечества»
- Организовать творческие выставки изобразительной деятельности детей
Предполагаемый результат:
- У детей сформировано начальное представление о героическом прошлом русского народа, защитниках земли русской.
- У детей расширились знания о:
понятиях «богатырь», «герой»;
былинах, сказах, пословицах;
произведениях изобразительного искусства;
о деталях одежды, доспехах по теме «Былинные богатыри»;
о современной военной технике
- Положительные результаты в проявлении творчества в изобразительной деятельности по теме «Богатыри».
- Положено начало творческого и продуктивного общение со взрослыми и детьми, в совместных видах поисковой и исследовательской деятельностях.
Продукт проектной деятельности:
- Картотека былин, сказов, пословиц, поговорок, стихов, произведений изобразительного искусства.
- Фотовыставка экскурсии по аллее Победы
- Продукты детского изобразительного творчества.
- Подбор информационного материала по теме (методические разработки занятий, демонстрационный материал, выборка из источников)
Презентация проекта:
- Выставка творческих индивидуальных и групповых работ детей и родителей.
- Викторина с детьми «Мы – богатыри земли русской»
- Презентация «Доспехи и оружие прошлого и современная военная техника»
Этапы проекта
- Организационный
1.1. Создание проблемной ситуации (внесение картины В.М. Васнецова «Богатыри»)
1.2. Вождение детей в проект с мотивации воспитателя (предложение участвовать в поиске истины спора)
1.3. Определение педагогом цели, постановка задач для реализации намеченной цели
1.4. Вызвать положительный отклик родителей на возникшую проблему.
- Планирование деятельности
2.1. Поиск информационного и дидактического материала
2.2. Изготовление пособий для проекта, карточек для исследовательской деятельности
2.3. Беседы о богатырях, их оружии, доспехах
2.4. Чтение былин и сказов, пословиц и поговорок о смелости, патриотизме, любви к Родине
2.5. Проведение экспериментов с различными материалами
2.6. Продуктивная деятельность с детьми
2.7. Взаимодействие с родителями по организации совместной поисковой деятельности, изготовлению творческих работ
2.8. Проведение экскурсии к местам памяти воинов – героев
2.9. Изготовление с детьми газеты
- Заключительный
3.1. Анализ полученных результатов деятельности с детьми
3.2. Оформление методической разработки проекта с приложениями
3.3. Изготовление летописи – отчёта о проекте
План осуществления проекта
Этапы деятельности | Содержание деятельности педагога | Совместная деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями |
Подготовительное | -анализ возникшей проблемной ситуации; -определение проблем; -постановка цели, задач; -изучение вопросов детей по теме -определение оптимальных направлений деятельности; - моделирование тематических блоков; - перспективное планирование; -поиск средств реализации (оптимальная среда, объекты наблюдения, методические разработки, дидактический материал) -обсуждение возможности взаимодействия для реализации задач с другими субъектами образования (родители, родственники, сотрудники музея, музыкальный работник) | -выявить, что дети хотят узнать о богатырях, -совместное формулирование правильных поисковых вопросов, -уточнение основных источников получения информации (книги, знающий человек, телевизор, компьютер, самостоятельное наблюдение) -совместный поиск художественных произведений о богатырях, героях; - презентация детей результатов поисковой деятельности; -знакомство с былинами и сказами; -разбор значений слов из былин и сказов; | -познакомить родителей с возникшей у детей потребностью новых знаний о богатырях -предложить вместе с детьми поискать информацию в разных источниках. |
Практическое | -педагогическая деятельность по перспективному плану; -корректировка воспитательно – образовательного процесса по результатам деятельности с детьми -создание условий для самостоятельной и творческой деятельности детей; | -сравнение богатыря и современного солдата; -провести анализ с помощью системного оператора по признакам прошлое, настоящее и будущее образа «Защитника – воина»; - проведение исследований качеств предметов (металл, дерево, пластик, ткань, бумага); -презентация детей исследовательского материала по теме; - составление сказочного воина – защитника по морфологическому ящику; | - оказание помощи родителям и детям в подготовке презентации результатов поиска - совместное изготовление атрибутов для игры в «Богатырей» - предложить родителям рассказать детям о службе в армии, показать армейские фотографии |
