Рабочая программа"Соловушки"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Прививать любовь к вокальному и хоровому искусству.
Научить детей простейшим вокальным навыкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_solovushki.docx | 81.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Веселоярский детский сад «Сказка»
«Рассмотрено» на Педагогическом «Утверждаю»
совете МБДОУ« Веселоярский Заведующий МБДОУ
детский сад «Сказка» «Веселоярский детский сад «Сказка»
«__» «________» 201_ г. Ковалёва В. А.
Протокол №____ Приказ №____
«__» «________» 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Соловушки»
по музыкальному развитию
(вокально-хоровое исполнение)
для детей от 3 до 7 лет
Разработчик: Полянская Л.Н.
музыкальный руководитель
МБДОУ
«Веселоярский детский сад
«Сказка»
с. Веселоярск
2016г.
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Делают это охотно и с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашивается для детей светлой радостью, вызывает положительные эмоции. У ребёнка появляются заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё.
Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни.
У них формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребёнок не просто познаёт язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Пение развивает у детей музыкальные способности, слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
Цели:
- привить любовь к вокальному и хоровому искусству;
- научить детей простейшим вокальным навыкам.
Задачи:
- на основе изучения детских песен, современных детских эстрадных песнях расширять знания детей об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций:
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- создавать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого ребёнка, привить основы музыкального вкуса.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- добавление элементов импровизации, театрализации;
- использование музыкально - ритмических движений под музыку;
- игра на детских ( шумовых) музыкальных инструментах;
- исполнительская деятельность
Музыкальная ООД
- Вводная часть.
Распевание.
Цель - настроить ребенка на занятие, развивать эмоционально-эстетическое восприятие песни.
Формировать простейшие певческие навыки.
2. Вокально-хоровая деятельность.
Пение.
Цель – разучивание песенного материала.
- Итог.
Исполнительская и концертная деятельность детей.
Цель – уметь исполнять песни хором, в ансамбле и соло самостоятельно.
Усвоить культуру поведения исполнителя.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет – 2-я младшая группа
Во второй младшей группе дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и на носках, высоко поднимая колени, со сменой направления, врассыпную.
Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает, более осознанно, относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника.
Дети уже обладают определенным объёмом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их в ее простейших формах начинает играть все большую роль.
Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.
В процессе дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок ,звенят колокольчиками или ударяют по барабану. Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр.
В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1 - ля1). Интонации проявляются всестороннее, со всеми признаками, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.
В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.
В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети замечают особенности произведений изобразительного характера, у них формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.
Дети учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка; проявляя звуковысотный слух, различают высоту двух звуков в пределах октавы – сексты, различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами.
Разучивая песни, дети должны петь естественным звуком, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках, песнях, петь с помощью воспитателя, с сопровождением и без.
Задачи в области пения:
- учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ми- си ; петь с помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него;
- формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слажено.
По действующему СанПиН по ФГОС для детей младшего возраста от 3до 4 лет планировать не более 2 занятий в неделю, продолжительностью одного занятия не более 15минут.
(СанПиН 2.4.1.3049-13)
Перспективный план вокально-хоровых занятий
2-я младшая группа
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь-октябрь | Восприятие музыки: -воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню; -реагировать на праздничную, маршевую песню. Развитие музыкального слуха и голоса: -вырабатывать устойчивое, слуховое внимание; -учить чисто интонировать б.2, упражнять в умении чисто пропевать терцию сверху вниз. Усвоение певческих навыков: -учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий, а также мелодий, включающих ч.4; -учить петь, не опережая друг друга и не отставая друг от друга, петь всю песню, а не концы фраз; -добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения; - учить протягивать ударные слоги в словах «ладушки», «бабушка», «Коле», «Тане» ит.д.; -правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов. Певческое творчество: -побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких звуках. Певческая установка: -учить сидеть прямо, занимая всё сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. | «В огороде заинька» -муз. В.Карасёвой, сл. Н.Френкель «Би-би-би» ( секунда) Ладушки»- обр. Римского-Корсакова «Петушок»- р.н.п. «Праздничная» - муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой. «Собачка» - муз. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой. Задание: «Как кошечка просит молочка?». «Спой имя куклы». |
Ноябрь-декабрь | Восприятие музыки: -продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого характера. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражнять в чистом пропевании б2, ч.4, б.3. Усвоение певческих навыков: -развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз; -добиваться слаженного пения, учиться вместе начинать и заканчивать пение; -петь протяжно, не спеша, без крика; -правильно пропевать гласные в словах, чётко и быстро произносить согласные в конце слов. Певческое творчество: -упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном - двух звуках. Певческая установка: -учить сидеть прямо, занимая всё сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. Итог: выступление на празднике, посвящённому Дню Матери. | Упр.-ния: «Оа-да-да» «А-у» (ч.4) «Баю-бай» (б.3) «В огороде заинька» -муз. В.Карасёвой, сл. Н.Френкель «Зима» - муз. В.Карасёвой, сл. Н.Френкель « Дед Мороз» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной « Игра с лошадкой»-муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской «Ёлочка»- муз. Н. Бахуровой,сл. М Александровской Задание: «Как зовут игрушку?» (мишка, заинька и т. д.) |
