Рабочая программа «Соловушка» срок реализации – 2 года
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Рабочая программа по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_solovushka.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска
«Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса
муниципальнöй асшöрлуна учреждение
ПРИНЯТО на заседании Совета педагогов протокол № ____ от «____»____________2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МАДОУ «ДС ОВ № 22» г. Усинска Приказ от «___»_______ 2017 № ____ |
Рабочая программа
по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
«Соловушка»
срок реализации – 2 года
Разработчик программы – Орлова Елена Ивановна, музыкальный руководитель |
Усинск, 2017 г.
Пояснительная записка
Хорошо известно, что хоровое пение, особенно совместное, - это верный показатель духовного и физического здоровья нации. К.Д. Ушинский писал: «Запоют дети – запоет страна», а поющий народ – это сильный народ.
Сегодня в обществе наблюдается явная недооценка значения хорового пения и, как следствие, недостаток эмоционального воспитания молодого поколения. Ведь еще в древности люди знали, что буква и нота – родные сестры образования.
Актуальность
Не для кого не секрет, что в настоящее время значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически не поющей. Это следует понимать так: дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т.д.
Особенно плохо обстоят дела с пением мальчиков. Во многих детских садах музыкальные руководители относятся к мальчикам, как к заведомо не поющему контингенту, часто даже не подозревая о том, что эти так называемые «гудошники» при правильном обучении показывают и прекрасные голоса и хороший музыкальный слух.
Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 – 70 % всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7-ми годам, т. е. к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь!
Цели и задачи программы
Цель: Раннее выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Задачи:
Развивающие:
1) Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка.
2) Развитие ладового слуха (научить ребёнка слушать, как звуки «ладят» между собой, слышать и отличать устойчивые и неустойчивые ступени, понимать тяготение неустойчивых к устойчивым);
3) Развитие координации голоса со слухом (не только слышать, но и суметь спеть любую ладовую ступень интонационно чисто);
4) Постижение элементарной музыкальной грамоты (разбираться в понятиях «выше» и «ниже», «ещё выше», «ещё ниже»), знакомство с нотами «по руке» (рука как нотный стан);
5) Развитие чувства ритма (уметь слушать длинные и короткие звуки и передавать их в различных движениях: хлопками, притопами, в игре на музыкальных инструментах; уметь повторить небольшие ритмические рисунки и узнавать по ритму знакомые песни и музыкальные произведения, знать понятия размер, сильная доля, длительность и т.д.).
Обучающие:
Учить детей:
- чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять попевки и песни, уметь петь в ансамбле;
- владеть певческим дыханием, владеть навыками звукообразования
- уметь сочинять попевки в соответствии с образом и текстом;
- импровизировать музыкальные интонации в соответствии с заданным характером и жанром;
- уметь самостоятельно допеть, довести до тоники начатую музыкальным руководителем музыкальную фразу;
- владеть знаниями специфической терминологии и основных понятий в певческой деятельности:
а) регистр, унисон, ансамбль, а саре11а;
б) названия певческих голосов / дискант, альт!;
в) стили и манера исполнения /академическая, народная, эстрадная/, знания имен композиторов - песенников /Шаинский, Тухманов, Пахмутова, Крылатов и т.д./.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе.
- Воспитание любви к русской, коми народной, классической музыке.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Условия реализации программы
Количество детей в группах
В каждой группе занимаются не более 15 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. Такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации концертов, музыкальных спектаклей, музыкальных вечеров.
Материально - техническое оснащение
Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы:
- Музыкальный зал - просторный, хорошо проветриваемый со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой по прямому назначению, с хорошим освещением и звуковоспроизводящим оборудованием - для проведения занятий, репетиций, концертов, спектаклей, мероприятий.
- Помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества необходимого для концертов, спектаклей, занятий.
