Опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников».
опыты и эксперименты (средняя группа)
Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_doklad.docx | 339.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 147 ОАО «РЖД»
Опыт работы по теме:
«Формирование экологической культуры дошкольников».
Подготовила:
Воспитатель средней группы
Савельева Н.А
Актуальность
экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Цель:
Воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому.
Задачи:
- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
- Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
- Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
- Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.
Планирование работы:
- 1 этап аналитический
- 2 этап практический
- 3 этап контрольный
- 4 результативность опыта работы
- 5 перспективы развития.
1 этап Аналитический
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникать в суть данной проблеме. Из – за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, человечеству грозит вымирание. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. Поэтому тема моего опыта работы звучит так «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Воспитание экологической культуры дошкольников – многоплановый многоструктурный процесс.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.
В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников:
- Научность,
- Доступность,
- Гуманистичность,
- Системность,
- Преемственность,
- Интеграция.
Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания.
Доступность:
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.
Гуманистичность
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».
Интеграция
Я стараюсь дать экологические знания с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, соприкасаясь со всеми областями развития.
Системность
Системность включает формирование у ребенка систему знаний и организации системы различных видов детской деятельности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний.
Преемственность
Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, используя разные формы работы.
Формы и методы работы
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы:
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• экологические конкурсы;
• экологические акции;
• лаборатория юного эколога;
• экологические выставки и экспозиции;
• дни экологического творчества;
• экологические сказки;
• экологические занятия;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).
2 Этап Практический
При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания: «Кто это?», «Кто что ест», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода?» и т. Д
В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, , природный материал, художественная литература, календарь природы.
(развивающий материал)
. На занятии по экологии эффективно использую прием моделирования. С помощью демонстрации модели успешно осуществляла обобщение и систематизацию знаний детей о природе. При изучении темы «Животные и растения нашего края» завели «Жалобную книгу» природы. В ней записываем жалобы, поступившие от растений и животных. А в свободное время от занятий ребята обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать, чтобы помочь природе.
(экспериментальная деятельность)
Проводимые наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
(Театрализованная деятельность)
в своей работе я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке экологических спектаклях. Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
3 этап Контрольный
(Формы работы с родителями)
Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям даю чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами.
Периодически проводятся тематические выставки детских рисунков о природе: «Мир глазами детей»,» Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок».
(Поделки с родителями)
Или такой конкурс «сказки с грядки». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
(Используемые технологии)
Для достижения результатов я использую технологии:
-игровые,
-технологии исследовательской деятельности,
-технологии проектирования в экологическом воспитании.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявить актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Используя в своей работе следующие методы и приемы исследовательской деятельности:
• наблюдения,
• беседы,
• опыты,
• дидактические игры,
• моделирование ситуаций,
• трудовые поручения.
(проектная деятельность)
Реализовали с детьми проект «Забавные крышки»
В ходе проекта мы оформили центр « Крышкоград»
4 этап Результативность опыта работы:
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
В результате освоения детьми поставленных мною задач, повысился уровень по экологической воспитанности, прежде всего.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.
5 этап Перспектива развития
В будущем планирую создать совместный проект «дети – воспитатели -родители»: «Земля – наш общий дом».
Представить презентацию «Моя семья в лесу» или «Моя семья на даче»
Думается, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного- двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...
Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы"
Обобщение опыта работы...
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...