Опыт работы на тему «Формирование начал экологической культуры »
учебно-методический материал на тему

Гарбера Надежда Леонидовна

Аннотация на опыт работы

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

воспитателя МДОУ Дмитриевского детского сада Гарбера Надежды Леонидовны

Позиция педагога:

1.Создание условий для организации деятельности по теме: «Формирование начал экологической культуры».

2. Владение методикой обучения воспитанников, с целью эффективности процесса их развития: - воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы; - развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников; - развитие представлений детей о природе родного края, об экологии родного края.

3. Творческое взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей), сотрудников ДОУ.

4. Сотрудничество с семьями воспитанников.

5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

6. Изучение передового опыта коллег.

Актуальность:

Актуальность воспитания экологических знаний детей дошкольного возраста вызвана тем, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих людей новых экологических знаний, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Галичского муниципального района

Костромской области

ОПЫТ РАБОТЫ 

на тему

«Формирование начал

экологической культуры »

                    Воспитатель:

                                                     Гарбера Надежда Леонидовна

                                                                  МДОУ Дмитриевский детский сад

                                                                  Галичского муниципального района

                                                                  Костромской области

Костромская область, Галичский район,

деревня Дмитриевской, ул. Школьная, д. 6

Содержание:

  1. Аннотация.
  2. Описание опыта.
  3. Приложения:

Аннотация

на опыт работы

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

воспитателя МДОУ Дмитриевского детского сада

Гарбера Надежды Леонидовны

Позиция педагога:

1.Создание условий для организации деятельности по теме: «Формирование начал экологической культуры».

2. Владение методикой обучения воспитанников, с целью эффективности процесса их развития:

- воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

- развитие представлений детей о природе родного края, об экологии родного края.

3. Творческое взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей), сотрудников ДОУ.

4. Сотрудничество с семьями воспитанников.

5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

6. Изучение передового опыта коллег.

Актуальность:

Актуальность воспитания  экологических  знаний  детей дошкольного возраста вызвана тем, что экологическое состояние нашей планеты

и тенденция к его ухудшению требуют от живущих людей новых экологических знаний, понимания сложившейся ситуации и сознательного

к ней отношения.

Цель:

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, учить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться её богатствами.

Содержание:

Программа С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры

в дошкольном детстве» предусматривает экологическое воспитание по всем направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

образовательные:

- создать условия для расширения и обогащения знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

развивающие:

      - развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи;

     - развивать представления детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности и природе культурной, созданной  

и поддерживаемой трудом человека;

    - развивать у детей навыки по уходу за растениями и животными;

    - развивать представления о том, что в природе всё взаимосвязано, как

в цепочке, в которой все звенья нужны друг другу и друг без друга, могут просто перестать существовать, учить формулировать сделанные умозаключения по данной проблеме;

 воспитательные:

   - формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности;

  - формирование коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности: исследовательской  и практической работе, игровой, трудовой деятельности.

Формы:

- различные виды НООД:

- экскурсии;

- игры;

- прогулки;

- факультативы;

- экологические праздники и развлечения;

- совместные мероприятия с родителями;

- трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на окне;

- чтение литературы, рассматривание демонстрационного материла, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.

- наблюдение за животным растительным миром, за трудом взрослых;

- экспериментирование.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:

  • Научность.
  • Доступность.
  • Гуманистичность.
  • Деятельностность.
  • Целостность. 
  • Системность.  
  • Преемственность.
  • Интеграция.  

Методы:

Наглядный (информационно – иллюстративный), игровой, словесный, практический (наблюдение, труд, исследовательская деятельность).

Средства:

Методическая, энциклопедическая и детская художественная литература, оборудование, опыт коллег, дидактический материал, атрибуты для игр, «живой уголок», «уголок природы», «уголок экспериментирования».

Результат:

1. Создание предметно–пространственной развивающей среды в группе, способствующей экологическому воспитанию дошкольников.

2. Наличие у детей интереса к природе родного края, заботливое к растениям и животным;

- расширение кругозора и запас знаний детей об окружающем;

- развитие таких качеств, как доброта, сопереживание, чувства ответственности за более слабые живые существа.

3. Проявление инициативы и творчества.

4. Умение детей аргументировать свою позицию и отстаивать собственное мнение

5.. Создание настоящего общества детей, детей и педагогов, детей, педагогов и родителей.

6. Дети развиты соответственно своим возможностям, уверены в себе и своих силах.

Заведующая МДОУ Дмитриевского детского сада: _________ В.А. Шмендель

ПЛАН

Введение.

Основная часть:

  1. Уголок природы в ДОУ.
  2. Наблюдение и труд – основные методы ознакомления детей

с природой.

  1. Экскурсии детей в природу.
  2. Ознакомления с природой в НООД.
  3. Природа в играх детей.
  4. Работа с родителями по воспитанию и поддержанию интереса детей

в природе.

