РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
картотека (старшая группа) на тему
В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составление предложения по заданному слову и структурной схеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichekaya_razrabotka._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Муравленко
Управление образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
Ларченко Марина Викторовна,
воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ «ДС «Оленёнок»
Г. Муравленко
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ. Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.
На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.
В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.
Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры типа: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскурсия по Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы — почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок — по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем- либо игрушке: Петрушке, утенку Кряку, кукле.
Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для маленьких детей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок».
Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Этот прием можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества, при переписке.
Навыки согласования подлежащего и сказуемого ребенок может приобретать с помощью такого упражнения. Педагог спрашивает: «Можно сказать: малыш веселый? А о ком или о чем еще можно
сказать веселый? (День, праздник, мальчик, папа, Буратино.) О ком или о чем можно сказать веселая?(Песня, история, девочка, мама.)»
Упражнением на постановку логического ударения является многократное произнесение скороговорки «Заржавел железный замок» со сменой логического ударения. Для этого ребенку предлагают: «Скажи так, чтобы было понятно, что случилось с замком... А теперь скажи, чтобы было понятно, какой замок...» и т.д.
Для грамматических игр и упражнений используют уже знакомые детям сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Что изменилось?», «Вы хотите — мы хотим», «Мишка, сделай», «Зайкина гимнастика», «Поручения», «Прятки», «Кафетерий», «Ателье» и другие, описанные в предыдущих разделах. Словарь в этих играх расширяется. Отбираются слова с непродуктивными формами словоизменения.
В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии и роду деятельности.
ПИФ СЧИТАЕТ
(ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИЙ РОДА, ЧИСЛА, ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ВИДА, ВРЕМЕНИ И НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ)
В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составление предложения по заданному слову и структурной схеме.
«Подбираем рифмы»
Цель: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).
Материал: предметные картинки — ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.
* * *
Воспитатель (читает шуточное стихотворение)
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Английская народная песенка Пер. С. Маршака
Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят чулки?
Дети отвечают.
Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, буду показывать картинки-подсказки.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без ... (ботинок) и ... (чулок),
И щенков Без... (носков),
И синичек
Без ... (тапочек) и ... (рукавичек)
. Веселые шутки у нас получились!
«Мишка-музыкант»
Цель: формировать умение соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.
Материал: открытки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитарист, заяц-балалаечник, заяц-пианист и др.); игрушки — пианино детское, балалайка, барабан, медвежонок.
В гости к детям приходит медвежонок. Он что-то принес.
Воспитатель. Что это у тебя, мишка?
Воспитатель говорит от имени медвежонка.
Медвежонок. Хочу поиграть с ребятами. У меня здесь музыкальные инструменты. Это пианино, это барабан, а вот балалайка. Закройте глаза. На чем я играю? (На барабане.) А как называют музыканта, который играет на барабане? (Барабанщик.) Значит, я сейчас барабанщик. А сейчас кто я? Пианист. На чем я играл? (На пианино.)
Барабан нужен барабанщику, пианино — пианисту. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? Балалаечник.
Я принес вам открытки. На них нарисованы разные музыканты. И я музыкант. Играю на разных инструментах. (Выставляет на панно открытки.) Найдите горниста.
Дети показывают.
Правильно, это я — горнист. А как вы догадались, что горнист — это я? (На открытке медвежонок держит в руках горн.)
Дети отвечают.
А кто здесь гитарист? Как вы догадались? Кому нужна гитара?
Дети отвечают.
Далее воспитатель загадывает детям загадки. Он изображает игру на разных музыкальных инструментах, задает вопросы: «Кто так играет? На чем играет?»
«Про пана Трулялинского»
Цель: знакомить со способами словообразования.
* * *
Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам очень веселое стихотворение. Можно не просто слушать его, но играть в слова.
Далее воспитатель читает стихотворение, делая паузы перед выделенными словами. Эти слова говорят дети (хором).
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском
! А живет он в Приневайске,
В переулке Веселинском,
С ним и тетка — Трулялетка,
И дочурка Трулялюрка,
И сынишка Трулялишка,
И собачка Трулялячка.
Есть еше у них котенок
По прозванью Труляленок
И вдобавок попугай
Развеселый Труляляй!
На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.
