Сухомлинский В.А. "Я сердце отдаю детям" цитаты из книги
книга (подготовительная группа) по теме

Баканова Анна Николаевна

Сухомлинский В.А. о влиянии природы на воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sukhomlinskiy_v.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Сухомлинский В.А.

«Я сердце отдаю детям»

выдержки из книги

      «Человек был  и всегда останется сыном природы, и то, что роднит  его с природой, должно  использоваться для его приобщения  к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в  природе, вечный источник детского разума. Процесс познания  окружающей  действительности является  ничем  не  заменимым  эмоциональным стимулом  мысли.  Для  ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот  стимул  играет исключительно важную роль.»

      «Истина, в  которой  обобщаются предметы и  явления  окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется  яркими  образами, оказывающими  воздействие  на  чувства.  Как важно,  чтобы первые научные  истины ребенок познавал в окружающем мире,  чтобы источником мысли  были  красота  и  неисчерпаемая  сложность  природных  явлений, чтобы ребенка  постепенно  вводили  в мир  общественных отношений труда.»

    «… сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка,  лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли,  утренней росы и  горячей, накаленной солнцем земли? Все это они делают из добрых побуждений.  а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеет гриппом, ангиной,  коклюшем. А надо воспитать детей  так,  чтобы  они не  боялись ни  зноя, ни холода.»

        «Ребенок  мыслит  образами. Это значит,  что, слушая, например,  рассказ учителя  о  путешествии  капли воды,  он  рисует  в  своем  представлении  и серебристые волны  утреннего   тумана,  и  темную  тучу, и  раскаты  грома, и весенний  дождь.  Чем  ярче  в  его представлении  эти  картины, тем  глубже осмысливает он закономерности  природы.»

      «Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли - среди  наглядных  образов,  и   прежде  всего  среди  природы,  чтобы  мысль переключалась с  наглядного образа на "обработку" информации об этом образе.

         Если  же изолировать детей  от природы, если с  первых дней обучения ребенок воспринимает   только  слово,  то  клетки  мозга  быстро   утомляются  и  не справляются с  работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть,  набираться  сил.  Вот где  причина  того  явления, с которым многие учителя  часто встречаются в начальных классах:  ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто  внимательно слушает, но  не  понимает ни слова,  потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что  надо думать  над  правилами,  решать  задачи,  примеры  -  все   это  абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг  устает... Здесь  и рождается отставание.

       Вот  почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди  природы  -  это  требование   естественных  закономерностей  развития детского  организма.  Вот  почему каждое  путешествие в  природу  есть  урок мышления, урок развития ума.»

     «Детям  не надо много  говорить,  не  надо пичкать  их рассказами,  слово  -  не  забава,  а  словесное пресыщение -  одно из самых вредных  пресыщении.  Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать;  в эти мгновенья он  думает, осмысливает услышанное и увиденное.

        Нельзя превращать детей  в пассивный объект  восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый  яркий образ  -  наглядный или словесный, надо  много времени  и нервных  сил.  Умение дать ребенку  подумать - это  одно из самых тонких  качеств  педагога.  А  среди природы ребенку  надо  дать возможность послушать,  посмотреть, почувствовать...»

      «Умейте  открыть перед  ребенком в окружающем  мире что-то одно, но открыть  так,  чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми  красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось  еще и еще раз  возвратиться к тому, что  он узнал.»

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сердце отдаю детям

Фотоколлаж подготовительной группы "Пчелки"....

Положение о проведении недели педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"

Положение о проведении недели педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"...

Презентация музыкального руководителя на конкурсе "Учитель года " в номинации "Сердце отдаю детям-2015"

Презентация музыкального руководителя на конкурсе "Учитель года " в номинации "Сердце отдаю детям-2015"...

"Сердце отдаю детям"

Эссе воспитателя...

Рецензия на книгу В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям"

Рецензия на книгу В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям"...

Традиции и инновации в содержании воспитания. По книге Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям».

Эссе на основе прочитанной  книги В.А.Сухомлинского "Сердце отдаю детям"...

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"Воспитателем, как и художником, нужно родиться.Карл Мария фон ВеберВсе мы родом из детства…Выдающийся педагог и мыслитель, живший в 17 веке в Чех...