Содержание программы
Для детей 5 - 6 лет
№ | Название темы | Часы | ||
теория | практика | всего | ||
Тема 1. | Музыкальный жанр «Песня» | 2 | 6 | 8 |
1.1. | «Песни в нашей повседневной жизни»; «Кто сочиняет песни?» | 0,5 | 1.5 | 2 |
1.2. | «Народная песня» | 0,5 | 2 | 2,5 |
1.3. | «Колыбельные песни» | 0.5 | 1,5 | 2 |
1.4. | «Песни для детей» | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. | Что выражает песня? | 2,5 | 4.5 | 7 |
2.1 | « Определяем характер песни» | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.2. | «Содержание песни» | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.3. | «Смена настроения песни» | 0.5 | 1.5 | 2 |
2.4. | «Характеристика мелодии» | 0.5 | 1.5 | 2 |
2.5. | «Ритмический рисунок мелодии» | 0.5 | 0.5 | 1 |
Тема 3. | Музыкальная грамота | 0.5 | 7,5 | 8 |
3.1. | «Ручные знаки» | - | 2,5 | 2,5 |
3.2. | «Где живут ноты» | 0.5 | 1,5 | 2 |
3.3. | «Ритм» | - | 1.5 | 1,5 |
3.4. | «Размер» | - | 2 | 2 |
Тема 4. | «Развитие музыкального слуха и голоса» | - | 9 | 9 |
4.1. | «Звуковысотный слух» | - | 2 | 2 |
4.2. | «Чувство ритма» | - | 2 | 2 |
4.3. | «Тембровый слух» | - | 0.5 | 0,5 |
4.4. | «Диатонический слух» | - | 0.5 | 0,5 |
4.5. | «Музыкальная память и слух» | - | 1 | 1 |
4.6. | «Песенное творчество» | - | 3 | 3 |
ИТОГО: | 5 | 27 | 32 |
Содержание программы
Для детей 6 - 7 лет
№ | Название темы | Часы | ||
теория | практика | всего | ||
Тема 1. | Музыкальный жанр «Песня» | 1,5 | 6,5 | 8 |
1.1. | «Народная песня» | - | 4 | 4 |
1.2. | «Романсы» | 0.5 | 1.5 | 2 |
1.3. | «Оперетты», «Оперы» | 0.5 | 0.5 | 1 |
1.4. | «Эстрадная и бардовская песня»; | 0.5 | 0.5 | 1 |
Тема 2. | Что выражает песня? | - | 7 | 7 |
2.1 | « Восприятие характера песни» | - | 1 | 1 |
2.2. | «Содержание песни» | - | 1 | 1 |
2.3. | «Смена настроения песни» | - | 2 | 2 |
2.4. | «Характеристика мелодии» | - | 2 | 2 |
2.5. | «Ритмический рисунок мелодии» | - | 1 | 1 |
Тема 3. | Музыкальная грамота | 0.5 | 7,5 | 8 |
3.1. | «Ручные знаки» | - | 2,5 | 2,5 |
3.2. | «Где живут ноты» | 0.5 | 1,5 | 2 |
3.3. | «Ритм» | - | 1.5 | 1,5 |
3.4. | «Размер» | - | 2 | 2 |
Тема 4. | «Развитие музыкального слуха и голоса» | - | 9 | 9 |
4.1. | «Звуковысотный слух» | - | 2 | 2 |
4.2. | «Чувство ритма» | - | 2 | 2 |
4.3. | «Тембровый слух» | - | 0.5 | 0,5 |
4.4. | «Диатонический слух» | - | 0.5 | 0,5 |
4.5. | «Музыкальная память и слух» | - | 1 | 1 |
4.6. | «Песенное творчество» | - | 3 | 3 |
ИТОГО: | 5 | 27 | 32 |
Ожидаемые результаты
По окончании реализации данной программы ребенок должен уметь:
- правильно интонировать мелодию;
- различать и исполнять звуки по высоте;
- пользоваться дыханием: брать дыхание перед началом песни, между фразами и удерживать до конца фразы;
- петь в ансамбле, слышать себя и других в ансамбле;
- петь, соблюдая и передавая голосом средства музыкальной выразительности;
- иметь четкую дикцию;
- иметь желание исполнять песню в самостоятельной деятельности;
- доброжелательно относится к содержанию песни;
- уметь пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно.
- найти нужную певческую интонацию в заданном характере, жанре, в процессе импровизации и сочинительства;
- самостоятельно допевать, досочинять попевки или песни начатые педагогом, доведение их до тоники;
- устанавливать ассоциативные связи (звукоподражания, подбор нужных интонаций);
Знать:
- специфическую терминологию и основные понятия в певческой деятельности:
а) диапазон, регистр, унисон, ансамбль, асаре11а;
б) названия певческих голосов: (дискант, альт, сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас);
в) стили и манера исполнения (академическая, народная, эстрадная);
г) виды и жанры вокальных произведений: (песня, романс, баллада, бардовская или авторская песня);
- имена композиторов-песенников (включая коми композиторов).
