Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
методическая разработка
Сценарий муниципального семинара на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий муниципального семинара на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в стенах нашего здания.
Тема нашего семинара: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Земля – наш общий дом. Это чудесный дом для людей, животных, растений. В нашем доме есть все условия, необходимые для жизни:
солнце, воздух и вода.
Человек является разумной частью живой природы, и поэтому именно ему необходимо заботиться о ней: сохранять и приумножать ее богатства (воду, почву, полезные ископаемые), а также заботиться о флоре и фауне.
Но сейчас, в основном, человеческая деятельность направлена на потребление и разрушение того, что у нас есть.
Люди 21 века практически не сажают деревья, а только их ломают и вырубают, мусор бросают там, где им хочется, а природные запасы воды, плодородной земли и других ресурсов используют очень расточительно.
В результате жизнедеятельности человека загрязняются водоемы и воздух, вымирают многие виды животных, исчезают редкие виды растений.
А ведь каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Все чаще сейчас звучат призывы беречь природу, а также заботиться о восстановлении природных богатств. Но, если эти навыки не заложены в человеке с самого детства, то у взрослого их тяжело сформировать. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другими словами, синтез предметов необходим, так как наше будущее и будущее наших детей требует определенных компетентностей в отношениях с природой. В веке информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее, в основе которого лежит интеграция разных знаний и областей познания.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. В связи с этим актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них экологической грамотности.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем детском саду стало проведение интегрированных занятий физкультурно-экологической направленности.
Воспитатель Сыроваткина Т.Н. и инструктор по физ-ре Ефремова Т.В. представят вашему вниманию интегрированное занятие по экологии с элементами физкультуры в подготовительной группе.
Всем известно, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Экологическая игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Через игру происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Мастер-класс на тему «Игры как средство экологического воспитания» проведет воспитатель Примаченко С.Ю.
Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является использование ТЕХНОЛОГИИ «лэпбук».
С сообщением на тему: «Обогащение экологических представлений дошкольников посредством использования технологии «Лэпбук» выступит воспитатель Крупинова Н.Г.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.
Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Она учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Происходит развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества.
Обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Итак, музыкальный руководитель Гузеватая С.С. и экологическая сказка «Берегите природу».
Наверное, каждый из нас был свидетелем того, как, подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, люди бросают пластиковые бутылки, стаканчики и другой мусор. И так делают многие, причем это происходит на глазах у детей. Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьей ребенка.
С целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием педагогами нашего детского сада периодически оформляются стенды с экологическим содержанием, проводятся совместные мероприятия, выставки поделок из природного материала, экологические акции. Одним из эффективных методов работы с родителями является метод проектов.
Вовлекая родителей в совместную деятельность по созданию проектов, с ребенком создается и поддерживается атмосфера сотрудничества, при этом педагог направляет родительскую активность в педагогическое русло.
Кроме этого, проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
тему «Метод проектов в экологическом воспитании» продолжит воспитатель Деминтиевская О.В.
Поскольку у детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.
Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении.
Работая над проблемой экологического воспитания дошкольников в предыдущем учебном году педколлективом было принято решение создать экологическую тропу на территории детского сада. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Создание экологической тропы способствует овладению умениями применять на практике знания из разных образовательных областей в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Об этапах создания, о маршруте, проходящем через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность нам расскажет воспитатель Мандрыкина А.Ю.. Она как раз и является инициатором создания тропы, разработчиком маршрута. Забегая вперед, хочется сказать, что в настоящее время тропа находится в стадии доработки. Каждый воспитатель на выбранном им объекте в течение полугода знакомил воспитанников с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Весной планируем установить стенд с нанесением маршрута, разместить таблички с обозначением объекта и провести такие мероприятия, как экологическая квест-игра, экологическая зарница. О том, что у нас получилось расскажет Алла Юрьевна.
Мандрыкина А.Ю. «Экологическая тропа»
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды.
На территории нашего детского сада мы постарались создать внутреннюю и внешнюю природные зоны.
Внешняя природная зона:
— сад
— цветник
— фитогрядки
- экологическая тропа
Она создана для организации наблюдений за растениями и птицами в естественных условиях, в ходе которых выясняется значение деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и птиц, вырабатываются навыки ухода за ними.
Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику.
Внутренняя природная зона – ЭТО:
— созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует требованиям ФГОС ДО, а именно обеспечивает свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы; является безопасной, т.е. все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; включает в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами.
Воспитанники проводят опытно-экспериментальную и игровую деятельность. Свои наблюдения дети отмечают в календарях природы и дневниках.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личностная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
И, наверное, не случайно, наша встреча состоялась именно сегодня, в такой важный и знаменательный день - день водных ресурсов - Всемирный день воды. Это важная дата, поскольку к воде требуется более бережное отношение, чем то, которое преобладает у людей сейчас.
- Вода- самая обильная из земных стихий. Покрывает она более 70% земной поверхности. Наша планета – планета океанов. Три четверти поверхности её заняты морями и океанами. Если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра.
Россия - великая водная держава. Почти четверть мировых запасов питьевой воды сосредоточено в границах нашего государства. Россия омывается 12 морями Мирового океана. На ее огромной территории протекают малые и крупные реки, и более двух миллионов озер, о которых слагали песни.
«Гляжу в озера синие…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект с презентацией "Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через интеграцию образовательных областей"
Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые (Шарова Н.Н., Чепель Т.Л., Свиридова В.А.) конст...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Консультация для воспитателей...
Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...