Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
методическая разработка
Сценарий муниципального семинара на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий муниципального семинара на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в стенах нашего здания.
Тема нашего семинара: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Земля – наш общий дом. Это чудесный дом для людей, животных, растений. В нашем доме есть все условия, необходимые для жизни:
солнце, воздух и вода.
Человек является разумной частью живой природы, и поэтому именно ему необходимо заботиться о ней: сохранять и приумножать ее богатства (воду, почву, полезные ископаемые), а также заботиться о флоре и фауне.
Но сейчас, в основном, человеческая деятельность направлена на потребление и разрушение того, что у нас есть.
Люди 21 века практически не сажают деревья, а только их ломают и вырубают, мусор бросают там, где им хочется, а природные запасы воды, плодородной земли и других ресурсов используют очень расточительно.
В результате жизнедеятельности человека загрязняются водоемы и воздух, вымирают многие виды животных, исчезают редкие виды растений.
А ведь каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Все чаще сейчас звучат призывы беречь природу, а также заботиться о восстановлении природных богатств. Но, если эти навыки не заложены в человеке с самого детства, то у взрослого их тяжело сформировать. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другими словами, синтез предметов необходим, так как наше будущее и будущее наших детей требует определенных компетентностей в отношениях с природой. В веке информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее, в основе которого лежит интеграция разных знаний и областей познания.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. В связи с этим актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них экологической грамотности.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем детском саду стало проведение интегрированных занятий физкультурно-экологической направленности.
Воспитатель Сыроваткина Т.Н. и инструктор по физ-ре Ефремова Т.В. представят вашему вниманию интегрированное занятие по экологии с элементами физкультуры в подготовительной группе.
Всем известно, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Экологическая игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Через игру происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Мастер-класс на тему «Игры как средство экологического воспитания» проведет воспитатель Примаченко С.Ю.
Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является использование ТЕХНОЛОГИИ «лэпбук».
С сообщением на тему: «Обогащение экологических представлений дошкольников посредством использования технологии «Лэпбук» выступит воспитатель Крупинова Н.Г.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.
Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Она учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Происходит развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества.
Обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Итак, музыкальный руководитель Гузеватая С.С. и экологическая сказка «Берегите природу».
Наверное, каждый из нас был свидетелем того, как, подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, люди бросают пластиковые бутылки, стаканчики и другой мусор. И так делают многие, причем это происходит на глазах у детей. Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьей ребенка.
С целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием педагогами нашего детского сада периодически оформляются стенды с экологическим содержанием, проводятся совместные мероприятия, выставки поделок из природного материала, экологические акции. Одним из эффективных методов работы с родителями является метод проектов.
Вовлекая родителей в совместную деятельность по созданию проектов, с ребенком создается и поддерживается атмосфера сотрудничества, при этом педагог направляет родительскую активность в педагогическое русло.
Кроме этого, проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
тему «Метод проектов в экологическом воспитании» продолжит воспитатель Деминтиевская О.В.
Поскольку у детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.
Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении.
Работая над проблемой экологического воспитания дошкольников в предыдущем учебном году педколлективом было принято решение создать экологическую тропу на территории детского сада. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Создание экологической тропы способствует овладению умениями применять на практике знания из разных образовательных областей в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Об этапах создания, о маршруте, проходящем через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность нам расскажет воспитатель Мандрыкина А.Ю.. Она как раз и является инициатором создания тропы, разработчиком маршрута. Забегая вперед, хочется сказать, что в настоящее время тропа находится в стадии доработки. Каждый воспитатель на выбранном им объекте в течение полугода знакомил воспитанников с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Весной планируем установить стенд с нанесением маршрута, разместить таблички с обозначением объекта и провести такие мероприятия, как экологическая квест-игра, экологическая зарница. О том, что у нас получилось расскажет Алла Юрьевна.
Мандрыкина А.Ю. «Экологическая тропа»
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды.
На территории нашего детского сада мы постарались создать внутреннюю и внешнюю природные зоны.
Внешняя природная зона:
— сад
— цветник
— фитогрядки
- экологическая тропа
Она создана для организации наблюдений за растениями и птицами в естественных условиях, в ходе которых выясняется значение деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и птиц, вырабатываются навыки ухода за ними.
Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику.
Внутренняя природная зона – ЭТО:
— созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует требованиям ФГОС ДО, а именно обеспечивает свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы; является безопасной, т.е. все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; включает в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами.
Воспитанники проводят опытно-экспериментальную и игровую деятельность. Свои наблюдения дети отмечают в календарях природы и дневниках.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личностная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
И, наверное, не случайно, наша встреча состоялась именно сегодня, в такой важный и знаменательный день - день водных ресурсов - Всемирный день воды. Это важная дата, поскольку к воде требуется более бережное отношение, чем то, которое преобладает у людей сейчас.
- Вода- самая обильная из земных стихий. Покрывает она более 70% земной поверхности. Наша планета – планета океанов. Три четверти поверхности её заняты морями и океанами. Если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра.
Россия - великая водная держава. Почти четверть мировых запасов питьевой воды сосредоточено в границах нашего государства. Россия омывается 12 морями Мирового океана. На ее огромной территории протекают малые и крупные реки, и более двух миллионов озер, о которых слагали песни.
«Гляжу в озера синие…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Консультация для воспитателей...
Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...