Программное и методическое обеспечение
В основу модифицированной (адаптированной) программы взяты следующие программы и методики:
- Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова «Музыкальное воспитание в детском саду», М.; «Просвещение» 1984г.
- В.В. Белова «Музыкально – певческое воспитание детей по методике Д.Е. Огородного.» «Музыкальная палитра» №1 2002 г.
- Т.М Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» Песни и упражнения для развития голоса у детей Просвещение 1987г.
- Т.М. Орлова «Учим петь» Система упражнений для развития слуха и голоса «Музыкальный руководитель» №5.6 2004г.; №2 2005г.
- Г.А. Струве «Школьный хор» . «Просвещение» 1981г.;
- Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» Издательство ЦСДК, Москва 1994г.
- Г.А. Струве «Музыкальные ступеньки» методика развития музыкальных способностей и певческого голоса детей дошкольного возраста Л. Струве «Детский сад со всех сторон» №27 (305) июль 2006 г.
- К.Тарасова «К постановке детского певческого голоса», «Музыкальный руководитель» №3 2005г.
- В. Шереметьев «Хоровое пение в детском саду» Музыкальный руководитель №5 2005 г.
Диагностика
Задания для выявления уровня восприятия звуковысотных свойств музыкальных звуков
Задачи | Оборудование |
Выявить уровень восприятия выразительных особенностей: | Фортепиано, пособие в виде дерева на его нижней ветке сидит птица – на одной из верхних – птенчик. |
Старшая группа звуков терции (ми1 – соль1) | Дополнительно музыкальная лесенка из четырех ступеней. |
Подготовительная группа звуков секунды (фа1 – соль1) | Дополнительно музыкальная лесенка из двух ступеней. |
При выполнении задания если была в этом необходимость, ребенку оказывалась помощь. В том случае, если ребенок не мог правильно выполнить первое задание, он получал словесное пояснение выразительных особенностей высотных свойств предлагаемых звуков. Это помогало воспринимать их более осознанно. Если ребенок не справлялся и со вторым заданием, ему разрешалось посадить птицу или птенчика на соответствующую им ступеньку музыкальной лесенки, поиграть на ней, то есть подключить моторные ощущения, и только затем предлагалось третье задание.
Задание №1
Показываю птицу и птенчика, сажаю их на соответствующие ветки одновременно знакомя детей со звучанием их «голосов». Затем предлагаю отвернуться и послушать, чей голос звучит?
Звуки предлагаются в последовательности
№1: высокий, низкий, низкий, высокий.
Если ребенок не выполнил правильно задание №1, ему предлагала следующее задание.
Задание №2
«Птица-мама звала тебя №низким голосом, а птенчик – высоким (повторяю соответствующие звуки). Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»
Предлагаю ребенку последовательность №1. Если же ребенок и в данном случае, где - либо ошибается при ответе, ему предлагаю еще одно задание.
Задание №3
«Посади птицу на верхнюю ступеньку музыкальной лесенки, сыграй на ней и послушай, как она звучит…Теперь посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика…
Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»
Звучит последовательность№1
В заданиях на различение ритмических рисунков детям предлагала несколько музыкальных примеров, ритмические рисунки которых удачно
подчеркивали и углубляли выразительность звуков одной высоты.
Музыкально-ритмические задания предполагали усложнение ритмических рисунков в соответствии с возрастом (от более крупных длительностей к более мелким; от контрастных – к менее контрастным).
Для выявления восприятия ритмических свойств музыкальных звуков использовала красочные игрушки: петушок, курица, цыпленок и т.д. Они помогают более целенаправленному детскому восприятию и условно-образно связывают определенное музыкально-ритмическое задание с конкретным образом игрушки.
Задания для выявления уровня восприятия ритмических свойств музыкальных звуков
Задачи | Оборудование |
Выявить уровень ритмического восприятия в следующих музыкальных примерах: | |
Старшая группа 1.Петушок 2.Курица 2.Цыпленок | Игрушки: петух, курица, цыпленок |
Подготовительная группа Русские народные мелодии: 1.«Я с комариком» 2. «Ах, ты, береза» 3. «Ах, все кумушки домой» | Три матрешки разной величины |
Задание №1.
Поясняю, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит «свою» музыку. Предъявляю музыкальные примеры и поясняю, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагаю отгадать музыку: «Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю?» Для старшей группы прохлопываются музыкальные примеры № №1,2,3, для подготовительной № № 3,2,1.