Январь - февраль | Восприятие музыки: -продолжать обогащать музыкальные впечатления, воспитывая умение прислушиваться к изменениям звучания песен, реагируя на различный их характер. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражнять в чистом пропевании б2 и м.2 , ч.4, б.3., подводить к умению чисто петь ч.5. Усвоение певческих навыков: - продолжать развивать навыки точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз; -приучать слушать вступление, начинать петь вместе с педагогом по окончании вступления; -учить петь естественным голосом, без напряжения; -правильно пропевать гласные в словах, чётко и быстро произносить согласные в конце слов. Певческое творчество: -развивать инициативу, побуждая их к самостоятельному варьированию несложных мелодических оборотов, построенных на нескольких звуках. Певческая установка: -следить за правильной осанкой. Итог: выступление на празднике «Защитника Отечества». | Упр.-ние «Зайка» ( секунда, кварта). «А-у» (ч.4). « Где мои детки?» (ч.5). «Пирожок»-муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой «Молодой солдат»- муз. В.Карасёвой, сл. Н.Френкель «Маму поздравляют малыши» - муз. Т. Попатенко, сл. Л. Мироновой «Колыбельная»- муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой. Задание: «Как тебя зовут?» |
Март - апрель | Восприятие музыки: -продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; -уметь дослушивать песню до конца, не отвлекаясь; -самостоятельно различать и называть песни. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражнять в чистом пропевании б.2 и м.2 , ч.4; -учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяжности; -уметь точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии, построенной на одном звуке. Усвоение певческих навыков: - продолжать развивать навыки точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз; -приучать слушать вступление, начинать петь вместе с педагогом по окончании вступления; -учить петь естественным голосом, без напряжения; -правильно пропевать гласные в словах, чётко и быстро произносить согласные в конце слов. Певческое творчество: -упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном- двух звуках. Певческая установка: -та же. Итог: выступление на празднике «Международный Женский день». | «Сорока-сорока»-р.н.п. «Мы идём с флажками» -муз. Е. Тиличеевой, сл.Долинова «Дождик»-обр. Попатенко «Самолёт» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Найдёновой «Машина» - муз. Попатенко, сл. Найдёновой «Зима прошла» -муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой «На парад идём» -муз. Ю. Слонова,сл. Л. Некрасовой «Солнышко ясное»- муз.М. Иорданскогог,сл.В.Викторова Задания: «Как тебя зовут?» «Спой своё имя» |
Май | Восприятие музыки: -обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни различного характера -закреплять умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению и мелодии. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражнять в чистом пропевании б.2 и м.2 , б.3 и м.3 ч.4(вверх и вниз); - уметь точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Усвоение певческих навыков: -учить петь, точно интонируя мелодию, с помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него; -упражнять в умении правильно брать дыхание; Учить начинать пение после вступления; -петь слажено, естественным голосом, без напряжения; -упражнять в умении петь протяжно, напевно и подвижно , на лёгком звуке; -добиваться чёткости в произношении слов во время пения. Певческое творчество: -закреплять умение проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций; -подводить к умению инсценировать песни. Певческая установка: -та же. Итог: выступление на праздниках «День Победы», « День защиты детей», на родительском собрании. | «В огороде заинька» -муз. В.Карасёвой, сл. Н.Френкель «Баю-бай» (терция) «Ау»-(кварта) «Сорока-сорока»-р.н.п. «Мы идём с флажками» -муз. Е. Тиличеевой, сл.Долинова «Белые гуси»-муз. М. Красева,сл. М. Клоковой «Кошка» -муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель «Жучка»- муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко «Цыплята» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Есть у солнышка друзья –муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой Задания: «Спой своё имя» «Цыплята» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной |
Предполагаемые результаты:
-узнавать изученные песни по музыкальному вступлению и мелодии;
- эмоционально откликаться на песни разного характера;
-уметь петь с музыкальным сопровождением и без него с помощью педагога;
-чисто интонировать в пределах ч.5 вверх и вниз;
-правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов;
- уметь точно воспроизвести несложный ритмический рисунок мелодии.
Диагностика по музыкальной деятельности
направление «Художественно-эстетическое развитие»
2-я младшая группа
№ | Ф.И. ребёнка | Точное интонирование б.2,б.3,ч.4,ч.5 | Точное интонир.-е несложных мелодий | Ровное звучание голоса | Произн.-е гласных в словах | Произношениесогласных в конце слова | Эмоц.-я отзывч-ть на музыку | Исполнительская деятельность | Итог | ||||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г |
Оценка диагностических данных проводится по 3 балльной системе: высокий, средний, низкий уровни.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет - средняя группа
Дети данного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша.
Ребенок этого возраста наблюдателен: он уже способен определить, какая исполняется музыка- весёлая радостная, спокойная; отличить звуки- высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (баян, рояль, скрипка).Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребёнка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально- слуховая координация.
У детей 4-5лет расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения. Дети отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты или даже квинты; слышат движение мелодии вверх и вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинать петь согласовано с инструментальным сопровождением и без него.
