«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей, как средство всестороннего развития детей»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №19»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей, как средство всестороннего развития детей»
(выступление на региональном семинаре на тему: «Интеграция образовательных областей как средство разностороннего развития ребенка на базе МБДОУ № 22)
Составила воспитатель
МБДОУ № 19
Гурьянова О.А.
март, 2014 год
Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего
мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс. Это возможно через интеграцию образовательных областей.
В условиях перехода к ФГОС ДО идея интеграции приобретает особый смысл. Внедрение интеграции в практику дошкольного образовательного учреждения предполагает разработку непосредственно образовательной деятельности, которая строится на соединении различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая и др.). Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей.
Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей. Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм работы, к появлению в контексте теоретических разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура.
Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другими словами, синтез предметов необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных компетентностей в отношениях с природой. В веке информационного общества человеку уже необходим не логическое мышление, а синтезирующее, в основе которого лежит интеграция разных знаний и областей познания.
В свете требований новых документов образовательная область как «Экология» не выделена, а поэтому возникла необходимость ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс в целом, создания новой модели и расширения направлений педагогической работы. Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и бучения дошкольников.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использую в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников. Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах.
В конце осени с детьми старшей группы мною обычно подводится итог - формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему состоит из нескольких частей и включает разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: уточняю и обогащаю представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.
Важную роль в этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.
Я строю беседу следующим образом: рассматриваем по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Веду последовательный разговор, опираясь на первую страницу календаря, а потом ребенок сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему «Осень»: несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В. Левитан., И. С. Остроухое и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1 -2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание - это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.
Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части занятия иные - развитие творческих способностей детей, их художественно - ручных умений.
Комплексное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия - это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что по своему усмотрению в подходящий момент использую музыку в записи, провожу веселую физкультминутку.
Комплексные занятия организуются на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.
Экскурсии на природу. Экскурсии с детьми в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых - инструктор по физическому воспитанию, медсестра, методист и я, воспитатель группы.
Положительное воздействие на здоровье детей в походе дети получают от целого ряда факторов: 1) Подготовка к экскурсии, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое и интересное место вызывают у ребенка радостные чувства; 2) Окружающая среда оказывает положительное воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.
На умственное развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от бытового мусора постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организованно. Правильное проведение этой части похода очень важно - взрослые показывают детям, как они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - я говорю, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Я развиваю в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях. Красота повсюду, побуждаю детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.
Широко применяется в моей практике использование сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей.
Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно - ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются мною различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами
Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.
Такая работа позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен мною различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...
Проектная деятельность через интеграцию образовательных областей, как средство развития познавательной активности у детей.
Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Консультация для воспитателей...
Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...