«Применение педагогических технологий в процессе воспитания и обучения детей коррекционных групп с целью детского саморазвития»
статья по коррекционной педагогике

Постникова Светлана Геннадьевна

Что значит любить детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_znachit_lyubit_detey_doklad.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

    Выступление Постниковой С.Г., музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №32»

 «Применение    педагогических технологий в процессе воспитания и обучения детей  коррекционных групп  с  целью  детского саморазвития»

1.Определения в словарях значения слова «Любовь. Любить»;

2.Арт-терапия как педагогическая технология с целью развития ,коррекции ,воспитания и социализации личности детей.

3.Решение проблемы «Как удачно подготовить каждого ребенка к выступлению на праздниках»

4.Зарождение творческой деятельности у детей.

«Что значит любить детей»

Начну с того, что каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад или школу, надеется, что они попадут к  грамотному специалисту, который любит детей. Но само это понятие любви к детям каждый человек трактует по-своему.… И если  спросить каждого родителя, педагога –учителя, воспитателя, специалиста ОУ ,а какой смысл именно Вы вкладывается в это понятие? Что значит любить детей? Хорошо к ним относится? Оберегать от неприятностей? Отдавать детям все самое хорошее, что есть в тебе? Быть мягким, добрым, видеть проблемы детей? А значит ли это все любить их? Можно хорошо относится к детям, но быть безразличным. Педагог в ДОУ и так оберегает от неприятностей, т. к. это его прямые обязанности охранять жизнь и здоровье детей.

Возможно  любовь кроется в выражении «отдавать все хорошее»? Но то, что хорошо для одного, может оказаться не совсем хорошо для другого… А если быть мягким и добрым, то, порой, это ребенка может испортить куда больше, чем разумная строгость!

Так что же значит любить ребенка? Как можно определить любовь взрослого к детям? И где та «золотая середина»,которая даст ответ на  вопрос. «как любить ребенка?»

Если посмотреть определение любви в  словарях, то мы находим ,что любовь:

(в толковом словаре Русского Языка С.Ожегова ) это глубокое сильное  сердечное чувство;

 В Толковом словаре  живого Русского Языка В.Даля  дается такое объяснение любви : любить- любливать кого, что. Родители любят детей своих, желают им добра, болеют за них сердцем.

Большой Энциклопедический  словарь дает определение  любви    как  глубокое чувство, устремленного на другую личность, дается понимание любомудрие.

Думаю нельзя не согласиться, что любовь – это творец всего доброго, творец возвышенного, творец светлого и сильного, пусть и немного своеобразный творец. При отсутствии любви взрослый никогда не сможет быть хорошим воспитателем, ибо никогда не удастся ему найти душевный контакт с ребенком, от которого невозможно взаимопонимание между ребенком и взрослым. Без любви невозможно воспитать в ребенке душевную щедрость, умение быть добрым и отзывчивым… Но наравне со всем этим любовь может сыграть злую шутку!

Почему нам взрослым не удается формировать те черты характера в ребенке, которые бы мы хотели в нем видеть? И, думаю, ответом может служить то, что родители склонны (и воспитателям это не чуждо, хотя в меньшей степени) идеализировать ребенка. Порой, любовь к детям ослепляет до того, что взрослый становится подобно слепому или человеку с завязанными глазами, который не в состоянии увидеть где «свет», а где «тень». А неумение видеть недостатки детей делает взрослых бессильными педагогически.

А я хочу остановиться на объяснении словаря (БЭС) о любомудрие. А вы задумывались ли  над смыслом слова «любомудрие»,о том,что несет в себе это понятие!? По словарю это  наука достижения премудрости, т. е. понимание назначенья человека и долга его, слияния истины с любовью, -мудрый; мудрости достигший. -мудрствовать, философствовать. Любомудр м. - мудрец м. философ, мудрец. Любопытный, кто любит допытываться, дознаваться всего, кто старается узнать и увидеть все. Это понимание любви очень подходит к  педагогам. Педагог, он как наставник, накопивший жизненный опыт всегда стремится передать  поколению самое лучшее, помогая  познать не только свой внутренний мир, но и окружающую действительность .