Задачи в области пения:
- продолжить учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слова;
- формировать коллективное и сольное пение: вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
- различать звуки по высоте;
- петь выразительно, передавать характер песни;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-си (до второй октавы);
- уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).
По действующему СанПиН по ФГОС для детей младшего возраста от 3до 4 лет планировать не более 2 занятий в неделю, продолжительностью одного занятия не более 20 минут.
(СанПиН 2.4.1.3049-13)
Перспективный план вокально-хоровых занятий
средняя группа
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар | Примечания |
Сентябрь-октябрь | Восприятие музыки: -развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера (колыбельная, марш); -подводить к умению самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражняться в умении чисто пропевать ч.4, б.3, б.2 вверх и вниз; -учить показывать рукой направление звука (сверху вниз или снизу вверх); -упражнять в точной передаче простого ритмического рисунка. Усвоение певческих навыков: - упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии (вверх и вниз), в пении мелодии, построенной на интервалах б.2 и м.2, терции, кварты, квинты и сексты (вверх); -учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами; -слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению товарищей; -продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения; -правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слова; -подводить к умению петь выразительно. Певческое творчество: -развивать ладотональный слух; -дать первоначальные навыки импровизации мелодий на заданный текст; -формировать способность импровизировать отдельные фразы. - Певческая установка: -учить сидеть прямо, не прислонясь к спинке стула, чтобы активнее работала диафрагма, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно. | Упр.-ния: «Зайка» -муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) «Паровоз» - муз. муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) «Андрей-воробей» -обр.Ю. Слонова «Колыбельная»- муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой «Барабанщик» -муз. М. Красева, сл. М. Чарной.Н. Найдёновой; «Осень» - муз. И. Кишко , сл. И Плакиды Задания: « Спой своё имя» «Кто как поёт?» (кошечка, собачка, курочка) | |
Ноябрь-декабрь | Восприятие музыки: -развивать умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера (марш, плясовая, колыбельная); -уметь слышать и различать вступление; --прислушиваться к друг другу. Развитие музыкального слуха и голоса: -развивать певческий диапазон с учётом индивидуальных возможностей; -подводить к умению контролировать слухом качество пения; -слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз; - точно производить простой ритмический рисунок; -учить петь подвижно, легко и естественным голосом; -подводить к выразительному исполнению, передавая характер песни; -следить за произношением гласных и согласных в середине и конце слов. Усвоение певческих навыков: -упражнять в чистом пропевании м.2, ч.4 вниз и вверх; -учить самостоятельно петь после вступления; - вовремя брать дыхание, используя показ взрослого; -закреплять умение петь естественным голосом, добиваться лёгкого. Подвижного звучания; -следить за правильным, чётким произношением слов. Песенное творчество: -развивать первоначальные творческие проявления детей в пении. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике, посвящённому Дню Матери. | «Паровоз» - муз. муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) «Андрей-воробей» -обр.Ю. Слонова «Вот иду я вверх» - муз. Е. Тиличеевой «Мы идём с флажками» -муз. Е. Тиличеевой, сл.Долинова «Нарядили ёлочку» - муз. А.Филиппенко, сл. О. Высотской «Зима» - муз.В.Карасевой. сл. Н.Френкель «Дед Мороз»-муз.А. Филиппенко.сл. Т. Волгиной «Две тетери» -р.н.п. «Санки»-муз. М. Красева, сл. О. Высотской Задания: « Спой своё имя» «Кто как поёт?» (кошечка, собачка, курочка) | |
Январь - февраль | Восприятие музыки: -продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера (марш, плясовая, колыбельная); -учить слышать во время пения себя и товарищей, контролируя слухом качество исполнения. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражнять в чистом интонировании б.2,терции. Кварты вниз и вверх; -воспроизводить рукой движение мелодии вверх и вниз (поступенное и скачкообразное); -упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом). Усвоение певческих навыков: -учить начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него, но при поддержке взрослого; -упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих ч.5 (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке; - отчётливо произносить согласные в конце слов. Песенное творчество: - продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике «Защитника Отечества. | Упр.-ния: «Петрушка» - муз. В. Карасевой, «Зайка» -муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) «Спите куклы»-муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой «Вот иду я вверх» - муз. Е. Тиличеевой « Мы - солдаты»-муз. Ю. Слонова, сл. Н. Найдёновой «Самолёт» - муз. Е. Тиличеевой,сл. Н. Найдёновой «Мы запели песенку» - муз. Р. Рустамова, сл.Л. Мироновой Задания: «Спой своё имя» «Кто как поёт» | |
Май | Восприятие музыки: -закреплять интерес к музыке разного характера, желания высказаться о ней; -узнавать и называть знакомые песни по вступлению, мелодии. Развитие музыкального слуха и голоса: -закреплять умение узнавать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх- вниз, поступенное и скачкообразное; -показывать рукой звуковысотное положение мелодии» -точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок попевок хлопками, отстукивать на пластинке металлофоне или пропевать; -проверять умение контролировать слухом качество пения товарищей. Усвоение певческих навыков: -закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления, петь согласованно, вместе начиная и заканчивая песню; -уметь петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, напевно, легко и подвижно; -брать дыхание между короткими музыкальными фразами; -продолжать учить петь выразительно, передавая разнообразный характер песен(бодрый, весёлый, ласковый, напевный и т. п.); -учить петь без музыкального сопровождения с поддержкой педагога и подводить к умению петь самостоятельно отдельные предложения, фразы, слова. Песенное творчество: -закреплять навык самостоятельно находить несложные интонации. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике «Этот День Победы», выступление на родительском собрании. | Петь и играть на металлофоне Петрушка» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Цветики» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Андрей-воробей» -обр.Ю. Слонова «На зелёном лугу» -р.н.п. «Лошадка Зорька» -муз. Т. Ломовой,сл. И. Михайловой «Серенькая кошечка»-муз. В. Витлина,сл. Н. Найдёновой «Зайчик» -муз. М. Старокадомского, сл. М. Клоковой Задания: «Спой своё имя» «Кто как поёт» |
Предполагаемые результаты:
-правильно передавать мелодию в пределах ре-си (до второй октавы);
- различать звуки по высоте;
-внятно произносить согласные и гласные в словах;
- точно воспроизводить ритмический рисунок простейших попевок;
-вместе начинать и заканчивать пение, слышать вступление;
-петь выразительно, передавать характер песни (маршеобразная, колыбельная, танцевальная);
-уметь петь с музыкальным сопровождением и без него с помощью педагога.