Заключение (результаты)

Приложения.

                                                   Человек стал человеком только тогда,

                                                   когда увидел красоту вечерней

                                                   зари, облаков, плывущих в голубе небе,                  услышал  пение соловья и пережил восхищение красотой пространства.

                                         

                                                                                     В.А. Сухомлинский

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!   

                                     

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней, видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии.

Человек и природа!

Философы, поэты, художники всех времён и народов  отдали дань это вечно и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть,

и катастрофа, нависла над человечеством и проблема экологического воспитания стала жизненной необходимостью.

Наиболее благоприятным периодом для экологического воспитания является дошкольный возраст.

Главная цель экологического воспитания – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить

и беречь природу, бережно распоряжаться её богатствами.

Для этого нужно, в первую очередь, сформировать систему знаний

о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

    Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны

и природные материалы (песок, глина, вода, снег).  Дети, очень любят играть

с ними. Дети общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый, белый снег, и, когда зацветают сады. Вместе с взрослыми они радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнообразию лугов. Малыш, непосредственно с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У детей формируется первичные конкретные и яркие представления о природе.  Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это позволяет воспитателю развивать у детей логическое мышление.

              Воспитанники нашего детского сада имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только в процессе НООД, но и в повседневной жизни. Важно то, что они постоянно наблюдают за трудом взрослых, которые заняты сельскохозяйственными работами. Дети видят воочию, как ухаживают за животными, выращивают хлеб. Для меня, как для педагога, важно, чтобы наши дети росли  заботливыми людьми, эмоционально отзывчивыми, бережно относились к объектам природы. Поэтому, детей необходимо вводить в мир познания природы, развивать умственные способности, приобщать к красоте окружающего мира. Для этого, в детском саду мы стараемся создать условия, способствующие экологическому развитию детей: создан «живой уголок», обитателями которого являются аквариумные рыбки и  водные черепахи; создан уголок природы, насчитывающий около 15 видов комнатных растений. На участке детского сада есть небольшой цветник, уголок нетронутой природы, разные деревья.

          Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, я ставила  следующие задачи:

  1. Формировать у детей представления о природе естественной, независимой от деятельности человека и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.
  2. Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только до той поры, пока для этого есть необходимые условия, нарушения которых, ведут к гибели  и исчезновению, порой навсегда.
  3. Показать, что человек использует культурную природу: выращивают

и собирают урожай зерна, овощей, фруктов, разводят домашних животных, разбивают парки и скверы.

  1. Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирают грибы и ягоды, наслаждаются красотой природы)
  2. Формировать представления о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке все звенья, которые нужны друг другу, и друг без друга могут просто перестать существовать.

           Важным аспектом экологического воспитания также являются:

- развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии её, как живого и эстетически прекрасного целого.

- воспитание готовности трудиться в природе с радостью (сажать и поливать растения, ухаживать за животными, и с радостью приходить на помощь всем  нуждающимся).

           Чтобы формировать осознанное и гуманное отношение к природе, я проводила наблюдение и труд в природе, позволяющие накопить определённые знания, проводила специальные мероприятия, в ходе которых использовала различные игровые приёмы. В гости к детям приходили игрушки (Почемучка, Капитошка, Капелька). В путешествие дети отправлялись на различном транспорте: «автобус», «машина», «поезд», «самолёт». Очень нравятся детям беседы эстетического характера о красоте природы, с использованием художественного слова. Ежедневно дети заполняют «календарь природы», в котором отмечают свои наблюдения, касающиеся состояния погоды.

Большую роль в работе с детьми по экологическому воспитанию отводится работе в уголке природы. Наблюдая за растениями, ребёнок видит иную, чем человеческая форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или тёплой, достаточно ли света?

Дети полюбят растение, если услышат рассказ об его происхождении. Одни из влажных тропических лесов. У таких растений широкие листья, их нужно обильно поливать (бальзамин, бегония, традесканция).  Другие – из засушливых мест и даже из пустыни. Их нужно поливать реже (амариллис, кринум). Знакомила детей с названиями растений. Называла настоящее название цветка, например, «Бальзамин», и как называют этот цветок

в народе - «Ванька мокрый», «Огонёк» Почему?  Объясняли сами дети. «Огонёк» - потому что, посмотреть на него издали, когда он цветёт, увидишь сходство красивых малиновых цветов с огоньками. А «Ванька мокрый», потому что этот цветок очень любит воду. В этом дети убедились, придя