Задание №2.
Ребенку еще раз даю послушать музыку и характеризую движения игрушек под соответствующую музыку. Затем еще раз предлагаю по хлопкам отгадать ритмические рисунки. Порядок предъявления музыкально – ритмических приемов такой же, как и в задании №1.
Занятие №3
Предлагаю еще раз послушать музыку и прохлопать её самому. Одновременно даю словесную характеристику звучащей музыки. Затем прохлопываются музыкально – ритмические рисунки в последовательности задания №1.
Динамические задания также как и предыдущие предусматривают усложнение дидактической задачи. Если в средней группе дети различают очень громкое, громкое и тихое звучание ff –f – p, то в старшей группе границы различения динамики звуков более узкие: громкое умеренно громкое и тихое звучание ff – mf – p, а в подготовительной группе детям предлагаю различать уже четыре динамических оттенка: очень громкое, громкое, тихое и очень тихое звучание ff – f – p – pp. Для активизации процессов восприятия в заданиях использую плоскостные модели аккордеонов разной величины, каждый из которых соответствует определенной силе звучания музыкальных звуков (например, самый маленький аккордеон – тихому, а большой – громкому звучанию).
Задания для выявления уровня восприятия динамических свойств музыкальных звуков:
Задачи | Оборудование |
Старшая группа 1)умеренно громкое; 2)громкое; 3)тихое звучание (mf – f – p) | Три модели аккордеонов (большой, средний и маленький, различные по цвету). |
Подготовительная группа
(ff – f – p – pp) | Четыре модели аккордеонов различных по величине и по цвету. |
Задание №1
«Перед тобой лежат три (в подготовительной группе четыре) аккордеона. Слушай, как они звучат». Предъявляю звучание, соответствующее каждому аккордеону (магнитофонная запись). «Теперь послушай и скажи, какой аккордеон звучит?» Предъявляется последовательность (1, 3, 2) для старшей группы, (1, 4, 3, 2) для подготовительной группы.
Задание №2
«Самый большой аккордеон звучит очень громко» (предъявляю соответствующее звучание). Далее называю величину каждого аккордеона и силу динамики его звучания. «Послушай еще раз, какой аккордеон звучит?» Для каждого возраста предлагаю последовательности, указанные в задании №1.
Задание №3
Предлагаю ребенку сыграть на аккордеоне (пианино) в соответствии с предлагаемыми динамическими оттенками, указанными в заданиях для каждого возраста. Ребенок играет на любом звуке (например, на соль1) Одновременно характеризую силу звучания. Затем: «Послушай еще раз, какой аккордеон звучит?» Предлагаю последовательность, указанная в задании №1.
Задания для выявления чистоты интонирования детьми старшей группы:
1) любую знакомую песню с сопровождением;
2) исполнить небольшую песенку в удобном диапазоне без сопровождения;
3) повторить отдельные звуки или небольшие мотивы с голоса или инструмента.
Задания для выявления чистоты интонирования детьми подготовительной группы:
- любую песню без сопровождения;
- «поймать звук» (пеленг);
- выразительно исполнить знакомую песню с сопровождением.
№ | Фамилия, имя ребёнка | Звуко-высотный слух | Чувство ритма | Динами-ческий слух | Чистота интони-рования | Песенное творчество | Сумма балов | Уровень |
1. |
Показатели качества восприятия и самостоятельности оцениваются по 3-х бальной системе:
1) если ребенок выполнил задание с первого предъявления -3 балла;
2) ребенок выполнил задание, получив помощь в виде словесной характеристики 2 – балла;
3) ребенок выполнил задание, получив в виде словесной характеристики в сочетании с разрешением ему действовать с пособиями 1 – балл.