Диагностика по музыкальной деятельности
направление «Художественно-эстетическое развитие»
средняя группа
№ | Ф.И. ребёнка | Точное интонирование б.2,б.3,ч.4,ч.5 | Передавать мелодию в пределах ре-си | Умение точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии | Правильное произношение гласных и согласных в словах | Умение петь с музыкальным сопров-ем и без него | Эмоцион.-я отзывчивость на музыку | Исполнит. деятел.-ть | Итог | ||||||||
Н.г | К.г. | Н.Г. | К.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | Н.Г. | К.г. |
Оценка диагностических данных проводится по 3 балльной системе: высокий, средний, низкий уровни.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет - старшая группа
Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчётливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведения. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным её сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется песня.
На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребёнок говорит: « Это играется вначале, когда мы ещё не начали петь».
Значительно укрепляются голосовые связки ребёнка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей 5 лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определённый тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки – до, ре второй октавы.
Дети этого возраста проявляют в движениях ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с её характером, формой, динамикой.
Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения.
Постепенно они овладевают и навыками игры на музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте.
Всё это база разностороннего музыкального развития детей.
Задачи в области пения:
- учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, выразительно в диапазоне ре-до(второй октавы);
- брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слова;
- продолжать учить правильно передавать мелодию, петь умеренно громко и тихо в разных темпах самостоятельно( в сопровождении музыкального инструмента, с педагогом без музыкального сопровождении;
- учить сольному исполнению раннее выученных песен;
- формировать коллективное и сольное пение.
По действующему СанПиН по ФГОС для детей младшего возраста от 5до 6 лет планировать не более 2 занятий в неделю, продолжительностью одного занятия не более 25 минут.
(СанПиН 2.4.1.3049-13)
Перспективный план вокально-хоровых занятий
старшая группа
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар | Примечания |
Сентябрь-октябрь | Восприятие музыки: -развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера. Развитие музыкального слуха и голоса: -упражняться в различении звуков по высоте (в пределах ч.5,ч.4 (вверх, вниз); в умении удерживать интонацию на одном звуке; -учить различать звуки по длительности; -слышать и точно передавать поступенное движение мелодии вверх, вниз и скачкообразное (б.3 и м.3,ч.4); -закреплять умение точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне; -слышать и точно передавать поступенном движении мелодии вверх и вниз. Усвоение певческих навыков: -учить своевременно начинать и заканчивать песню; -брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; -учить исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; -закреплять умение петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах; -уточнять умение петь с сопровождением без поддержки воспитателя и без сопровождения с помощью взрослого; -отчётливо произносить гласные в словах и согласные в конце слова. Певческое творчество: -развивать ладотональный слух; -дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст; -формировать способность импровизировать отдельные фразы. Певческая установка: -учить сидеть прямо, не прислонясь к спинке стула, чтобы активнее работала диафрагма, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно. Губы подвижны, упруги. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком». Ноги твёрдо стоят на полу. | «Не летай соловей»- р.н.п «У кота-воркота» - р.н.м. «Эхо» -муз. Тиличеевой, сл.Л. Дымовой «Едет, едет паровоз» -сл. нар. муз. Карасёвой «Урожайная»- муз. А.Филиппенко «Листопад» -муз. Попатенко, сл. Плакиды «Что ты хочешь, кошечка?» -муз.Зингера, сл. А Шиббицкой «Самолёт»-муз. Бырченко, сл.Найдёновой «Родине спасибо» - муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой «Листопад» - муз. Т. Попатенко, сл.Е.Авдиенко «Гуси» -р.н.п. в обр. С.Разоренкова Задание:«Что ты хочешь, кошечка?» - муз. Г.Зингнра, сл. А. Шибицкой «Самолёт»-муз. Бырченко, сл.Найдёновой | |
Ноябрь-декабрь | Восприятие музыки: - развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого, шуточного, игрового и танцевального характера; -отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей. Развитие музыкального слуха и голоса: -закреплять умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; -точно интонировать м.3 и б.3, б.2 и м.2, скачки на ч.4,ч5; подводить к умению уверенно пропевать скачок в мелодии на сексту вверх; -упражнять в очной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне, во время пения. Усвоение певческих навыков: -учить петь лёгким звуком в оживлённом темпе; - петь естественным голосом, слаженно; -петь выразительно, передавая весёлый, шутливый характер песен; -уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания; -учить петь самостоятельно, без помощи взрослого, но с музыкальным сопровождением; -правильно и отчётливо произносить согласные в конце слов; -быстро произносить согласные з и с в конце слов, протягивая гласные перед ними («моро-о-о-с»). Песенное творчество: -упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках; - развивать ладотонирующий слух, активизировать внутренний слух. Певческая установка: та же-та же Итог: выступление на празднике, посвящённому Дню Матери. | «Чики-чики-чикалочка»-р.