Так что же значит передать мудрость через любовь к ребенку. Человек живет в обществе .И от того ,какое место в обществе займет ребенок, будет зависеть вся последующая его в далеком будущем жизнь. И наша задача, задача педагога, помочь адаптироваться в окружающем его мире. Через свою любовь и мудрость, (давая ему знания )(наполнив его «сосуд»  теми знаниями, которыми обладаешь),передавая ему свой опыт, закрепляя своей любовью все те качества, которые мы желаем видеть в ребенке .

      Каким же образом мудрость педагога через любовь к ребенку передать . Педагог-это  прежде всего воспитатель. А что оно означает –воспитатель? Слово без приставки «вос» звучит как – «питание». Приставка «вос» меняет его зна чение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он не может выжить и без хорошего воспитания, без умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце  ребенка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий его внутренний мир.  Как сказал В.А.Сухомлинский «Наш важнейший педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Значит, воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги

       Воспитатель для детей  – учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту.  Для этого воспитателю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!

 Педагогу ,как мудрецу  доверяют  самое дорогое - детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. И каждый педагог «потихонечку» в душе гордится успехами своих воспитанников, и однозначно блуждает мысль о том ,что в этом есть и его заслуга, так как он когда-то ,в самое нужное время в жизни ребенка наполнил сосуд каждого своего воспитанника своим трудом, любовью, терпением, частичкой души и сердца.

Педагог находится в постоянном творческом поиске методов и приемов, различных технологий, которые бы помогли бы решить те или иные задачи воспитания и обучения воспитанников. И для меня, как  педагога-дошкольника считаю наиболее подходящим является применение арт-педагогики. Применяя в своей работе данный вид технологии педагог выступает в роли талантливого артиста. Он должен  как артист в театре, спектакле сыграть  свою роль так, чтобы  у ребенка возникло желание повторить действие педагога. «Сыграть» так, чтобы ребенок на первых ступенях своего обучения захотел повторить увиденное и услышанное, т.е прожить  те жизненные  моменты, которые  ребенку важны для  получения знаний, фундамента умений и навыков. И постепенно, шаг за шагом, ступенька за ступенькой  ребенок вступает в большую жизнь.

  Так в чем же, по- моему мнению, преимущество арт-педагики перед другими видами технологий  и методов!?

Арт- терапия –  терапия с использованием всех средств искусства: музыки, танца, физических упражнений и других его видов с целью развития, коррекции, воспитания и социализации личности детей. В содержание данной работы входит оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем; облегчение процесса адаптации в микро- и макро социальной среде; создание специальных условий оздоровления средствами арт-терапии.

Работая по данному направлению педагогу необходимо видеть изменения психоэмоционального состояния ; расширения гаммы позитивных эмоциональных  чувств (радости, счастья, умиротворения);формирование позитивной оценки своего «Я»;овладение элементарными навыками общения; изменение внешнего вида ребенка (сияющие глаза, улыбчивость).

 Сегодня уже не возможно представить образовательный процесс и без мультимедийных технологий: занятия демонстрационного типа – презентация, занятия – викторины, тесты, физминутки, упражнения на релаксацию, после просмотра видео, обучающие компьютерные игры на развитие музыкального слуха, памяти, программы по обучение музыкальной грамоты и др.