в детский сад после выходных дней,  и увидели, что цветок опустил листики, повял, «стал грустным». Но стоило его полить, растение снова подняло листочки, «повеселело». Колеус называют «крапивкой». Он похож на крапиву. Делали зарисовку любимых комнатных растений с натуры. Комнатные растения чувствуют добрых и злых людей. В доме хорошего человека растут лучше. Почему? Детей учила правильно ухаживать за комнатными растениями. Малыши выполняли несложные трудовые поручения: наполняли лейку водой, приносили тряпочку или губку, для того, чтобы протереть листики, поливали только некоторые растения. Поощряла детей: «Ты, Сашенька,  молодец, осторожно поливал растение» и т.п. Старшие дети сами определяли, когда надо поливать растение. Предлагала: «Потрогай, Маша, землю в горшочке, и реши, нужно ли его сегодня поливать?» Дети знают для чего нужно рыхлить землю (чтобы к корням поступал воздух), какое растение надо мыть под душем, у каких растений протереть листья мокрой губкой или тряпочкой, а какие очистить от пыли кисточкой, и почему? Дети усвоили, что растениям нужен свет, который они поглощают листьями, поэтому они должны быть чистыми.

Например, проводила такие опыты - эксперименты, как: «Зелёный загар» (его цель: подвести детей к пониманию того, для чего нужен хлорофилл растению). Накрыть плотной бумагой лист комнатного растения и оставить на 2-3 дня, потом посмотреть какого цвета стал лист. Это связано с тем, что

в темноте растение теряет хлорофилл. Также дети отметили, что растениям необходим воздух и вода.  Был проведён опыт – эксперимент «В почве есть воздух» (опустить комочек почвы в стакан с водой, появятся пузырьки воздуха). Чтобы дети лучше поняли, что необходимо для жизни растений, проводила опыт «Посадка лука» - сажала 2 луковицы:  одну луковицу

в ёмкость с землёй и ставила в светлое место, а вторую в тёмное место.  Когда луковицы проросли, сравнили цвет их перьев. Убедились, что

у луковицы, проросшей на свету перья сочного зелёного цвета, крепкие, а

у луковицы, проросшей в темноте – перья бледные, слабые. Затем выставили вторую луковицу на свет, и убедились, как пёрышки оживают, зеленеют. Дети сделали вывод, что растениям нужен свет. Дети наблюдали не только за ростом перьев, но и корней. Для чего у лука растут корни? Объясняла, что корни забирают из земли и воды необходимые для роста лука полезные вещества. Они есть в земле и воде. Продолжая наблюдать за луком, «посаженным» в баночки с водой, и в ёмкость с землёй. Заметили, что лук, посаженный в землю, был гуще, дольше сохранялся. Сделали вывод: в земле больше питательных веществ, чем в воде. Ставили с детьми ветки тополя

и берёзы весной в вазы с водой. Дети наблюдали за появлением  «серёжек»

и листьев, сбрасыванием чешуек. Подводила к пониманию того, для чего нужны листикам чешуйки? – Чтобы защищать от холода. Постояв в тепле,

у веточек тополя появились корешки. Что можно сделать с этими веточками?

- Можно посадить в землю. Что из них вырастет?  - Новое дерево. Также дети сделали вывод: веточки тополя можно посадить в землю, из них вырастет новое дерево, а веточки берёзы повяли – им не хватило питательных веществ, которые находятся в воде, берёза дерево более прихотливое, чем тополь. Чтобы убедиться в том, что растениям необходимо тепло, одну веточку тополя ставили в групповом помещении, а другую в более холодном помещении. Когда появились листочки на веточке, стоящей в тепле, объяснили причину их появления (в группе тепло). Поэтому, листья

у деревьев появляются весной, когда пригревает солнце и становится теплее.

Чтобы убедиться, какая почва нужна для роста растений, сажали овёс в 2 чашки. Водной из них была земля, а в другой – песок. Ухаживали одинаково. После появления ростков, объясняла детям, почему в чашке с землёй всходы  гуще, растут быстрее, а чашке с песком – слабее.

Постоянно провожу с детьми наблюдения за аквариумными рыбками. Малыши знают, что рыбки не могут жить без воды и света. Обязательно

в одно и то же время рыбок нужно кормить. Наблюдали, как рыбы берут корм, как открывают рот, едят из кормушки и подхватывают на плаву, как собирают корм со дна (особенно сом). Рассматривали с детьми, из каких частей состоит тело рыб, чем покрыто, сколько плавников. Старшим детям предлагала подумать над тем, почему рыбы живут в воде, так легко плавают? Проводили сравнительный анализ живой и игрушечной рыбы. Уточняли, что необходимо для жизни рыб? Могут ли рыбы жить в грязной воде? Сделали вывод: для жизни рыбам нужны хорошие условия – чистая вода, воздух, свет. Рассказывала детям о рыбах, которые живут в нашем Галичском озере. Ещё

у нас в «живом уголке» живут водные черепахи: Дуся и Пуся, за которыми мы ежедневно наблюдаем, рассматриваем внешний вид, особенности поведения и, конечно, ухаживаем.      