н.п. «Барабан» - муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой «Цветики» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Солнышко-вёдрышко» -муз. В. Карасевой, сл. народные «Едет, едет паровоз» -сл. нар. муз. Карасёвой «Прибаутка» -р.н.п. в обр. В. Карасевой «К нам гости пришли»- муз. Ан. Алексадрова, сл. М. Ивенсен «Голубые санки»-муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой «Новогодний хоровод»-муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой «Дед Мороз» - муз. В. Витлина, сл. С Погореловского «Как у наших у ворот» -р.н.п. «Наша родина сильна»- муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Зайка, зайка, где бывал?» -муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой | |
Январь-февраль | Восприятие музыки: -способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и лирического характера; -учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев; -продолжать учить контролировать слухом качество пения товарищей. Развитие музыкального слуха и голоса: -совершенствовать умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии (вверх и вниз); -уметь показать рукой(играть на металлофоне) движение мелодии, чередование коротких и длинных звуков. Усвоение певческих навыков: -закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; -правильно брать дыхание; -точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно; -петь выразительно, передавая праздничный, шуточный, лирический, задорный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа; -учить произносить все слова внятно, отчётливо; понимать значение слов: ярмарка, сенички, горенка; -особое внимание обратить на произношение слов: зёрнышки, горенке, в садике и т.д. Песенное творчество: -продолжать стимулировать и развивать песенное творчество; -развивать творческую инициативу, внутренний слух, умение найти тонику в указанных примерах, импровизируя окончание песенки. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике «Защитника Отечества». | «Конь»- муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой « Бубенчики»- муз. Е.Тиличеевой,сл. Л. Дымовой «Артистка»-муз. Д. Кабалевского,сл. В. Викторова «Небо синее»- муз. Е.Тиличеевой,сл. М. Долинова Песенка друзей»-муз. В. Герчик, сл. Я. Акима «Где был Иванушка?» - р.н.п. «Гуси-гусенята» -муз. Александрова, сл. Г. Бойко «Весёлая дудочка»- муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Мишка» -муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто «Зайка»- муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто | |
Март-апрель | Восприятие музыки: -продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; -учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: вальс, пляска; -контролировать качество исполнения собственного и товарищей; -слышать и называть вступление, запев, припев; -самостоятельно определять характер песни, высказываться о нём. Развитие музыкального слуха и голоса: -уточнять умение различать высокие, средние, низкие звуки в пределах квинты; -уметь интонировать мелодию в поступенном её движении вверх, а также чисто пропевать скачок на квинту и кварту вниз; -петьм.2 иб.2 вниз; -уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок(пунктирный ритм, четверть точкой и четверть, слигованную восьмой); прохлопать, простучать, спеть, сыграть. Усвоение певческих навыков: -закреплять умение точно попадать на первый звук мелодии после вступления; Петь легко, подвижно, естественно, без напряжения; -петь выразительно, передавая характер в целом, а также смену темпа в запеве и припеве; -продолжать учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами; -подводить к умению петь без музыкального сопровождения и поддержки педагога отдельные фразы и маленькие песенки-попевки; -учить сольному исполнению ранее выученных песен. Песенное творчество: -продолжать развивать у детей творческую инициативу в самостоятельном нахождении несложных песенных импровизаций; -подводить к умения придумывать мелодию на определённый жанр (колыбельную, плясовую, маршевую); -для развития ладотонального слуха использовать вопросно-ответную форму в песенных импровизациях. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике, посвящённому Международному Женскому дню. | Бай-качи-качи-качи»- р.н.п. в обр.М. Магиденко «Куда летишь, кукушечка? «-р.н.п. «Жучка и кот» - чеш. Нар. прибаутка «Смелый пилот»- муз. Е.Тиличеевой,сл. М. Долинова «Труба»- муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой «Весёлая песенка»- муз. А. Филиппенко.сл. Г. Бойко «А я по лугу»-р.н.п. «Горошина»- муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Гуси»-муз. и сл. Т. Бырченко «Играй сверчок»-муз. Т. Ломовой,сл.Ю Островского | |