Палочку-трулялялочку
Поднимет дирижер —
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
«Труля-ля да тру-ля-ля!
Труля-ля да тра-ла-ла!»
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!
Трулялинский чуть не пляшет
Дирижерской палкой машет
И, усами шевеля,
Подпевает: «Тру-ля-ля!»
«Тру-ля-ля» — звучит уже
На дворе и в гараже.
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.
Все шоферы — трулялеры,
Почтальоны — труляльоны,
Футболисты — трулялксты,
Продавщица — трулялица,
Музыканты — трулялянты,
И студенты — труляленты,
Сам учитель — трулялитель
И ребята — трулялята!
Даже мышки, даже мушки
Распевают «Трулялюшки».
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет!
Ю. Тувим
Воспитатель задает детям вопросы и задания.
Воспитатель
Понравилось ли вам стихотворение?
Где жили все Трулялята?
А как бы вы назвали улицу, на которой живут звери, любящие поспать?
Как назвать автобусную остановку в районе, где растет орешник?
Как назвать село, где разводят пчел и получают мед?
А как можно сказать про лес, где живут медведи? ежи?
Придумайте историю про путешествие медвежонка по городу Веселинску.
Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.
КАКОЕ СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ?
(ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА)
В словарной работе особое место занимают лексические упражнения. Они способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его
значению. Лексические упражнения формируют и практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составлять предложение, различать оттенки в значении слова.
Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек и только тогда, когда дети усвоят названия последних. Большое место в этих упражнениях отводится такому приему, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности ребенка, вопрос должен вызывать умственную активность. Ставя вопросы, мы учим детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать такие вопросы: можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому? При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть ребенок сам подумает, переосмыслит то, что он сказал, аргументирует свое суждение.
Работа над синонимами преследует практическую цель: научить ребенка выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи. С этой целью необходимо использовать задания на подбор слов, близких по смыслу. Работа над синонимами приучает детей вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова.
Недооценка работы над синонимами приводит к тому, что многие дети говорят «Суп хороший, на улице хорошо, платье хорошее, рисунок хороший». И дело здесь не только в ограниченности словаря, но и в том, что ребенок не привык пользоваться богатством родного языка.
Для подбора синонимов к словосочетаниям используется прием замены — подстановка синонима, благодаря которому ребенок начинает осознавать, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Например, в словосочетаниях «весна идет», «мальчик идет», «машина идет» слово идет приобретает разные значения. Взрослый предлагает заменить это слово, т.е. подобрать слова, близкие ему по смыслу. К словосочетанию «машина идет» можно подобрать такие слова: едет, мчится, несется, летит и др. Далее ребенку предлагается вопрос: «Можно ли так сказать — "машина летит"?» Не следует спешить, важно, чтобы дети могли подумать. «Миша, ты думаешь, что так можно сказать? Тогда объясни, как ты понимаешь, что это значит». («Машина очень быстро едет, как самолет».) «А ты, Сережа, говоришь, что так нельзя сказать. Объясни почему». («У машины нет крыльев».) Вместе с детьми выбираются наиболее правильные ответы.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира: по временным и
пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п. Подбор антонимов вначале надо производить с помощью наглядного материала (натуральные предметы, картинки). Например, детям показывают картинки с изображениями высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т.п. Воспитатель говорит: «Посмотри на это яблоко, оно большое. А это яблоко какое?»
Работа с многозначными словами разных частей речи оказывает влияние на понимание переносного значения слова, уточняет представление об эмоциональном словаре, расширяет его и играет важную роль в общении ребенка с произведениями изобразительного искусства.
Усваивая выразительные средства родного языка, ребенок расширяет свой эмоциональный опыт, речевую культуру.
Высокий уровень речевой культуры характеризуется такими признаками, как богатство, точность и выразительность речи.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразных языковых средств. Точность речи подразумевает выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И наконец, выразительность речи включает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Важнейшие источники выразительности детской речи — пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы. Сначала детей знакомят с прямыми значениями слова, затем они начинают усваивать переносный смысл — здесь начинается работа над образностью речи.
Игры и упражнения с многозначными словами углубляют эмоциональные впечатления детей, развивают их чувства и воображение, порождают необычные и неожиданные ассоциации, помогают понять, насколько важную роль играют средства художественной выразительности в создании того или иного образа.