Перспективный план по развитию вокально – хоровых навыков
у детей старшей группы
ЗАДАЧИ:
Пение
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до2» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально – дидактические игры
№ | Название игры | Репертуар | Целеполагание | Месяц |
1. | «Труба» | «Труба» муз. Е. Тиличеевой | Развивать у детей восприятие звуков кварты (соль1 – до2) | Октябрь |
2. | «Кто скорее уложит кукол спать» | «Спите куклы» муз. Е. Тиличеевой | Развивать у детей восприятие звуков терции (соль1 – ми1) | Ноябрь |
3. | «Веселые гармошки» | «Гармошка» муз. Е. Тиличеевой | Развивать у детей восприятие звуков секунды ( соль – ля1) | Декабрь |
4. | «Узнай песню по звукам» | «Курица», «Труба», Спите куклы», «Гармошка» муз. Е. Тиличеевой. | Формировать у детей восприятие интервалов: квинты (фа1 – соль1), кварты (соль1 – до2), терции (соль1 – ми1) и секунды (соль1 – ля1) | Январь |
5. | «Петух, курица и цыпленок» | «Игра» муз. Г. Левкодимова. | Формировать восприятие трех ритмических рисунков (петуха, курицы и цыпленка) | Февраль |
6. | «Ритмическое лото» | «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот» муз. Е Тиличеевой. | Формировать у детей восприятие четырех ритмических рисунков. | Март |
7. | «Угадай на чем играю» | «Веселые инструменты» муз. Г. Левкодимова | Развивать у детей восприятие тембров пяти музыкальных инструментов (цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы). | Апрель |
8. | «Узнай звучание своего аккордеона» | «Громко – тихо» муз. Г. Левкодимова | Формировать у детей восприятие трех динамических оттенков (громко, умеренно громко, тихо). | Май |
Упражнения для развития голоса и слуха в старшей группе
№ | Репертуар | Целеполагание | Месяц |
1. | «Не летай соловей» (р.н.п.), обр. В. Киты; «У кота воркота» (р.н.м.) «Эхо» муз.Е.Тиличеевой; «Едет, едет паровоз», муз. Г. Эрнесакса; «Солнышко-ведрышко», муз В. Карасевой. | 1. Восприятие музыки:
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
| Октябрь Ноябрь |
2. | «Чики-чики-чикалочки» (р.н.п), обр. Е. Тиличеевой; «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Цветики» муз. В. Карасевой сл. Н. Фревкель; «Прибаутки» (р. н. п), обр. В. Карасевой, сл. Н. Френкель | 1. Восприятие музыки:
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
| Декабрь Январь |
3. | «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Артистка», муз. д. Кабалевского, сл. В. Викторова; «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова | 1. Восприятие музыки:
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
| Февраль Март |
4. | «Бай, качи-качи-качи» (р. н. п.), обр. М. Магиденко; «Куда летишь, кукушечка?» (р. н. п.), обр. В. Агафонникова; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Жучка и кот» (ч.н.п.) ; «Смелый пилот», Е.Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Труба», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; | 1. Восприятие музыки:
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
| Апрель Май |
Упражнения для песенного творчества в старшей группе
№ | Репертуар | Целеполагание | Месяц |
1. | «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Самолет», муз. Т. Бырченко, сл. Н. Найденовой |
| Октябрь Ноябрь |
2. | «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М.Скребковой, сл. Л. Шибицкой |
| Декабрь Январь |
3. | «Мишка», муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто; «Зайка», муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто |
| Февраль Март |
4. | «Гуси» муз. и сл. Т. Бырченко; «Играй сверчок», муз. Т, Ломовой, сл. Ю Островского «Пчела жужжит» «Пароход гудит» муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова; |
| Апрель Май |
Степень усвоения данной рабочей программы
К концу года дети могут:
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
- Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Слышать и отличать устойчивые и неустойчивые ступени.
- Правильно интонировать мелодию.
- Отчетливо и выразительно произносить слова в песне. Правильно передавать гласные и согласные звуки в слове и окончании.
- Брать дыхание перед началом пения, между фразами. Удерживать дыхание до конца фразы. Не поднимать плеч.
- Петь естественным голосом без напряжения в пределах до (первой октавы), ре-до (второй октавы).
- Петь в ансамбле стройно, начинать и заканчивать пение одновременно; петь в разных темпах, точно выполнять ритмический рисунок.
- Понимать основные моменты дирижерского жеста (внимание, начало пения, конец).
- Знают название музыкальных ступеней, их обозначения ручными знаками, нахождение расположения нот на руке – нотоносце.
Перспективный план по развитию вокально-хоровых навыков
в подготовительной группе
ЗАДАЧИ
Пение
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы.
