Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
материал (средняя группа) на тему

Семченко Юлия Геннадиевна

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx231.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы

по теме

«Формирование экологической культуры

у детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр».


Содержание

1. Информация об опыте        

1.1 Условия возникновения опыта        

1.2 Актуальность опыта        

2. Теоретическая база опыта        

2.1 Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике        

2.2 Дидактическая игра как средство развития дошкольников        

3. Технология опыта        

4. Результативность опыта        

Библиография        


1. Информация об опыте

Тема опыта: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

1.1 Условия возникновения опыта

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.

Начиная с ясельного возраста, я в своей группе знакомлю детей с окружающим миром, даю им первоначальное представление о природе и природных явлениях.           

Программа нашего детского сада содержит разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которых осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программа нацеливает  нас, воспитателей, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.         По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – К.Д.Ушинский.

Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В данном исследовании рассмотрены дидактические игры и возможное их использование в качестве эффективного средства формирования экологической культуры и усвоения детьми  младшего дошкольного возраста знаний, умений и навыков об окружающем мире.


1.2 Актуальность опыта

В ознакомлении дошкольников с природой  особую роль я отвожу дидактическим играм. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в младшей группе детского сада помогает мне активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

В связи с этим мною поставлена цель рассмотреть дидактические игры и методику их использования  в процессе воспитания любви к природе в непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности педагога с дошкольниками  младшего и среднего дошкольного возраста.

Объектом моего исследования является воспитательный процесс.

Предмет: дидактические игры как средство воспитания любви к природе у дошкольников.

Изучение методической и научной литературы, анализ опыта таких педагогов и методистов, как Давыдов В.В., Петровский В.А., Бондаренко А.К., Калиниченко А.В. позволили сформулировать мне гипотезу: активное формирование экологической культуры у детей младшего и среднего происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него  представлений об окружающем мире.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом была начата в 2011 году, с детьми второй младшей группы после проведения диагностики уровня сформированности экологических представлений. Затем работа была продолжена с детьми средней группы.

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, игры, упражнения, опыты, эксперименты).


2. Теоретическая база опыта

2.1 Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике

Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: "Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости". Поэтому "настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!" (Экологический манифест "Глаза Земли", 1990).

"Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения... будущее человечества окажется в серьезных руках ", - писал профессор М.М. Камшилов.

Впервые термин "экология" (с греческого "эйкос" или "ойкос" - дом; "логос" - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой". В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую "субкультуру" определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности, в свою очередь, показателем сформированности этой экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая определена рядом характеристик:

усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные характеристики сформированности нравственно-экологической позиции личности показательны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, как различны и содержание каждого из показателей, так и формы их проявления.

Вся деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на удовлетворение запросов общества, родителей, так как оно (ДОУ) является открытой социально-педагогической системой, в основе жизнедеятельности которой лежит социальный заказ, определенный государством и такими социальными институтами как региональное правительство, учредитель, семья.

Современная социокультурная ситуация требует воспитания здоровой, компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, целью деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей личностных качеств, обеспечивающих им успех на следующей ступени образования и в дальнейшей самостоятельной жизни, которая должна протекать в согласии с природой. Поставленные дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) цели предопределяют структуру модели выпускника ДОУ, которая представляет собой возрастной портрет, описывающий достижения ребенка к концу дошкольного детства.

Так, показателями сформированности экологической культуры ребенка - выпускника детского сада являются:

наличие интереса, проявляющегося к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, умение оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;

желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

эмоциональная реакция при встрече с прекрасным и попытки ребенка передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

выполнение правил поведения на улице, во время прогулок в сад, лес, др.;

готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

наличие самоконтроля поведения, поступков с целью охраны и бережного отношения к окружающей среде.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

2.2 Дидактическая игра как средство развития дошкольников

"Концепция дошкольного воспитания" (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…".

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) - игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О., Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Так, дидактическая игра способствует:

развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.

художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.

Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.

определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре - сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом … Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" …

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.

Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Наш детский сад работает по программе "От рождения до школы" (авторы Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.) одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.

В своей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Мною разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.

Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.