Заключительное (творческое) | -мотивировать детей для творческой деятельности; - составление презентации результатам деятельности проекта | - творческая деятельность с детьми - проведение праздника ко Дню Защитника Отечества | -участие в конкурсной деятельности |
Тема: Былинные богатыри | |||||||
Итоговое мероприятие: Конкурс костюмов богатырей | |||||||
Режим | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
Утро: | - Беседа «Кто такие богатыри» -Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри» -С.Р.И. «Богатыри» -показ игровых действий | -Рассматривание картины В.М. Васнецова «Битва на калиновом мосту» - Опыты «Что тяжелее» -С.Р.И. «Богатыри» - речевое общение | -Беседа «Былины, сказы» -Рассматривание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» -С.Р.И. «Богатыри в мирное время» | -Рассматривание картины «Настасья Микулишна» Васильева (женщина-богатырь) -Опыты «Что прочнее» -С.Р.И. «Богатыри в дозоре» | -Рассматривание картины «Илья Муромец» Рериха. - Опыты с водой и разными материалами -С.Р.И. «Богатыри» строят укрепление | ||
Утренняя гимнастика: | Комплекс № 1 | ||||||
Гимнастика артикуляционная | Комплекс № 1 | ||||||
Гимнастика дыхательная | Комплекс № 1 | ||||||
Гимнастика пальчиковая | Комплекс № 1 | ||||||
Непосредственно-образовательная деятельность: | 1.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ): «Как жили раньше славяне» 2.Изобразительная деятельность (лепка) «Богатырь» | 1.Музыкальная деятельность + Слушание песни «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой 2.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП) «Богатыри вышли в поход» (сравнение длины, ширины, счёт, дни недели) | 1.Коммуникативная деятельность: Составление творческих рассказов по морфологическому ящику «Новый богатырь» 2. Двигательная деятельность «Богатырские игрища» | 1.Музыкальная деятельность+ Слушание песни «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой 2. Изобразительная деятельность (аппликация): «Оденем богатыря в кольчугу» (бумажная мозаика) | 1.Констрование: Шлем из бумаги (складывание бумаги в заданном направлении, развитие пространственного мышления) 2.Изобразительная деятельность (рисование) «Богатырский щит» | ||
3.Двигательная деятельность на прогулке «Полоса препятствий богатырей» | 3. Кружок «Родничок» | 3. Изобразительная деятельность (рисование) «Три богатыря» | 3.Двигательная деятельность соревнования с детьми другой группы | ||||
Игры, подготовка к прогулке | Чтение пословиц и поговорок о смелости и отваге | ||||||
Прогулка | В приложении +Игра мал/подв «Повторяй» | В приложении +П/и «Чья дружина быстрее соберется» | В приложении +П/и «Перетягивание каната» | В приложении +П/и «Меткий витязь | В приложении +П/и | ||
Возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну | Пословицы о пользе еды | ||||||
Гимнастика после сна | Комплекс №1 | ||||||
Вечер | -Д/и «Раньше и сейчас» -Словарная работа: кольчуга, булава, колчан, богатырь, сбруя, щит, шлем, доспехи - Просмотр мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» | -Д/и «Что лишнее?» -Словарная работа: вороги, брамица, поручи, былина - Просмотр мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» | -Д/и «Что прочнее» -Словарная работа: колчан, витязь, снаряжение -Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» | -Д/и «Не зевай, вещи богатыря называй» -Словарная работа: летопись, оберёг -Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей» | -Конкурс костюмов «Богатыри» | ||
Прогулка | В приложении | ||||||
Индивидуальная работа | В тетради для индивидуальных работ | ||||||
Самостоятельная деятельность детей (организация ПРС) | Выложить раскраски по теме «Богатыри» Оформить мини - музей с репродукциями богатырей, снаряжения богатырей. По мере изготовления атрибутов для игры – вносить в игровой уголок | ||||||
Взаимодействие с родителями | Предложить родителям помочь детям в поиске информации: сбор былин, репродукций богатырей, интересных фактов Побудить к совместному с детьми изготовлению атрибутов Заинтересовать в участии в конкурсе костюмов «Богатыри» |