Май | Восприятие музыки: -проверить умение самостоятельно узнавать песню по вступлению мелодии, называть её, высказываться о характере; -чувствовать жанр (песня-марш, песня-танец); -отличать на слух правильное и неправильное исполнение товарищей; - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера. Развитие музыкального слуха и голоса: -работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот (в пределах диапазона); - способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; -содействовать развитию музыкальной памяти (концу года дети должны узнавать и называть до 20 песен); -работать над интонированием при скачках мелодии на ч.4 ич.5. Усвоение певческих навыков: -следить за чистотой интонации; -продолжать учит петь легко, без форсирования звука, с чёткой дикцией; -учить при пении правильно формировать гласные; -вырабатывать привычку слушать (и слышать) себя и товарищей; -выученные песни петь хором, ансамблем и по одному; -подводить к пению без музыкального сопровождения; -продолжать учить петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки. Песенное творчество: -развивать творческую активность каждого ребёнка в процессе коллективных занятий, инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации; -совершенствовать внутренний слух, ладотональное чувство, умение применить свой первый опыт определения жанра музыкального произведения при собственном «сочинительстве». Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике «Этот День Победы», выступление на родительском собрании, участие в музыкально- игровом мероприятии, посвящённому Дню защиты детей. | «Чики-чики-чикалочка»-р.н.п. в обр. Е. Тиличеевой «Бубенчики»- муз. Е.Тиличеевой, сл. Л. Дымовой «Скачем по лестнице» - муз. Е.Тиличеевой, сл. Л. Дымовой «Дятел»- муз. Н. Леви, сл. А. Фаткина «Смелый пилот»- муз. Е.Тиличеевой,сл. М. Долинова «Барашеньки»-р.н.п. «По малину в сад пойдём»-муз. А. Филиппенко, сл.Т Волгиной «Лесная песенка»- -муз. В. Витлина,сл. Л. Кагановой «Тяв-тяв»-муз. В. Герчик,сл. Ю. Разумовского «Пчела жужжит»-муз. Т. Ломовой,сл. А. Гангова «Пароход гудит»- муз. Т. Ломовой,сл. А. Гангова Повторить все предыдущие песни. |
Предполагаемые результаты:
-петь выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком в диапазоне ре-до (второй октавы);
-брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова;
-уметь правильно интонировать мелодию, петь тихо и не очень громко в разных темпах самостоятельно ( с сопровождение музыкального инструмента и без музыкального сопровождения, но с педагогом.;
-различать высокие, средние и низкие звуки; по длительности –четвертные, восьмые, протягивать четвертную с точкой;
-уметь исполнять соло;
-уметь слушать исполнение до конца.
Диагностика по музыкальной деятельности
направление «Художественно-эстетическое развитие»
старшая группа
№ | Ф.И. ребёнка | Точное интонирование интервалов в пределах трезвучия,б.6 | Умение точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии | Исполнительская деятельн.-ь | Правильное произн.-е гласных в словах | Правильное произн.-е согласных в конце слова | Эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение | Итог | |||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г |
Оценка диагностических данных проводится по 3 балльной системе: высокий, средний, низкий уровни.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет - подготовительная группа
Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное значение её. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Они чувствуют эмоциональную природу музыки, могут более точно отметить её жизненно - практическую функцию, оценивают характер музыки.
Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и её настроение (весёлая, грустная, ласковая и т.д.) Они уже относят произведения к определённому жанру: бодро, чётко, грозно, радостно (о марше), немного грустно , ласково (о колыбельной).
Здесь ярко выступают индивидуальные особенности.. Если одни дети дают лишь краткие ответы («тихо-громко»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживания человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.
Отчётливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки ( некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).
Голосовой аппарат у ребёнка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краёв связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен расширяться (ре первой октавы - до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные способности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.
Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и, прежде всего, выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает ещё большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребёнок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать своё отношение к музыке.
Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений большое внимание уделяется игре на детских инструментах. Дети овладевают простейшими приёмами игры на ударных инструментах (барабан, бубны), они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.
Задачи в области пения:
- продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слова;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ре- си (до второй октавы), петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;
- формировать коллективное пение: вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
- внятно произносить слова;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- различать звуки по высоте;
- петь выразительно, передавать характер песни ( маршевый, танцевальный, колыбельный).
По действующему СанПиН по ФГОС для детей младшего возраста от 6 до 7 лет планировать не более 2 занятий в неделю, продолжительностью одного занятия не более 30 минут.