3. Технология опыта

Работа воспитателя многогранна. В процессе работы с детьми использую различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Хотелось бы заметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  • развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
  • доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
  • ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
  • позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через разные виды игр.

Для реализации цели выделила задачи:

  • формирование системы элементарных экологических знаний;
  • развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
  • воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе;
  • привитие трудовых природоведческих навыков.

Выстраивая систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников в сочетании с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно – тематическое планирование для детей 2 - 7 лет, включающее в себя занятия по экологическому воспитанию, экскурсии, прогулки по экологический тропе, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. 

Методика проведения игр предусматривает требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться ("Превратись в дедушку", "Стань пчелой", "Сядь на пол и встань без помощи рук" и т.п.).

2. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.

Система по использованию дидактических игр как экологического воспитания дошкольника разработанная мною, основывается на сборниках дидактических игр следующих авторов:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

Подобрала и систематизировала разные виды игр:

  • подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;
  • дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;
  • настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;
  • словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;
  • творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми провожу комплексные занятия, игры, организую практическую и исследовательскую деятельность.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

При создании игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. (Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах).

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком. Они проходят в разное время года и способствуют расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе.

При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Папа, мама и малыш»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Применяя принцип зонирования группового помещения, совместно с родителями создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

Преемственность в работе с родителями.

Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

Богатая информация в родительском уголке, позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывать их на

общение. Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Берегиня», акция «Птичья столовая», акция «Ода воде» и так далее). Организовываю выставки поделок, методической и художественной литературы.

Провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Мои родители активно участвуют в областных конкурсах, например: «Зелёная планета», «Моё любимое животное», «Осенняя палитра». Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкосгь и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.


4. Результативность опыта

Наблюдается хороший результат моей работы.

Во второй младшей группе по результатам диагностики на начало года представления детей не были сформированы на должном уровне:

Диаграмма 1

Уровень сформированности экологических представлений у детей 2ой младшей группы на начало года

Однако, после проведения запланированной работы результаты заметно улучшились:

Диаграмма 2

Уровень сформированности экологических представлений у детей 2ой младшей группы на конец года

В средней группе результаты диагностики показали достаточно высокий уровень сформированности экологических представлений детей.

Диаграмма 3

Уровень сформированности экологических представлений у детей средней группы на начало года

Диаграмма 2

Уровень сформированности экологических представлений у детей средней группы на конец года

Динамика развития экологических представлений детей

ВЫВОД: диагностика экологических знаний показала, что у детей высокий уровень сформированности элементарных, и даже углубленных знаний для их возраста экологических представлений, аналитического мышления и экологически грамотного поведения. Дети   без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы и аргументируют ответы, эмоционально выражают своё отношение к представителям животного, растительного мира, выявляют связи внутри классов, существенного в объекте, многообразие сторон познавательного объекта. Прослеживается и системность знаний, позволяющая целостное рассмотрение объектов. Обнаруживают высокий эмоциональный уровень отношений к миру природы, пониманию взаимосвязей между деятельностью человека и жизнью животного и растительного мира. Эмоционально выражают своё отношение к проблеме экологической безопасности.

Планирование работы на будущее.

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа.

4. Разработка и внедрение проекта «В природе нет ничего лишнего».


Библиография

1.         Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004

2.         Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985

3.         Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2004

4.         Гочарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002

5.         Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

6.         Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004

7.         Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

8.         Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 1988

9.         Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998

10.      Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004

11.      Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

12.      Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

13.      Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

14.      Программа экологического образования детей "Мы". С-Пб, 2003

15.      Потапова Л.М. Детям о природе: эуология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль, 2002

16.      Программа "Радуга" / Доронова Т.Н. М., 2003.

17.      Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991

18.      СорокинаА. И.,. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М.,-1962.

19.      Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

20.      Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

21.      Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004

22.      Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. - М., 1999.

23.      Удальцова. Дидактические игры. М. 1967. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.

24.      Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по дошкольной психологии. М, 1998.

25.      Ярошевский М.Г., Петровский А.В., Психология. Словарь. М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...

Познавательно - исследовательский проект Тема: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Паспорт проекта1.     Название проекта: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».2.     Руководи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»

Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...