Сердце отдаю детям
статья на тему
Радость познания. Это один из ключевых принципов педагогической системы Сухомлинского. В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сердце отдаю детям | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Радость познания. Это один из ключевых принципов педагогической системы Сухомлинского. В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Он хотел, «чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека». Важное значение в процессе воспитания и особенно обучения имеет естественная потребность детей в познании окружающего мира. К сожалению, во многих случаях педагогические ошибки приводят к угасанию этой потребности, обучение превращается в неприятную обязанность ребенка вместо того, чтобы соответствовать его природным стремлениям. Подобные ошибки чаще всего связаны с излишними наказаниями и недостаточными поощрениями в виде оценок. В.А. Сухомлинский пишет: «Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы». Я считаю, что для дошкольников система Сухомлинского подходит. Потому что именно в этом возрасте самое главное не «отбить» желание узнавать, что – то новое, интересное и превратить процесс обучения в радостный труд. Он создал оригинальную систему и строил ее:
- на принципах гуманизма,
- на признании личности ребёнка высшей ценностью,
- важность формирования мировоззрения учащихся;
- важная роль в обучении отводилась слову учителя,
- художественный стиль изложения,
- сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский ценил роль сказки в развитии ребёнка и был уверен, что каждый ребенок - поэт, сказочник.
Он разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталась равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. "Благодаря его программе, я начала задумываться, что я делаю большую ошибку в преподавании лишая детей похода в парк. Может именно поэтому мои воспитанники не очень активные на занятиях по окружающему миру. Мы пополнили «Зеленый уголок» в группе. На прогулках стали еще больше внимания уделять природе (наблюдать за растениями, деревьями и птицами, подкармливать их, ходить на экскурсии к водоемам. Чтобы ребенок научился видеть и понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Получение знаний – это тяжелый труд. А для того, чтобы результат был успешным, занятия должны быть интересными. В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога – это и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческому достоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А. Сухомлинского, одним из самых главных инструментов, так как дает возможность сохранить все положительные качества ребенка, которые были заложены еще с рождения и не давать развиваться отрицательным. Конечная цель такого подхода - "творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера". Еще В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (вожатых и воспитанников) объединены стремлением к общественно-значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
Список используемой литературы
- https://www.litmir.me/br/?b=84572
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сухомлинский В.А. "Я сердце отдаю детям" цитаты из книги
Сухомлинский В.А. о влиянии природы на воспитание детей...
Сердце отдаю детям
Фотоколлаж подготовительной группы "Пчелки"....
Положение о проведении недели педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"
Положение о проведении недели педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"...
Презентация музыкального руководителя на конкурсе "Учитель года " в номинации "Сердце отдаю детям-2015"
Презентация музыкального руководителя на конкурсе "Учитель года " в номинации "Сердце отдаю детям-2015"...
"Сердце отдаю детям"
Эссе воспитателя...
Сердце отдаю детям...!
У каждого из нас в душе свой образ настоящего воспитателя, педагога, у каждого в сердце свой любимый воспитатель, свой идеал. И это замечательно....
Фестиваль "Сердце отдаю детям"
В этом году впервые проводила районный фестиваль "Сердце отдаю детям". Лично готовила сценарий мероприятия. Старалась, чтобы программа была интересной, насыщенной, яркой. В полном объеме использовала ...