(СанПиН 2.4.1.3049-13)
Перспективный план вокально-хоровых занятий
подготовительная группа
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар | Примечания |
Сентябрь - октябрь | Восприятие музыки: -обогащать музыкальные впечатления детей; -развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться об их характере; -учить слушать и слышать себя и своих товарищей. Развитие музыкального слуха и голоса: -расширять диапазон детского голоса; -способствовать прочному усвоению разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения(вверх-вниз0 и различные интервалы. Особое внимание обратить на чистое интонирование чередующихся интервалов ч.4 ч.5 в песне «Спасибо» (муз. Ю Чичкова, сл. Е. Карасева) -учить точно попадать на первый звук мелодии песни. Усвоение певческих навыков: -учит петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; -учить петь ором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; -учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; -добиваться выразительного исполнения песен; -учить передавать характер и смысл каждой песни. Песенное творчество: - развивать стремление самостоятельно исполнять песни; -стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста). Певческая установка: -учить сидеть прямо, не прислонясь к спинке стула, чтобы активнее работала диафрагма, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно. | «Лиса по лесу ходила»-р.н.прибаутка «На зелёном лугу» -р.н.п. «Кукушечка» - муз. Е.Тиличеевой,сл. М. Долинова «Листопад» - муз. Т. Попатенко, сл.Е.Авдиенко «Праздник весёлый» -муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова «Спасибо» -муз. Ю Чичкова, сл. Е. Карасева «Будёновец»-муз.Я. Дубровина, сл.Е. Карасева «Во кузнице»-р.н.п. «Поезд»- муз. Т. Бырченко, сл. М. Ивенсен Сочинение марша, колыбельной. В качестве примера можно использоватьМарш» и «Колыбельную» В. Агафонникова« | |
Ноябрь – декабрь | Восприятие музыки: -продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого, шуточного, игрового характера; -учить высказываться о форме песни, темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, характере песни в целом, её жанре (песня-вальс). Развитие музыкального слуха и голоса: Уточнять умение различать высокие и низкие звуки в пределах терции; -упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; -закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; -учить удерживать интонацию на одном звуке. Усвоение певческих навыков: - продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; -удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; -правильно выполнять логические ударения; - продолжать учить чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз на ч.4 и ч.5; -упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля),удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонических ход на сексту вверх; -петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни. Песенное творчество: -побуждать импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); -продолжать развивать ладотональный слух. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике, посвящённому Дню Матери. | «Спите куклы»-муз. Е. Тиличеевой, сл. М Долинова «В школу» - муз. Е. Тиличеевой , сл. М Долинова «Конь»- муз. Е. Тиличеевой,сл. Н. Найдёновой «Горошина»- муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель « Как под наши ворота»-р.н.п. «Вальс»- муз. Е. Тиличеевой «Будет горка во дворе»-муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко «К нам приходит Новый год» - муз. В. Герчик, с З. Петровой «Пошла млада за водой»-р.н.п. «Новогодний хоровод»- муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой «Голубые санки»-муз. М. Иорданского,сл. М. Клоковой «Снежок»- муз. и сл. Т.Бырченко «Кто шагает ряд за рядом»-муз.Г. Зингера, сл. А. Шибицкой «Плясовая»-муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой Вальс, полька - по выбору педагога | |
Январь- февраль | Восприятие музыки: -развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого- радостного, весёлого- лирического характера; -учить осмысленно воспринимать жанровую канву каждой песни: песня-марш, песня - танец; -подводить к умению самостоятельно давать оценку качеству исполнения товарищей, отмечая не только правильное или неправильное пение, но и выразительное. Развитие музыкального слуха и голоса: -продолжать учить и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; -упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; - упражнять в чистой дикции; -формировать хорошую артикуляцию. Усвоение певческих навыков: -уточнять умение вовремя начинать пение после вступления, точно попадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; - учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; -совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; -добиваться выразительного исполнения песен различного характера; -петь с музыкальным сопровождением и без него. Песенное творчество: -учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; -развивать ладотональный слух, используя вопросительно- ответную форму. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике «Защитника Отечества». | « Труба» -муз. Е. Тиличеевой,сл. Н. Найдёновой «Горошина»- муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Куда летишь, кукушечка?»-р.н.п. «Лошадки»-муз. Ф. Лещинской,сл. Н.Кучинской, пер. с польского Н. Найдёновой «Будет горка во дворе» -муз. Т. Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Будем в армии служить»-муз. Ю.Чичикова,сл. В. Малкова «Мы дружные ребята»-муз. С. Разоренова, сл. Н. Найдёновой «Самая хорошая»- муз.В. Иванникова, сл.О.Фадеевой «Скажем спасибо» -муз. И. Арсеева,сл.З. Петровой «Зайка, зайка, где бывал?»-муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой Использовать программные стихи. | |