«Что вы видите вокруг»
Цель: формировать умение давать названия разным предметам.
* * *
Воспитатель. Как мы отличаем один предмет от другого?
Дети называют различные признаки предметов.
Каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. А что обозначает слово мяч? Что обозначает слово ручка? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла? Например, звукосочетания рум, ыл, ра. Послушайте стихотворение.
«Плим»
Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова: Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет — Плим, плим, плим. И ничего не значит. Плим, плим, плим.
И. Токмакова
Воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель. Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (Какой мяч? Какая погода? Какое небо?) Еще есть слова, которые называют, что можно делать с предметом. Что, например, можно делать с мячом? Что можно делать в детском саду?
«Скажи, какой?»
Цель: формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
* * *
Воспитатель. Отгадайте про какой предмет я говорю: круглое, сладкое, румяное — что это? (Яблоко.) Дополните словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?)... (сладкий), снег.., лимон... Закончите словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая.., солнце теплое... и т.д. Назвать, какие в комнате вещи круглые, большие. Вспомните и скажите, кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).
Дети выполняют задания.
«Найди противоположное по смыслу слово»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
* * *
Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать пропущенное слово. Например:
сахар сладкий, а лимон...;
луна видна ночью, а солнце...;
огонь горячий, а лед...;
тополь высокий, а шиповник...;
река широкая, а ручей...;
камень тяжелый, а пух...;
редька горькая, а груша...
Воспитатель. Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней как? (Темно.) Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? (Легкая.) Если нож не тупой, то, значит, он какой? (Острый.)
Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»
«Это правда или нет?»
Цель: формировать умение находить неточности в тексте.
* * *
Воспитатель. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.
«Это правда или нет?» Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?
Л. Станчева
Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.
«Скажи другими словами»
Цель: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
* * *
Воспитатель. У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.)
Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья. Послушайте, какое я назову предложение: дождь идет (льет) и мальчик идет (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Воспитатель дает детям задание подобрать слова-друзья к следующим словосочетаниям:
чистый воздух (свежий воздух,); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда,);
самолет сел (приземлился; солнце село (зашло);
река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом:
очень большой (громадный, огромный);
очень маленький (малюсенький)?
«Назови одним словом»
Цель: формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.
* * *
Воспитатель. Ученик долго решал задачу и никак не мог решить. Он думал, думал, наконец решил. Как можно сказать про такую задачу? Какая это была задача? (Трудная.) Трудная задача и тяжелая. Как сказать лучше? Про что можно сказать тяжелый? Придумайте правильные и неправильные словосочетания со словами трудный и легкий.
Дети придумывают.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Дети должны заметить нелепицы.
«Радость»
Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град,
То посыпался из облака виноград.
К. Чуковский
Воспитатель. Как сказать правильно?
Папа, иди шепотом.
Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закагушить.
Мама, я ботинки наизнанку надел.
Зима наступила на осень.
«Куда бежать?»
Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.
* * *
Воспитатель (загадывает загадки)
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой. Что это?..
(Ветер.)
Летом бежит, зимой спит. Весна настала — опять побежала.
(Речка.)
Кто за тобой бежит, а догнать не может.
(Тень.)
Кто и что может бежать?
Воспитатель. Что делает мальчик? Дети. Бежит.
Воспитатель. Про кого еще можно сказать бежит? Дети. Спортсмен, заяц. Воспитатель. Как мы скажем про ручеек? Дети. Бежит ручей.
Воспитатель. А как сказать по-другому? Дети. Течет, журчит.
Воспитатель. Вода бежит из крана. Замените слово бежит. Дети. Льется, течет.
Воспитатель. Про кого или что можно сказать бегут? Дети. Спортсмены, облака.
Воспитатель. Как называют спортсмена, который занимается бегом?
Дети. Бегун.
Воспитател ь. Прыжками? Дети. Прыгун.
Воспитатель. Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног». Дети отвечают.
ПРИДУМАЙ СКАЗКУ
(ИГРЫ, ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ)
Огромная воздействующая сила художественной литературы и устного народного творчества традиционно использовалась в отечественной и зарубежной педагогике как важный фактор воспитания и образования подрастающего поколения, могучее средство развития и обогащения его речевой культуры.
Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, и прежде всего языковых средств выразительности. Художественное слово эмоционально окрашивает произведение, и поэтому его содержание вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает, развивает образную речь у читателя и слушателя. Язык литературного произведения является наилучшей, наивысшей формой литературной речи, которой дети стремятся подражать. В рассказах они осознают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность; народные сказки раскрывают перед ребенком меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями.
Нередко в практике работы дошкольных учреждений главное внимание уделяется воспитательному и познавательному значению литературных произведений, а языковые достоинства художественных текстов упускаются из виду. Работа над литературным произведением сводится к усвоению детьми основной линии сюжета. Довольно распространенным является взгляд на художественный текст как на некий эталон, неизменный и неприкосновенный.
Более приемлемой и прогрессивной нам кажется другая позиция, в основе которой — активная «исследовательская» деятельность ребенка в процессе восприятия литературного произведения, момент его «сотворчества» с автором. Некоторые исследователи аналогичную деятельность называют «словесной игрой» (В. Харченко); «экспериментированием с художественным текстом» (Е. Бодрова). Мы полагаем, что «переживание», «проживание» литературного произведения, возможность «играть» с художественным словом делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности. Кроме
того, игра естественна для природы ребенка, благодаря ей процесс общения с литературным произведением становится радостным, желанным. Именно поэтому словесные игры, игровые творческие задания, упражнения должны активно использоваться в работе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Игры, игровые задания, упражнения, предлагаемые нами ниже, направлены на решение следующих задач:
развития воображения, словесного творчества;
формирования образности речи;
ознакомления с малыми фольклорными формами;
закрепления знаний о литературных произведениях.
Эти игры разработаны на материале отдельных, конкретных литературных текстов, но могут переноситься и на другие тексты и использоваться в процессе ознакомления детей разных возрастных групп с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.
«Играем со сказкой»
Цель: формировать умения придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства.
Материал: сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых три конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник
и автомобиль», «Хитрый Буратино».
* * *
Познакомив детей со сказкой, воспитатель обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки, выбрать наиболее понравившийся или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку.
Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.
«Загадка»
Цель: развивать воображение, формировать умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
* * *
Воспитатель выбирает одного-двух детей, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Остальные дети должны отгадать, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку.
Игра повторяется несколько раз
«Подснежники»
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.
Т. Белозеров
Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение.
Вариант упражнения
Воспитатель. Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцуют снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если хотите, можете ее нарисовать.
Вариант упражнения
Воспитатель показывает детям картинку с зимним пейзажем, рассказывает стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Воспитатель. Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. Попробуйте сочинить сказку «Что снится деревьям зимой». А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов.
Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации
«Литературная викторина»
Воспитатель организует две команды книголюбов, предлагает каждой выбрать себе название.
Воспитатель. На сказочной карте указано, какие испытания должны пройти обе команды, чтобы получить главный приз.
Задания
Капитанам даются по две картинки-пейзажа. Нужно вспомнить стихи об этом времени года и выразительно прочитать их наизусть.
Команды получают по конверту, на которых напечатана фамилия детского писателя. Команда должна вспомнить все известные ей произведения этого автора.
Каждая команда должна назвать как можно больше пословиц (о труде, смелости, дружбе и друзьях).
Командам предлагаются литературные загадки.
- Героям каких сказок помогали животные?
- В какой сказке волк испугался зайца? Расскажите, как это случилось.
Вспомните, где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка».
Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда?
Как называется сказка, похожая на сказку «Теремок»?
В какой сказке главная героиня превратилась в облачко?
- По отрывку из сказки (аудиозапись) дети должны узнать и назвать сказку (каждой команде предлагается по два фрагмента).
- Используя атрибуты, шапочки для драматизации, разыграть по ролям диалоги из известных сказок. Каждая команда готовит по два диалога.
В конце воспитатель подводит итоги соревнования, вручает командам призы.
«Объясни, покажи»
Цели: познакомить с фразеологизмами.
Материал: карточки, отражающее прямое и переносное значение используемых фразеологизмов.
* * *
Воспитатель. Одна нога здесь, другая там. Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать?
Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению.
Лексический материал: сгореть со стыда, ворон считать, морочить голову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...