Аналогично проводила работу, наблюдая за обитателями «живого уголка». Рассматривали внешний вид, особенности поведения. Усвоили, что птицы не переносят холода, становятся неактивными. Птичкам также нужна чистая вода, они очень боятся сквозняков. Необходимо чистить клетки, мыть поилки. Беседовали с детьми о том, чем покрыто тело птиц (попугая). Рассматривали, где длиннее перья на голове или на груди. Для чего птице ноги?  Какие на ногах пальцы, сколько их? Наблюдали за тем, как птицы чистят перья, как клюют корм, какие нежные звуки могут издавать сами птицы. Есть ли у птиц уши? Как ведут себя птицы, когда слышат музыку, звон колокольчика. Наблюдали за тем, как птички отдыхают, в какой позе они спят?  Дети привыкли к тому, что всех обитателей природы необходимо кормить с самого утра, у них тоже режим. Хвалю детей, когда они напоминают об этом. Дети любят наблюдать за морской свинкой – симпатичным спокойным зверьком Фунтиком. Готовят корм для него (приносят капусту, морковь). Фунтик очень любит кашу. Летом, ребята рвут, на обед Фунтику свежую траву, не забывают дать чистой воды.

Много положительных эмоций вызывает ещё один обитатель нашего «живого уголка» - хомячок Хомка.  Детям нравится наблюдать за тем, как хомяк набивает полные щёки пищи, и тащит их в свой домик  про запас. Рассматривали,  какой домик «смастерил» себе Хомка. Что он использовал для этого (сено, опилки). С удовольствие дети наблюдают за тем как хомяк «умывается», как он ловко лазает по клетке. Особенно забавляет поведение хомячка малышей. На веранде детского сада живёт кролик Степашка. Ребята никогда не забывают о нём. Во время прогулки, ходят к нему «в гости», угощают, а в летнее время даже «выводят» с собой на прогулку.  Дети  рассматривают внешний вид кролика, отмечают особенности его поведения

Используя проведение таких исследований и наблюдений, я стараюсь дать детям как можно больше элементарных представлений о явлениях живой

и неживой природы, развиваю у детей умение делать выводы, умозаключения.

        Мои воспитанники с большим удовольствием разучивают загадки, стихи, песенки об обитателях «живого уголка», составляют рассказы о них. Старшие дети любят проводить экскурсию по уголку природы для детей младшего возраста, а малыши слушают с большим удовольствием своих старших товарищей.

Любовь и уважение к природе стараюсь прививать при проведении наблюдений за живой и неживой природой, во время прогулок. Вот появилось на небе солнышко. Обращаю внимание: «сегодня солнышко, тепло». Предлагаю малышам: «протяните руки солнышку, погрейте их! Солнышко трудится с утра до вечера, спешит, пробуждает траву, цветы, деревья от сна. Радует солнышко и птичек, и людей». Выносила на прогулку маленькое зеркальце, играли с детьми с солнечными зайчиками: «Сейчас зайчик поскачет, а вы ловите его».  Дети с удовольствием играли, прыгали, подражая солнечным зайчикам, прыгающим по стене. При этом дети проговаривали стихи: «Солнечные зайчики играют на стене,

                                 Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне!»

Вечером наблюдали за тем, как садится солнышко, вместе с ни засыпает всё живое на ночь. Наблюдая с детьми за погодой, предлагала придумать к слову «погода» определения. Обращала внимание детей на то, как растения, плицы, реагируют на изменении погодных условий. Наблюдали за одуванчиками перед дождём – они закрываются, а ласточки очень низко летают над землёй. При организации наблюдений всегда использовала художественное слово: поговорки, пословицы, загадки, стихи. Постоянно наблюдали за поведением насекомых. Гуляя на участке детского сада, дети обратили внимание на муравьёв. Предложила ребятам понаблюдать за ними: «Посмотрите, – один тащит соломинку, другой – крошку. Помогают друг другу». Объяснила детям, что муравьи своей работой приносят пользу растениям: рыхлят почву (она становится мягче). Муравьи очень полезные насекомые. Обижать их

и разорять муравейники нельзя ни в коем случае. Читала детям стихотворение А. Бабаджака:

Муравьишки – торопыжки,

Не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке

Тащат зёрнышки и крошки.

Муравей живёт трудом,

И жучка и гусеницу

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай.

Наблюдать за муравьями стали постоянно. Детям старшего возраста рассказывала о том, что муравьи надёжные помощники лесов, потому, что они истребляют вредных насекомых. Там, где нет муравьёв, можно встретить деревья оголённые насекомыми, которые грызут листья. Рассказывала  

и о том, что муравьи делятся на муравьёв «родителей» и муравьёв «солдат». «Солдаты» - муравьи, защищают в подземном муравейнике все ходы, защищают головой. Когда муравьи – труженики несут что-то  в муравейник, они чуть задевают усиками голову муравьёв «солдат», те принимают сигнал, и открывают ходы. А труженики – муравьи несут всё в подземную часть, там тоже ходы - «кладовки» для пищи, и отсеки для выведения других муравьёв - потомства. Дети с интересом наблюдают за жизнью муравьёв. Предложила детям огородить место муравейника, чтобы нечаянно не наступить на муравьёв - тружеников.