Март-апрель | Восприятие музыки: -воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни; -развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням; -продолжать учить самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность и к собственному пению. Развитие музыкального слуха и голоса: -закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием (на фланелеграфе) ритмического рисунка мелодии. Дети должны играть песни-упражнения на металлофоне, узнавать их, называть по ритмическому рисунку; -продолжать упражнять умение удерживать мелодию на повторяющемся одном звуке; -упражнять в чистом пропевании б.2 вверх и вниз, в Чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на ч.5 вверх,м.3 вверх и вниз,б6 вверх,ч.4 вниз и мажорное трезвучие сверху вниз. Усвоение певческих навыков: -продолжать учить петь естественным голосом без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; -петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения; - петь выразительно, лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. Песенное творчество: -продолжать учить импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа, заданного педагогом и т.д.); -добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню-марш, песню - вальс, песню- польку, грустную и весёлые песни и т.д. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике, посвящённому Международному Женскому дню. | «В школу»-муз. Е. Тиличеевой,сл.М. Долинова « Скок-поскок»-р.н.п. «Вальс»-муз. Е. Тиличеевой, «Лошадки»-муз. Ф. Лещинской,сл. Н.Кучинской, пер. с польского Н. Найдёновой «Куда летишь, кукушечка?»-р.н.п. «Пришла весна» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен «Веснянка»-укр.н.п. «Здравствуй, родина моя»-музЮ.Чичкова, сл. К. Ибряева «В сыром бору тропина»-р.н.п. «Ракеты» - музЮ.Чичкова,сл.Ч. Серпина «Великий день»- муз. Е. Тиличеевой,сл. Л. Некрасовой Для образца: « Осенью», « Весной»- муз. Г. Зингера,сл. А. Шибицкой «Зайка», «Мишка» - муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто | |
Май | Восприятие музыки: - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; -проверить умение самостоятельно дать оценку качеству пения; -уточнить, какие песни за год дети помнят, узнают, узнают, называют, отметить их умение выделить любимые, добиваться от детей самостоятельного определения: за что нравится песня, в чём её особенность и т. д; -продолжать учить передавать в пении более тонкие динамические изменения. Развитие музыкального слуха и голоса: -закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже; - учить распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; -упражнять в чистом интонировании кварты 9вверх- вниз), квинты (вверх); - упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до второй октавы, до-диез второй октавы, ре второй октавы). Усвоение певческих навыков: -закреплять навык естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения; -следить за правильным дыханием; -чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движение мелодии от секунды до сексты, септимы вверх-вниз; -удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; - точно передавать пунктирный ритм; -продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, её содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах, тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен ( лирическая, радостная, весёлая, шутливая, ласковая и т.д.). Песенное творчество: -расширять опыт в творческих поисках певческих интонаций; -развивать ладовый слух, используя вопросно- ответную форму готового образца; -развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в поисках певческой интонации, мелодических оборотов, музыкальных фраз, предложений, целых маленьких песен. Певческая установка: та же Итог: выступление на празднике «Этот День Победы», выступление на родительском собрании, участие в музыкально- игровом мероприятии, посвящённому Дню защиты детей. | «В бору» - муз. Е. Тиличеевой,сл. Н. Найдёновой «Кузнец» -муз. И. Арсеевой, сл. народные «Мы поём» -муз. И. Асеева,сл.А. Харитонова «Пастушья песенка»-франц.н.п. «Не забудем детский сад»- муз. Е. Туманян, сл.З. Петровой «Спят деревья на опушке»-муз. М. Иорданского, сл.И. Черницкой «Летние цветы»- муз.Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой « Яблонька»- муз.Е. Тиличеевой,сл. Н. Забилы «В сыром бору тропина»-р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку» -р.н.п. «Мы теперь ученики»-муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева « Весёлая песенка,»Грустная песенка»- муз. В. Агафонникова, сл.А. Ганчева |
Предполагаемые результаты:
-петь выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком в диапазоне до- ре (второй октавы);
-брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова;
-уметь правильно интонировать мелодию, петь тихо и не очень громко в разных темпах самостоятельно ( с сопровождением музыкального инструмента и без него);
-различать высокие, средние и низкие звуки; по длительности –четвертные, восьмые, протягивать четвертную с точкой, пропевать пунктирный ритм;
-различать поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- развивать стремление самостоятельно исполнять песни;
- чётко пропевать согласные и гласные звуки музыкального текста;
-уметь исполнять соло;
-уметь слушать исполнение и звучание музыки до конца.
Диагностика по музыкальной деятельности
направление «Художественно-эстетическое развитие»
подготовительная группа
№ | Ф.И. ребёнка | Точное интонирование интервалов в пределах 1-й октавы | Умение точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии | Чистое интонирование в поступенном и скачкообразном движении мелодии | Правильное произн.-е гласных в словах | Правильное произношение согласных в конце слова | Умение петь выразительно, эмоционально | Итог | |||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г |
Оценка диагностических данных проводится по 3 балльной системе: высокий, средний, низкий уровни.
Используемая методическая литература:
- Е.П. Раевская, «Музыкально двигательные упражнения в детском саду». Просвещение,1991г.
- Н.В. Микляева «Музыкальное развитие дошкольников» –М. : ТЦ Сфера, 2015г.
- Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. «Музыкальное воспитание в детском саду». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016г.
- Мерзлякова С.И. «Учим петь детей от 3 до 7 лет.»( нотное приложение)- М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- А.А.Даньшова, Т.Я. Даньшова, Г.В. Листопадова «Играем и поём вместе» -Волгоград: Учитель,2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий "Знакомство с Соловушкой"
Подгрупповое занятие на автоматизацию свистящих звуков с использованием ИКТ....
Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»
Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...
Соловушка
План – программа вокального кружка «Соловушка»...
К О Н С П Е К Т по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе (Семейный детский сад «Соловушка») тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Образовательные области: Познание (ФЭМП).Цель: Обогащать сенсорный опыт детей.Интеграция областей: : «Познание» (продуктивная (конструктивная) и познавательно – исследовательская деятельность; сенсорн...
Фотоотчёт о работе вокального кружка "Соловушки"
Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностирования их музыкальных данных. Возраст детей, посещающих кружок - 5-7 лет. Занятия проводятся в музыкальном зале 1 ра...
Программа "Соловушка" по развитию вокальных способностей детей от 4 до 5 лет
Програамма "Соловушка" по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ....
РАБОЧАЯПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)...