Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника.
материал на тему
Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,
ул. Советская,43
Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника
Составитель:
Прохоренкова А.А.
воспитатель
2018
Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника
Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты ребенка дошкольного возраста. Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому основной задачей для себя в работе с детьми, я считаю помогать развитию познавательной активности.
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого в своей работе я использую в комплексе элементы ранее известных и современных методик познавательно- исследовательской деятельности. Организую совместную познавательно-исследовательская деятельность со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах:
- прикладное творчество;
- рассматривание;
- исследовательская деятельность;
- наблюдения;
- беседа;
- конструирование;
- сюжетно-ролевая игра;
- викторины, конкурсы;
- экспериментирование.
Основными задачами при организации деятельности детей являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности. Сущность интегрированного подхода - соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но ёмким.
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми:
- сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
- разнообразные речевые игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную. Организую НОД в соответствии с выбранной темой, которую представляю в эмоционально – образной форме. В интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда меняется в соответствии с темой. При выборе темы учитываю следующие факторы:
- реальные события, происходящие в окружающем;
- воображаемые события или описываемые в художественной литературе;
- события специально смоделированные: вношу в группу предметы, вызывающие интерес;
- события, происходящие в жизни группы.
В процессе организованной таким образом деятельности у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно–следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма НОД нестандартна, интересна детям, дает возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, это говорит о достаточной эффективности деятельности.
Важным считаю позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям, необходимо быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка. Также постепенно повышаю эмоциональную насыщенность деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом и при необходимости погладить плечо ребенка. Что дает ребенку возможность быть смелее, решительнее, привлекает его внимание. Интеграция в деятельность с детьми прикладного творчества: вырезание снежинок, изготовление игрушек из бумаги, сувениров из разнообразного материала, дает возможность развивать эстетическое восприятие и мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, уподобление, установления сходства и различия предметов и частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивается и мелкая моторика рук, глазомер, координация движений. Формируется умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно. Огромное значение имеют и положительные эмоции: дети радуются полученному результату.
Включенные в деятельность музыкальные произведения и художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на другой вид деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.
НОД происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям. Это воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство. В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое.
Литература:
1. «От рождения до школы» Примерная основная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015.
2. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика – синтез 2008.
3. Скоролупова О. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» /Текст/ О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание – 2010. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-454054-1401815614.jpg)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-490254-1414416730.jpg)
Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.
Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/01/picture-453420-1401634340.jpg)
Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"
Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-806868-1471883162.jpg)
Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников
Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-550338-1464726990.jpg)
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников
С введением ФГОС ДО экспериментальная деятельность получила новый толчок в своем развитии. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности обогащается память ребенка, активизируются е...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-382309-1477140518.jpg)
«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Коллекционирование как способразвития познавательной активностидошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/05/picture-949342-1572901527.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС ДО"
Тема: «Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС»СЛАЙД:«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему про...