На территории детского сада есть уголок нетронутой природы. Очень часто с детьми проводила наблюдения на этой территории. Внимание детей привлекают жуки. Кирилл и Женя часто искали их в траве, на  цветах, пытались взять в руки. Объясняла детям, что этого делать не следует. Каждый жучок приносит какую-то пользу. Рассматривая с детьми божью коровку, говорила, что она уничтожает вредных насекомых – тлю. Однажды нашли с детьми золотистого жучка с металлическим блеском, объяснила детям, что это бронзовка золотистая, обращала внимание на красоту жучка, предложила понаблюдать за его полётом, как раскрываются при полёте его перепончатые крылья. Встречался нам и жук – носорог, просила детей объяснить, почему он так называется? (потому, что у него рог похож на рог носорога). Объяснила детям, что нельзя ловить жуков и прятать их

в коробочку, в которой он может задохнуться. Лучше отпустить его на волю, пусть радуется свету и теплу, как и мы с вами, да ещё и приносит пользу.

Однажды Стас поймал лягушку. Дети сразу сказали мне об этом.

Я пригласила детей и предложила рассмотреть её. Обратила их внимание на то, какая лягушка маленькая, беззащитная, как она обиженно смотрит, как будто жалуется: «Пока мы сидим под водой, нам жаловаться не на что, но стоит нам выбраться на сушу, как обязательно находятся  охотники поймать нас, взять в руки, а, то и стрелять в нас из рогаток. Жестокие, неразумные охотники! Ведь мы ещё пригодимся вам. Летом мы уничтожаем комаров, мух, от которых людям нет покоя, а мухи и микробы всякие разносят…» Предложила детям принести в ведёрке воды и понаблюдать за тем, как лягушка плавает. Затем мы отпустили лягушку, чтобы она могла жить свободно и принесла ещё много пользы, уничтожая вредных насекомых.

Во время прогулок с детьми, наблюдаем не только за насекомыми, но

и за растениями (деревьями, цветами, кустами). Подолгу любуемся их красотой. Постоянно обращаю внимание на особенности растений. Дети стали более внимательными. Однажды, выйдя на прогулку, заметили, что весь участок усыпан чешуйками от листьев тополя. Объяснила детям, что это ветер сдул чешуйки с почек. Спали в тёплых шубках маленькие листочки,

а как стало пригревать солнышко, листочки стали расти, и шубки им больше не потребовались, потому что стало тепло. Предложила детям убрать чешуйки с участка, чтобы было чисто. Дети любуются деревьями. В одно из наблюдений, обратила внимание на маленькие деревца, которые едва виднелись из травы. Объяснила, что они выросли из семян клёна. Они очень хрупкие, беззащитные. Нужно быть очень внимательными, чтобы их не вытоптать. Предложила детям помочь маленьким деревцам, выщипать траву вокруг них, для того чтобы они росли свободно, и чтобы получали больше света и тепла. Находясь в уголке нетронутой природы, дети усвоили правила: ходить только по тропинке, чтобы не мять траву, маленькие деревца,

не наступать на жучков и муравьёв.

Осенью дети заметили паутину, сплетённую между веточками кустов. Присмотревшись внимательнее, увидели маленького паучка. Рассказала детям о том, что этот маленький паучок очень долго трудился, для того чтобы у него получилась такая паутина-сеть, а в неё будут попадаться вредные мухи и комары, мошки. Мешать ему не нужно, лучше отойти

в сторонку и понаблюдать за работой этого маленького труженика. Дети сделали вывод: нельзя трогать паутину и убивать пауков. Пауки полезные, они уничтожают вредных  насекомых.

В уголке нетронутой природы знакомлю детей с лекарственными растениями: подорожником, мать – мачехой, крапивой, одуванчиком. Рассказывала детям о том, что подорожником назвали растение потому, что растёт у дороги (у тропинки). А лекарственное  это растение потому, что, если его приложить к ранке, ранка быстрее заживает. Дети, прикладывая

к щёчке листок, мать – и – мачехи. Убедились с том, что с одной стороны он тёплый, нежный, как мама, а с другой – холодный шершавый, как мачеха. Вот отсюда и появилось название цветка. Мать – и - мачеха тоже лекарственное растение. Листики мать - и - мачехи засушивают, а потом заваривают. Этот отвар лечит человека от кашля.

