Обобщение опыта работы
статья по теме
Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.Передо мной возникла проблема, как более эффективно организовать работу методической службы ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОО, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Передо мной возникла проблема, как более эффективно организовать работу методической службы ДОО. Основной компонент управленческой деятельности – определение цели. Поэтому основной целью моей работы является обновление методической службы как элемента управленческого сопровождения педагога в условиях реализации ФГОС.
Выстраивая систему работы по обновлению методической службы, определила основные направления деятельности:
- Работа с педагогическими кадрами.
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно- образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы. Педагогический коллектив образовательного учреждения высокопрофессионален. С высшим педагогическим образованием 10 (50%) человек, со средне-специальным-5 (25%) человек, обучаются в ВУЗе -5 человек. Высшую квалификационную категорию имеют 3 педагога, первую-16 педагогов, без категории-1 педагог. За последние 3 года повысили свою квалификацию 14 педагогических работников через курсы повышения квалификации. 5 педагогов прошли профессиональную переподготовку по дополнительной профессиональной программе «Дошкольное образование».
В коллективе существует система наставничества, созданы творческие группы, проектные группы, методическое объединения воспитателей. Для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимоподдержки организуются коллективные мероприятия, работа в группах, командах.
Основным результатом жизнедеятельности нашего учреждения является успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности.
В ДОО разработана образовательная программа дошкольного образования, которая определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание и формы) в ДОО. Программа соответствует заявленным в ФГОС принципам. На сегодняшний день проходит апробацию разработанная адаптированная образовательная программа для детей с расстройством аутического спектра.
Для обеспечения повышения профессиональной и методической компетенции педагогов необходимо внедрение инновационных технологий способствующих повышению уровня и качества педагогического мастерства.
Исходя из профессиональных потребностей педагогов, а также имеющихся в детском саду условий, в своей практической деятельности я, как старший воспитатель, использую как традиционные методы и формы методической работы (тематические выставки, смотры – конкурсы, семинары-практикумы, открытые показы и т. д) так и современные педагогические технологии:
- психолого – педагогические технологии (интерактивные, коммуникативные и игровые технологии, технология проектной деятельности, технология «Портфолио педагога», «Портфолио воспитаника»);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
В своей педагогической практике использую интерактивные, коммуникативные и игровые технологии при проведении различных форм методической работы, таких как: «Круглый стол», «Семинар-практикум», «Деловая игра с педагогами». Такие технологии помогают поддерживать атмосферу сотрудничества, развивают способность взаимодействовать и постоянно находится в режиме беседы, диалога. Для педагогов нашего детского сада я проводила деловые игры с элементами тренинга «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», с элементами мастер – класса «Инклюзивное образование» и др. Так же мною проведен семинар – практикум «Индивидуализация образовательного процесса в ДОО», в процессе которого мы научились различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализация и совместно разработали модель индивидуализации образования.
Одной из инновационных образовательных технологий является технология проектной деятельности. В образовательной организации проводится большая работа по внедрению проектного метода в работе с дошкольниками. Актуальным стало анкетирование для педагогов по выявлению уровня владения проектным методом и проведение семинара по теме «Проектная деятельность: от замысла к воплощению».Семинар был проведён в форме «круглого стола». Одним из важных моментов стало раскрытие пяти этапов работы над проектом: пять П- проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация проекта. Педагоги активно проявили себя в практической части семинара, показав высокий уровень педагогического мастерства. В помощь педагогам, были подготовленные небольшие методические рекомендации с алгоритмом разработки проектов. Так воспитателями, в тесном сотрудничестве с родителями разработаны и реализованы проекты: «Наш центр природы», «Мир на кончиках пальцев», «Наша Родина- Россия», «Наш веселый огород», «Давай дружить, дорога!» и др. На сегодняшний день в ДОО реализуется проект «Каравай», разработанный совместно с ГАПОУ «Ташлинский политехнический техникум», направленный на раннюю профориентацию дошкольников, приобщение к ценностям труда и профессиональной деятельности по профессии «Повар. Кондитер».
Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Я, как старший воспитатель, считаю, что каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Поэтому технология «Портфолио педагога», успешно внедряется в нашем дошкольном учреждении.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности. У нас стало традицией ежегодно проводить презентации Портфолио воспитанника, Портфолио педагога. В 2016 году Портфолио музыкального руководителя Аникиной Л.М было представлено для участия во Всероссийском конкурсе «Воспитатели России». Участие в подобных конкурсах позволяет включить педагога в активную инновационную деятельность.
Процесс информатизации в нашем ДОО обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Как показывает практика, без информационных компьютерных технологий уже невозможно представить современное образование. Таким образом, реализация направления - формирование ИКТ - компетенции педагогов позволила повысить профессиональный уровень педагогов, значительно улучшила качество образовательной деятельности. Первостепенным в работе по данному направлению является получение педагогами профессиональных знаний и умений по применению ИКТ - технологий. С этой целью в 2016 году участие в обучающем семинаре «ИКТ- компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС» приняли все педагоги. Хочется отметить, что педагоги, прошедшие обучение по ИКТ активно используют эти технологии в подготовке и проведении образовательной деятельности, самообразовании, используют материалы сети Интернет для разработки материалов по организации образовательной деятельности, у каждого педагога создана своя электронная библиотека презентаций и обучающих фильмов для детей. В настоящее время у 100% педагогов созданы собственные сайты и персональные страницы: 2- на http:// nsportal.ru/, 15 на http://www.maam.ru/, 3 на http:// kladraz.ru/.Так же, эти педагоги являются постоянными участниками различных конкурсов, проводимых на международном электронном портале.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов реализуется через разнообразные формы методической работы, которые направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья. Я подготовила консультации для воспитателей «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Рекомендации к проведению утренней гимнастики и физических упражнений при ветреной погоде». Реализуется разработанный мною управленческий проект «Жить здорово!» по профилактике эмоционального выгорания педагогов МАДОУ ДС «Дарование».
- Организация развивающей среды.
Условиями реализации образовательной программы дошкольного образования являются: организация предметно-развивающей среды, применение инновационных подходов и технологий в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО. С этой целью мною был разработан и проведён педагогический совет на тему: ««Моделирование развивающей предметно – пространственной среды ДОО: амплификация условий для индивидуального развития дошкольников». Цель педсовета: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС. Проведенный педагогами самоанализ развивающей среды, выявил существующие проблемы, позволил увидеть разницу между желаемым и действительным. Одной из главных задач стало добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником организации инновационного – развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. В ходе педагогического совета совместно с воспитателями определили перспективные направления организации деятельности педагога для достижения поставленных задач по каждому направлению, а главное сформулировали ответы на вопросы: что мы имеем, каких результатов достигли; что нас не удовлетворяет в работе; что мы хотим изменить.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие семьи и детского сада - тема довольно сложная и особо актуальная на сегодняшний день, ведь сегодня цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Наши педагоги организуют работу с родителями в разнообразных формах. Это консультации, совместные праздники, развлечения, конкурсы, выставки, проекты. Актуальным стало проведение родительского собрания с использованием метода ПМИ (плюс- минус- интересно) по теме: «Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети». Основная цель которого – ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование» и через просвещение родителей создание условий для толерантного воспитания детей к людям с ограниченными возможностями здоровья.
- Сотрудничество с социальными партнерами.
Ещё одним направлением в воспитательно-образовательной работе нашего ДОУ, является организация тесного сотрудничества, взаимодействия с социальными партнёрами. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
Педагогический коллектив постоянно совершенствуя свою работу, мы ставим перед собой все более сложные задачи: развивать свой творческий потенциал, соответствовать требованиям времени, стремиться реализовать основополагающие требования к развивающему и развивающемуся образовательному учреждению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Обобщение опыта работы по кружковой работе
На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы: ...