     Работая с детьми дошкольного возраста педагог, особенно при подготовке к массовым мероприятиям (развлечениям, праздникам) встречается с такой проблемой:  как удачно подготовить  детей к выступлению. В практике, обычно в инсценировках  песен, в сказках-драматизациях, в танцевальных номерах  участвуют  в основе одаренные  дети,  которые быстро осваивают предлагаемый материал и не вызывают затруднения в работе с ними. Традиционно готовим прекрасные выступления перед родителями небольшой группы детей. А в глазах остальных детей, не участвующих в номерах в мероприятии, приходится видеть угасание яркости взгляда и такую зависть….. к « артистам». Наблюдая за всем происходящим, я предложила воспитателям брать  на главные, ведущие роли в драматизациях, в танцах, в исполнении песен тех детей, которым особенно нужна помощь в развитии (в коррекции речи, движений особенно у  гиперактивных детей). Результат превзошел ожидания.  Так в начале учебного года, у ребенка из средней группы, исполняющего на осеннем празднике главную роль Ежика, в речи слышались набор слогов и смешанность звуков; и содержание его рассказа  можно  было узнать  только  из перевода воспитателя. Ребенок уже к мартовским праздникам чувствовал себя  увереннее,  в  движениях  начал проявлять творчество и выразительность, речь    стала  понятна, исполняя роль Кота, стал слышать ритм музыки. И даже после репетиций учил других детей движениям танца «Кошки-мышки». В старшей группе на праздниках этот же ребенок начал активнее участвовать в сказках-драматизациях, в небольших  сценках, эмоциональнее озвучивать роли, в тексте стали слышны  паузы, изменение силы голоса. В результате проведенной работы дети, не проявляющие инициативу, почувствовали себя лидерами в коллективе  во время исполнения песен в дуэте, соло, трио, квартете.И подметила,что даже у пассивных детей начала пробуждаться расторможенность ( неактивному ребенку предложена роль  Щенка), постепенно уходить излишняя торопливость у гиперактивных детей (детям  была предложена  роли мамы Собаки, Петушка, цыплят, цветочка). А когда в праздниках дети играют  на инструментах, то у нас играет вся, или почти вся группа - по желанию. Даже дети подготовительной к школе группы придумали свое вступление и проигрыш на металлофоне при исполнении новогодней песни «Зимушка – зима» и получили эмоциональный подъем, доставляя радость своим родителям. Таким образом, у нас  отпала необходимость в подборе детей при подготовке к праздникам.  Мы задавали вопросы: «Кто желает быть кем-то в сказке, в танце, петь песни?» и дети проявляли инициативу в участии. По желанию детей мы  увеличиваем число танцоров, артистов театра, солистов хора - дети участвуют в 2,3 ролях или в 2 танцах и т.д.

При использовании данных технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия с ребенком – полное принятие и поддержка со стороны педагога. Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных методов и технологий, а интегрированные занятия с детьми, сочетающие в себе различные техники и методы арт- терапии. Это интересно и увлекательно и для самого педагога. Мы приветствуем  интересные предложения  как от педагогов, так и от детей и их родителей. Так во время разучивания песни  «За грибами» состоящей из 2-х куплетов, у девочки старшей группы появилось желание придумать заключение, с мотивацией о том, что собранные грибы  мы наверно должны что-то с ними делать. Так родился совместный с ребенком третий куплет «По лесочку мы идем, и корзиночки несем. Скажем маме: «Вот грибы, пироги скорей пеки». В ходе подготовки к новогодним праздникам  дети подготовительной группы при прослушивании произведений классиков для  сюжетных танцевальных композиций сами предлагают движения. Видишь , с какой выразительностью танцуют они , так как танец составлен из движений каждого из танцующих .У детей появляется гордость за свое исполнение. Зарождается начало творческой деятельности. И эта деятельность ребенка обязательно нужна и важна окружающим – детям, педагогам, родителям. И особенно это важно для ребенка. Ребенок начинает   понимать это

И во взрослой жизни малыш будет помнить того единственного педагога, который его любил. И вероятно , каждый их нас может  с нежностью вспомнить такого человека.

                            Список используемой литературы

1.Буренина А.И.Ритмическая мозаика Парциальная программа по развитию танцевального творчества. Спб., 2000.

2.Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост.Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк,Е.Н. Болотова, Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева, В.О. Королева; под общ. ред. Т.Г. Неретиной. — 5-е изд., стер.—
М.: ФЛИНТА, 2014. — 276 с.

3.Ресурс-Интернет :  http://festival.1september.ru/articles/653632/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образвательных технологий в процессе воспитания, обучения детей.

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к воспитанию и обучению детей.    Воспитание и развитие детей строю по принципу личностно-ориентированного взаимодействия ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

Семинар для педагогов содержит в себе теоретическую часть освещающую проблемц воприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и практическу. часть, позволяющую выработать гуманистическую позици...

Презентация «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»

Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ...

Статья: "Информационно-коммуникационые технологии в процессе развития и обучения дошкольников"

Здесь представлен материал об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), о принципах внедрения ИКТ в образовательный процесс дошкольников в детском саду, о реимуществах испол...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения детей

Данный материал даёт рекомендации педагогам и родителям об использовании здоровьесберегающих технологий...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения дошкольников

Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стандартные ...