В процессе своей работы большое внимание уделяю воспитанию у детей заботливого отношения к живым существам, а в частности, к птицам. На участке для птиц вывешиваем кормушки, изготовленные родителями воспитанников. Дети, выходя на прогулку, всегда берут с собой угощения для птиц: зёрнышки, семечки, крупу, остатки булочки. Птицы сначала боятся, но стоит отойти подальше от кормушек, как быстро слетаются галки, воробьи, синички. Дети наблюдают за тем, как птицы моментально съедали угощение. Делали вывод: птицам голодно и холодно зимой, их нужно подкармливать. Малыши научились различать птиц по внешнему виду. Вот воробей – маленький, серенький,  шустрый, юркий и загадка про него: «Маленький мальчишка  в сером армячишке, по дворам шныряет, крошки собирает». Очень дети любят петь песенку «Воробей». А вот сорока – белобока. Почему белобока? – Потому, что белые бока. Однажды на куст сирени, растущий недалеко от участка, прилетели две красивые птицы,

с красными грудками. Объяснила детям, что это снегири. Они прилетают

к нам, когда появляется снег. Дети долго любовались птичками, стараясь

не шуметь, чтобы не спугнуть их. А вот воробышки не боятся ребятишек – прыгают по дорожке, чирикают. Говорила ребятам о том, что птички близко подлетают к жилищу человека для того, чтобы мы им помогли, подкармливали их зимой и помогали им выжить. В тёплое время года,  часто выходим с ребятами на экскурсии и прогулки за пределы территории детского сада (в лес, на луг). Отмечали изменения в природе, в зависимости от времени года. После таких экскурсий и прогулок, обязательно отражали свои впечатления в изобразительной деятельности. Чтобы эмоции детей ещё больше усиливались, и дети увидели красоту природы, использую художественное слово: читаю стихи «Берёза» С. Есенина, «Первый снег Сурикова, «Зима» Пушкина и др. Наблюдая за красотой падающего снега, рассматривали строение снежинок. Дети удивлялись необычным её формам, рисовали палочкой на снегу, потом, в процессе НООД дети учились выстригать снежинки и бумаги и наклеивать их, выполняли совместную работу «Зимняя сказка».

Как-то во время весенней прогулки, дети обратили внимание на пораненную берёзку. Кто-то порубил берёзку топором, чтобы полакомиться её соком. Из раны у берёзки стекал сок. Предложила детям помочь раненному деревцу. Объяснила, что берёзка может погибнуть из-за того, что в её ранку попадут вредные насекомые, и она начнёт сохнуть и гнить. Дети высказывали свои предложения, как помочь берёзке, и пришли к выводу, что ранку нужно «заклеить». Мы решили помочь деревцу, и замазали ранку глиной. Дети долго переживали за раненную берёзку, им хотелось посмотреть, как она себя чувствует. Некоторое время спустя, мы пришли «навестить больную». Дети очень обрадовались тому, что на берёзке появились маленькие зелёные листики, и что она осталась жива, благодаря их помощи. Я ещё раз напомнила детям о том, что нужно бережно обращаться

с природой.

Аналогично  дети «лечили» ясень на участке детского сада. Кто-то содрал кору со ствола. Пораненное место замазали глиной. В течение всего года заботились об этом деревце: летом в жару поливали, осенью подгребали к его корням сухие листья, зимой – снег, чтобы деревцу было теплее.

Перед каждой прогулкой в лес или на луг, напоминала детям правила поведения в природе: не кричать, не ломать ветки, не трогать птичьи гнёзда, не рвать цветы, не разжигать костёр и т.д. Объясняла, что лес - это дом для животных, насекомых, птиц.  И нам нельзя нарушать их покой. Для закрепления правил, проводила дидактическую игру «Угадай правило».

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, а иногда даже не замечают главного. Если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Важно не только уметь отвечать

на бесконечные детские вопросы, а пробуждать в детях пытливость, чтобы число этих вопросов стало ещё больше и постоянно росло. Мы должны вводить ребёнка в мир познания природы, развивать умственные способности детей, приобщать к красоте окружающего мира.

В нашем детском саду экологическое воспитание является приоритетным.        

В своей работе по экологическому воспитанию я использую проведение различных видов занятий - классические, комплексные, занятие - труд, экскурсии, занятие - игра, развлечение, а также экскурсии и прогулки. Очень эффективной формой работы является проведение факультативов

и совместная деятельность воспитателя с детьми. Факультативы по экологии я провожу 1 раз в неделю в свободное от занятий время.  Их целью является:

 - воспитание  у детей любви  к природе, стремление заботиться о растениях и животных в уголке природы и на участке,  в огороде;

- воспитание нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению животных;

- формирование умений ухаживать за растениями и животными в уголке природы и на участке;

 - закрепление навыков поведения в природе (не ломать растения, не вредить животным, не оставлять в местах отдыха мусор).

          При использовании различных методов, во время организации тех или иных видов НООД, которые позволяют продемонстрировать детям приспособленность растений и животных к среде обитания, связь человека

с природой, влияние человека на природу: системное наблюдение, направленное общение, труд в природе, игровая и изобразительная деятельность, которые позволяют отразить эмоциональные переживания ребёнка, связанные с восприятием природы и её познанием, использую

и такой метод, как исследовательская – опытническая работа.

