Педагогический совет: "Особенности поликультурного воспитания в системе интеграции образовательных областей"
методическая разработка по теме

Донец Светлана Леонидовна

Педагогический совет: "Особенности поликультурного воспитания в системе интеграции образовательных областей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет: Особенности поликультурного воспитания в системе интеграции образовательных областей.

Цель: повышение профессионального уровня компетентности педагогов в области «поликультурного воспитания» в ДОУ.

Дата проведения: 31.03.2017г.

План проведения:

1.  Блиц опрос.

2. Особенности поликультурного воспитания в ДОУ. Докладчик: Донец С.Л.

3. Используемые средства по поликультурном воспитанию в ДОУ. Докладчик: Егорова А.Х.

4. Мастер класс «Разные формы  работы с детьми дошкольного возраста». Докладчик: Вахрушева О.С

5. Виды детской деятельности по поликультурному воспитанию. Докладчик: Красюкова М.А.

6. Организационные вопросы.

Ход:

1. Блиц опрос:

  • Как вы понимаете термин поликультурное воспитание.
  • Назовите основные технологии, используемые при реализации поликультурного воспитания в ДОУ.
  • Назовите средства, примы и методы, используемые при реализации поликультурного воспитания.

2.Актуальность. Актуальность темы обусловлена рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом. С одной стороны, имеет место рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. С учетом названных обстоятельств, поликультурное образование представляется нам одной из самых сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Нужно заметить, что впервые определение понятия "поликультурное образование" было дано в Международном педагогическом словаре (Лондон, 1977).

Однако современная трактовка сущности полиэтнического (поликультурного) образования, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в детях толерантности по отношению к носителям инокультурной системы.

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.

Цели поликультурного образования:

формировать человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры. [1, 28]

Цель всех образовательных организаций - не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе. Имея в виду, что процесс образования включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание, мы рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.

Задачами поликультурного образования являются:

·полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;

·формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;

·воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

·создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;

·формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;

·воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Как создать образовательную среду?

Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:

·личности человека как носителя своей национальной культуры;

·человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

  • информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  • эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  • обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). [27, 26]

Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Мини-музеи, уголки краеведения, уголки по патриотическому воспитанию в группах должны стать неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Каждый из них - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Созданные в группах уголки краеведения, могут включать в себя:

·подборки книг и открыток;

·игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

·образцы народного быта;

·образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).

(зачитать справку о результатах смотра по патриотическому воспитанию)

Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

С этой целью была запланирована и проведена выставка народного творчества «Красота России».

Технологии, используемые при поликультурном воспитании:

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии. Толковый словарь так объясняет это понятие: «Технология — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве…». Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и условия знаний.

Итак, одни из главных технологий — личностно - ориентированные технологии, которые ставят в центр всей дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными выделяются еще несколько, среди которых — технологии сотрудничества. Они реализуют партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание работы, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 Проблемная и поисковая технология — под проблемным обучением сегодня понимается такая организация ОУД, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

Технология компьютерного обучения с помощью, которой демонстрируются сканированные картинки, видеофильмы, презентации, музыкальные фонограммы.

Компьютер выступает в роли инструмента, т. к. включение в процесс обучения конкретных визуальных элементов способствует снятию сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.

Компьютеризация процесса ОУД предполагает новый увлекательный способ обучения, который интересен детям и экономит время педагога.

Приобщения детей к национальной культуре и традициям через использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного поликультурного образования детей важна реализация на практике организационных и методических приемов работы (конспектов образовательной деятельности, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников).

Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

  • общение с представителями разных национальностей;
  • устное народное творчество;
  • художественную литературу;
  • игру, народную игрушку и национальную куклу;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • музыку;
  • этнические мини-музеи [26, 14].

3 Используемые средства по поликультурном воспитанию в ДОУ. Докладчик: Егорова А.Х.

4. Мастер классы. Выступление Вахрушевой О.С.«Разные формы  работы с детьми дошкольного возраста».

5. Виды детской деятельности по поликультурному воспитанию. Докладчик: Красюкова М.А.

6. Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.

. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.

. «Социально-политический блок» включает в себя знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты.

. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. [30].

Для этой цели было запланирован и проведён фестиваль – конкурс «Путешествуем по России» . (Анализ участия каждой группы).

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:

·осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

·осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;

·формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

·развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Формы работы ДОУ с семьями:

·выпуск семейных газет;

·проектная деятельность;

·использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

·анкетирование, консультации, беседы;

·фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

·семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

(итоги конкурса)

Подводя итог, можно констатировать, что специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста заключается в соблюдении определенных условий в ходе реализации поликультурного образования. Если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, это позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Таким образом, условиями эффективной реализации поликультурного образования в ДОУ являются:

создание предметно-пространственной среды;

подготовленность педагогов в области поликультурного образования;

определение базовых направлений в работе с детьми;

совместная деятельность родителей и педагогов;

использование разнообразных технологий организации деятельности детей.

Проект решения:

1.  Проводить систематическую работу по поликультурному воспитанию в ДОУ.

Сроки: постоянно. Ответственные: воспитатели.

2.Усилить работу по поликультурному воспитанию с группах старшего дошкольного возраста.

Сроки: постоянно. Ответственные: воспитатели старших подготовительных групп.

Литература:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/13/polikulturnoe-vospitanie-v-dou. Автор:  Петрякова Екатерина Евгеньевна
  2. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/polikul-turnoie-vospitaniie-osnova-patriotichieskogho-vospitaniia-doshkol-nikov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"

ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....

Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»

Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...

Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»

Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...

"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...