Музыкально – дидактические игры
№ | Название игры | Репертуар | Целеполагание | Месяц |
1. | «Узнай песню по двум звукам» | «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курица», «Труба», «Спите куклы», «Гармошка», «Андрей - воробей» муз. Е. Тиличеевой |
| Октябрь |
2. | «Бубенчики» | «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой |
| Ноябрь |
3. | «Маленькие лесенки» | «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой |
| Декабрь |
4. | «Цирковые собачки» | «Цирковые собачки» муз. Е. Тиличеевой. |
| Январь |
5. | «Ритмическое лото» | «В школу», «Смелый пилот», «Небо синее, «Мы идем с флажками», «Месяц май» муз. Е. Тиличеевой, «Игра» муз. Г. Левкодимова. |
| Февраль |
6. | «Узнай по ритму русскую народную песню» | «Петушок», «Дождик», «Патока с имбирем», «Скок, скок, поскок», «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла». |
| Март |
7. | «Музыкальные инструменты» | «Веселые инструменты» муз. Г. Левкодимова |
| Апрель |
8. | «Кто самый внимательный» | «Громко – тихо» муз. Г. Левкодимова |
| Май |
Упражнения для развития голоса и слуха в подготовительной группе
№ | Репертуар | Целеполагание | Месяц |
1. | «Лиса по лесу ходила», (р. н. пр.), обр. Т. Попатенко; «На зеленом лугу», (р. н. п.); «Кукушка» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. долинова |
| Октябрь |
2. | «Спите куклы», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «В школу», муз. Е. Тиличеевой , сл. М. Долинова; «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Как под наши ворота» (р. н. п.); «Вальс», муз. Е. Тиличеевой |
| Ноябрь Декабрь |
3. | «Труба», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Куда летишь кукушечка?» (р.н.п.); «Лошадки», муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской, пер. с польского Н. Найденовой |
| Январь Февраль |
4. | «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Скок-поскок» (рус. нар. попевка), обр. Г. Левкодимова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «Лошадки», муз. ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской, пер. с польского Н. Найденовой; «Куда летишь, кукушечка?» (р. н. п.) |
| Март Апрель |
5. | «В бору», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Кузнец», муз. И. Арсеева, сл. нар., пер. с англ. С. Маршака; «Мы поем», муз. И. Арсеева, сл. А. Харитонова; «Поет, поет, соловушка» (р. н. п.), обр. Г. Лобачева; «Пастушья песенка» (франц.н.п.) |
| Май |
Упражнения для песенного творчества в подготовительной группе
№ | Репертуар | Целеполагание | Месяц |
1. | «Поезд», муз. Т. Бырченко, сл. М. Ивенсен. Сочинение марша, колыбельной. В качестве примера использовать «Марш» и «Колыбельную» . В. Агафонникова |
| Октябрь |
2. | «Снежок», муз. и сл. Т. Бырченко; «Кто шагает ряд за рядом?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Марш», муз. В. Агафонникова, ел. А. Шибицкой; «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой; «Вальс», «Полька» выбору педагога |
| Ноябрь Декабрь |
3. | «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Использовать программные стихи |
| Январь Февраль |
4. | Для образца: «Осенью», «Весной», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Зайка», «Мишка», муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто. |
| |
5. | «Веселая песенка», «Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева |
|
Степень усвоения данной программы
К концу года дети могут:
- Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
- Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов
- оно исполняется.
- Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
- Внимательно слушать песни, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
- Определять общее настроение, характер песни в целом и её частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях интонационные мелодические особенности мелодии.
- Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, песни, узнавать характерные образы.
- Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание. Знают певческую позу «колок».
- Не только слышать, но и суметь спеть любую ладовую ступень интонационно чисто.
- Слышать длинные и короткие звуки и передавать их в различных движениях: хлопками, притопами, в игре на музыкальных инструментах.
- Повторять небольшие ритмические рисунки и узнавать по ритму знакомые песни и музыкальные произведения.
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, петь несложные каноны и песни с элементами двухголосья.
- Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Знают:
- Понятия: размер, сильная доля, длительность.
- Названия нот, и расположение их на нотном стане.
- Знают названия музыкальных ступеней и умеют самостоятельно исполнять несложные попевки с названием ступени и показом их ручными знаками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы Т. А. Копцевой «Природа и художник». С...
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа воспитателя МБДОУ «Детский сад № 32» с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования в средней группе (4-5 лет) на 2019 – 2020 учебный год. Срок реализации программы с 1 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. Р
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………&h...
Рабочая программа"Соловушки"
Прививать любовь к вокальному и хоровому искусству.Научить детей простейшим вокальным навыкам....