Дети активно интересуются и исследуют объекты и явления окружающей среды. Им необходимо время, чтобы рассказать о том, что они увидели, что они думают, и что их заинтересовало. Им хочется всё потрогать, сделать всё самим, чтобы убедиться в том, что они увидели. При организации исследовательской - опытнической работы с детьми, я в первую очередь обращаю внимание на то, чтобы проводимые опыты и материалы, используемые в них, не представляли опасности для детей, вовлекаемых

в эту деятельность. Очень важно предоставить детям время для обсуждения своих наблюдений, для сравнения их между собой. Исследовательская деятельность проводится в уголке природы, на участке детского сада, при этом я учитываю то, чтобы исследуемые объекты были доступны детскому восприятию, находились в непосредственной близости к детям. Как уже было сказано выше, у меня старшая разновозрастная группа, которую посещают дети от трёх до  семи лет, что доставляет некоторые трудности в организации воспитательно-образовательного процесса. Для организации и проведения НООД дети делятся на подгруппы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Опытническую работу начинаю проводить со 2 младшей группы. Начиная

с этого возраста, планирую, проведение опытов с песком, с помощью которых дети получают представления о свойствах песка, получают представления о том, чем он отличается от глины, получают представления

о свойствах воды, снега, наблюдают за таянием снега вокруг стволов деревьев. Дети этого возраста получают элементарные представления

о почве, для чего она нужна, проводим опыты по выращиванию зелёного лука и петрушки в ящике на окне, выращиванию комнатных растений из черенка, листа. Начиная со средней группы, я знакомлю детей со способами размножения:

- деревьев - ели и  сосны;

- овощей: тыква, дыня, арбуз, яблоко, вишня.  

Дети знакомятся с понятием «семена».  В этом возрасте дети больше проводят опытов на сравнение (песок, глина, камни).  С помощью опытов, дети получают более обширные знания о свойствах снега, воздуха, пара, льда, почвы электричества, магнита. Например, «Сколько лет ёлке?»  

Цель: показать детям и рассказать о том, как можно узнать, сколько лет ёлочке. - Каждый год у ёлочки на верхушке появляются новые веточки, растущие из одного места в разные стороны - новая мутовка, по этому разветвлению можно узнать,  сколько лет ёлочке.  

«Можно ли пить талую воду?»

Цель: показать, что талая вода грязней водопроводной. Взять две чистые белые тарелочки. В одну налить водопроводную воду, в другую положить снег. Через два часа посмотреть, сравнить, и убедиться, что талая вода грязная и не пригодная для питья.

«Животный мир» (разглядывание через лупу элементарных свойств кожи, шерсти животных, перьев птиц).

«Воздух» 

Цель: познакомить детей с тем, что воздухом можно заполнять пространство – надувание шаров, воздух заполняет их. Предметы становятся упругими

и обретают форму. Воздух способен двигать предметы. Игра «Дуем – играем», используется вата, пёрышко, доказывает это.  Организуя проведение  таких  несложных опытов, способствую расширению кругозора детей, расширению их словарного запаса, пробуждаю любознательность, желание узнать ещё больше.

В старшем возрасте дети с помощь опытов пытаются самостоятельно прийти к тому или иному выводу:

«К чему приводит вытаптывание почвы»  

Цель:  показать, что  в результате вытаптывания почвы, ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше; затрудняется рост растительности.  

«Как происходит загрязнение почвы». Такие исследования с детьми обычно провожу во время проведения экскурсий и прогулок в поле и на луг.  «Незамерзайка» 

Цель: показать детям, что пресная вода превратиться в лёд намного быстрее, чем солёная и т.д. Используя проведение таких исследований, я стараюсь дать детям как можно больше элементарных представлений о явлениях живой и неживой природы, развиваю у детей умение делать выводы, умозаключения.

Я стараюсь организовать исследовательскую деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков  необходимых представлений

о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Совместная деятельность воспитателя с детьми является ведущей в этом процессе. Такое сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединённых достижением одной общей цели. В младшем возрасте дети больше наблюдатели, чем практические исполнители, но именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение. Дети слышат, как ласково воспитатель разговаривает с растениями

и животными, поясняя при этом, что нужно сделать, чтобы живым существам было хорошо. Дети видят дёйствия воспитателя и охотно принимают в них участие. В среднем возрасте дети  стараются быть активными помощниками воспитателя. Хотя главная роль ещё отводится воспитателю, но дети активные помощники и они делают одно общее важное дело. В старшем возрасте самостоятельность детей постепенно нарастает, они сами могут отметить, что нужно сделать, а воспитатель является их помощником. Труд, практическая и исследовательская деятельность детей, какого бы объёма они ни были, становится осмысленными, экологически целесообразными, если укрепляется понимание того, что жизнь живых существ зависит от условий,

в которых они находятся, что эти условия создаются трудом человека. Таким образом, наблюдение за живыми существами, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического  сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия

с природой ближайшего окружения.