2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА
Тема: Защитники Отечества. Военная техника. | ||||||||
Итоговое мероприятие: Утренник «День Защитника Отечества» | ||||||||
Режим | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
Утро: | - рассматривание армейских фотографий -беседа «Каким должен быть солдат» | - рассматривание иллюстраций военной наземной техники -беседа «Зачем солдатам военная техника» | - рассматривание иллюстраций военной воздушной техники -беседа «Зачем нужны границы» | -рассматривание иллюстраций морской военной техники -беседа «Где я хочу служить» | - рассматривание иллюстраций артиллерийской техники -сравнение богатыря и современного солдата | |||
Утренняя гимнастика: | Комплекс № 2 | |||||||
Гимнастика артикуляционная | Комплекс № 2 | |||||||
Гимнастика дыхательная | Комплекс № 2 | |||||||
Гимнастика пальчиковая | Комплекс № 2 | |||||||
Непосредственно-образовательная деятельность: | 1.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ): Военная техника 2.Изобразительная деятельность (лепка) «Военная техника» | 1.Музыкальная деятельность: +слушание марша 2.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП) счёт в прямом и обратном направлении, сравнение и уравнивание кол-ва предметов | 1.Коммуникативная деятельность: составление рассказов «Как мой папа в армии служил» 2. Двигательная деятельность «Армейская тренировка» | 1.Музыкальная деятельность: +слушание марша 2. Изобразительная деятельность (аппликация): Солдат на посту | 1.Констрование: открытка папе 2.Изобразительная деятельность (рисование): экскурсия по улице Победы | |||
3.Двигательная деятельность «Армейская тренировка» | 3. Кружок «Родничок» | 3. Изобразительная деятельность (рисование) «На военном учении» | 3.Двигательная деятельность Спортивное соревнование моряков и лётчиков | |||||
Игры, подготовка к прогулке | Чтение пословиц и поговорок о героизме, дружбе | |||||||
Прогулка | В приложении +П/и «Военные на марше» (ходьба в заданном направлении) | В приложении +П/и «Разведчики» (повторение заданных движений) | В приложении +П/и «Десантники» (прыжки) | Экскурсия по улице Победы | В приложении П/и «Меткий стрелок» | |||
Возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну | Составление загадок описательного типа | |||||||
Гимнастика после сна | Комплекс №2 | |||||||
Вечер | -Просмотр презентации «Военная техника» -С.Р.И. «Военные в походе» | - Системный оператор «Воины вчера. сегодня и завтра» -Строительные игры «Строим военный гарнизон» | - Заучивание: стихов ко Дню Защитника Отечества -Просмотр мультфильма «Военная тайна» | - Морфологический ящик «Новый воин» -С.Р.И. «Военная техника на параде» | -Выставка и презентация игрушек на военную тему -Утренник ко Дню Защитника Отечества | |||
Прогулка | В приложении | |||||||
Индивидуальная работа | В тетради для индивидуальных работ | |||||||
Самостоятельная деятельность детей (организация ПРС) | Выложить раскраски по теме «Военная техника» Оформить мини - музей игрушек военной техники По мере изготовления атрибутов для игры – вносить в игровой уголок | |||||||
Взаимодействие с родителями | Предложить родителям помочь детям в поиске информации: служебные истории из опыта службы в армии родственников интересных фактов Побудить к совместному с детьми изготовлению атрибутов Заинтересовать в участии в творческой выставочной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем
Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной...
Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».
Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....
БЛОК 2. Прошлое и настоящее Новороссийска
Азбука Новороссийска...
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Город Ейск – прошлое и настоящее»
Данное занятие систематезирует и обогащает знания детей о родном городе, об истории и традициях края....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»
Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...
«Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»
«Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»...
Особенности работы по ознакомлению детей с историческим прошлым и настоящим Кубани
Актуальность работы, ее особенность....