Привлекаю родителей воспитанников ДОУ к работе по экологическому воспитанию.

- проведение совместных праздников и развлечений;

- проведение консультаций для родителей «Лекарственные растения детям», «Не каждый грибок в кузовок», «О здоровье всерьёз», «Ваш ребёнок мечтает о домашнем питомце», «Научите ребёнка видеть красоту природы» и др.

- наглядная агитация для родителей (стенд «К чудесной красоте природы», «Мы дружить с природой станем» и др.).

- организация совместных прогулок, экскурсий;

- посадка деревьев и цветов на участке детского сада;

- сбор растений для гербария;

- сбор природного материала;

- изготовление кормушек и скворечников для птиц;

- оказание помощи в создание уголка экспериментирования.

В своей работе по воспитанию начал экологической культуры

у дошкольников, использую следующую литературу:

- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

С.Н. Николаевой;

- «Игровые экологические занятия с детьми» Молотовой;

- «Экологические игры с детьми» С.Н. Николаевой;

- Энциклопедия «Чудо всюду» Нуждиной;

- «Ознакомление дошкольников с природой» Веретенниковой;

- «Родной край» Жуковской;

- Энциклопедии из сери «Я познаю мир» («Животные», «Растения», «Экология»);

- «Зелёные страницы», «Животные нашего участка», «Мир вокруг нас» Плешакова;

- «Экология для больших и маленьких» Мясниковой;

- «Как приобщить ребёнка к природе»  Николаевой.

         Наблюдая за своими детьми, я сделала определённые выводы:

Непосредственное общение детей с животными, растениями, постоянный контакт с ними, возможность наблюдать за их ростом и развитием, даёт хороший эффект в экологическом воспитании дошкольников.

Дети знают, как правильно ухаживать за животными и растениями, умеют рассказывать о них, с любовью и заботой относятся к живым существам. Дети любят прогулки в природу, игры, развлечения на экологическую тему. Во время прогулки самостоятельно выбирают объекты для наблюдения. Во все времена года умеют любоваться красотой природы и отмечать её изменения: осенью деревья в пёстром наряде, зимой – в сверкающем инее, летом – яркими красками радуют глаз луга и поля, весной – распускающиеся барашками ивы, серёжками берёзы. Дети с удовольствием заучивают песни,  стихи, пословицы, поговорки о природе, слушают рассказы и сказки. Дети учатся отражать свои впечатления в собственном творчестве (сочинение небольших рассказов и сказок,  выполнение работ изобразительной деятельности).

В своей работе с детьми буду и дальше прививать любовь к природе, расширять знания детей о природе, расширять кругозор, словарный запас. Буду подводить детей к пониманию взаимосвязи человека с природой, пониманию важности охраны окружающей среды, к осознанному выполнению норм поведения в природе. Для выполнения этих задач необходимо продолжать работу по созданию условий для экологического воспитания дошкольников в ДОУ:

- расширение уголка нетронутой природы;

- создание уголка экспериментирования;

- оформление новых дидактических игр;

- создание «Красной книги Костромского края».

В своей работе буду  использовать  инновационные методики и технологии, передовой опыт коллег. Буду продолжать сотрудничество с родителями воспитанников по данной проблеме.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы,  помогают наладить взаимоотношения с ним. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного

и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира

и направлены на формирование экологических знаний - (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности  дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний

и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

В заключении, хочется сказать, что за годы воспитания в детском саду, наши дети учатся быть добрыми, милосердными, получают представления об особенностях природы нашего края, о том, что в природе всё взаимосвязано, получают первые и очень важные навыки экологической культуры, учатся  

любить свою Родину.

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование

у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение

и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять

на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

3.   ПРИЛОЖЕНИЯ:

- Конспект игрового занятия «Наши добрые помощники органы чувств»

  (старший дошкольный возраст).

- Конспект развлечения на экологическую тему «Лесная прогулка»

  (2 младшая группа – подготовительная к школе группа).

- Конспект совместного мероприятия с родителями воспитанников        «Приходите в гости к нам»

  (2 младшая – подготовительная к школе группа).

- Методическая разработка «Путешествие в зимний лес»

  (средняя – подготовительная к школе группа).

- Проект на тему «Ель»

  (2 младшая – средняя группа).

- Проект «Птицы нашей местности»

   (старший дошкольный возраст).

- Методическая разработка на тему «Всем нужны друзья» с использованием регионального компонента.

(Средняя - подготовительная к школе группа).

- Конспект факультатива по экологии «Знакомство с черепахой» (5-7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников».

Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры дошкольников"...