Рабочая программа по программе Детство старшая группа
рабочая программа (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область: «Познавательное развитие»

 развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности, развитие социальных

представлений о мире людей, нормах взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания (дисциплины: исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование, предметный и социальный мир, безопасное поведение)

Старшая  группа «А»

Количество детей 29.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

 Необходимость данной программы заключается в том, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Именно в этом возрасте нужно заложить основу самого лучшего в людях – человечность, потому что это возраст интенсивного развития чувств и межличностных отношений   Группу посещают 29  детей. Вся работа в данной группе строится с учетом особенностей воспитания и обучения детей, а также, с учетом лексических тем.          Настоящая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Детство», Т.А. Бабаевой,  Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный №30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04.12.2013№100-1241 «О введении ФГОС ДО В образовательных организациях РХ». Основной образовательной программы ДОУ.

Наименование программы

Обязательная часть

1

Примерная основная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой(СПб: Детство – ПРЕСС 2014)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Автор Н.Н.Авдеева О.Л. Князева Р, Б. Стеркина (социально-коммуникативное развитие)

НОД по социально-природному миру помогут детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, сформировать представление о себе, о своей семье, родственных отношениях, об общении со взрослыми и сверстниками, о  поведенческих и коммуникативных умениях, приобщить к истокам народной мудрости и народного творчества, познакомить с рукотворным миром, дать представление о людях - тружениках, развить патриотические чувства к родному краю, уточнить знания детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях, воспитать бережное отношение планете Земля.

Локальный компонент ДОУ: продолжать знакомить детей с народными игрушками, устным народным творчеством, русскими народными сказками, поэтами, писателями; воспитание любви к природе родного поселка; воспитание уважительного отношения к взрослым и сверстникам, людям труда.

     

                                        Цель и задачи рабочей программы

«Предметный и социальный мир»:

  1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
  3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отрешению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим
  4. Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
  5. Формирование представлений о родном городе и стране, развитие патриотических чувств.
  6. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

«Безопасное поведение»:

1. Формировать представления детей об основных. источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.

2.Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

3.Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4.Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

5. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

6. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

7. Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно – гигиенических навыков и жизненно важных привычек.

8. Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.

9.Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения

«Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»

1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего

мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы

познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования

и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне

видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание,

классификация.

3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,

приводить примеры и аналогии.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

(природе, людям, предметам).

5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах

детской деятельности.        

Требования к содержанию рабочей программы

Продолжительность учебного года 40 недель, 36 недель  непосредственно – образовательной деятельности, 4 недели каникулы.

НОД с детьми осуществляется  2 раза в неделю в первой половине дня продолжительностью 25 минут.

 «Безопасное поведение», «Познание предметного и социального мира» и  «Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»  чередуются между собой.

Общее количество НОД  в год: 72.    Из них:

 «Безопасное поведение» -25;

 «Предметный и социальный мир» - 21

«Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»  - 26

Кроме того, программа составлена с учетом интеграции данных областей с образовательными областями:

Познавательное развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Речевое развитие.

Тема

Кол-во НОД

1

«Предметный и социальный мир»

Люди (взрослые, дети).

16

Родной город

2

Моя страна

2

2

«Безопасное поведение»

Здоровье

16

Правила дорожного движения

8

1-2 неделя сентября и 3-4 неделя мая мониторинг

3

«Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»

Ознакомление с животным миром и растительностью

15

Ознакомление со свойствами воздуха, воды, космосом

9

1-2 неделя сентября и 3-4 неделя мая мониторинг

Итого

72 занятий

Диагностика уровня знаний и умений детей проводится 2 раза в год (сентябрь и  май). Это позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Диагностическое обследование проводится с использованием научно – методического пособия «Мониторинг в детском саду» Санкт – Петербург Детство-Пресс 2010.

Знакомство с этикетом, ситуациями общения детей с взрослыми и сверстниками, а так же с устным народным творчеством, самообслуживанием и детским трудом проводятся в течение дня в совместной деятельности с детьми.

Сопутствующие формы обучения:  дидактические, сюжетно-ролевые и словесные игры, наблюдения, экспериментальная деятельность, экскурсии, развлечения.

                                    Планируемые результаты освоения программы

«Предметный и социальный мир»:

  • Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям
  • Ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми.
  • проявлять любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
  • В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения, соблюдать общие правила в игре и совместной деятельности.
  • Проявлять чувства по отношению к другим, распознает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении ,охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.
  • Интересуется предметами и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
  • Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.
  • Знает название своей страны, государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
  • Сохраняет жизнерадостное настроение, стремление к самостоятельности, настроен на успех, положительный результат, признание другими его достижений.
  • Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы и одобрения старших.  

«Безопасное поведение»

  • Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья.
  • Ребенок умеет:
  • Соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
  • пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами;
  • пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами;
  • различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу;
  • быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;
  • правильно вести себя на воде, на солнце.
  • В повседневной жизни стремиться соблюдать правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения.
  • Ребенок умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций. Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
  • Ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
  • Имеет представление о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его.
  • Ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:
  • умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;
  • умеет определять состояние своего здоровья, высказываться о своем самочувствии, называть и показывать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган ;различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;
  • умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
  • проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
  • умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы ,правильно ведет себя в лесу;
  • готов оказать элементарную помощь себе и другому;
  • проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребенка, стараться отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой.

«Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»

  • Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет

дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в

предпочитаемой деятельности.

  • Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной

инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет

догадку и сообразительность в процессе их решения.

Вызывает озабоченность и требует совместных действий педагога и родителей.

«Предметный и социальный мир»

  • Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого.
  •  часто конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить выигрыш.
  • Не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим, если их просьбы или эмоциональные, физическое состояние препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент.
  • Не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков, часто критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками.
  • Социальные представления ограничены, познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
  • Выражено отставание в развитии связной речи.

 «Безопасное поведение»

  • Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, установлению причинно – следственных связей между опасностью и характером поведения в данной ситуации, возможной угрозой жизни и здоровью.
  • Действует неосторожно, сам становится источником возникновения типичных опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется.
  • обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию взрослого. Не готов выполнять инструкции воспитателя в обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью, не обращаться за помощью к педагогу.
  • Ребенок не проявляет интереса к проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своем поведении основ здорового образа жизни.
  • Представление о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопасного поведения носят поверхностный, формальный характер
  • Ребенок испытывает затруднение в самостоятельном выполнении культурно – гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, своими вещами и игрушками, в пользовании носовым платком, салфетками, столовыми приборами, требуется постоянное напоминание и помощь взрослого.
  • Не проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому или ребенку, неохотно откликается на просьбы о помощи и заботе.

«Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»

  • Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире

поверхностны, часто ошибочны.

  • Ребенок не способен самостоятельно организовать поисково-

исследовательскую деятельность, не выделяет результат познания.

Описание образовательной деятельности

 «Предметный и социальный мир»:

Люди (взрослые, дети).

  • Разнообразие мужских и женских имен, имя и отчество.
  • Проявление гендерных  особенностей, характерные мужские и женские качества, наиболее распространенные  мужские и женские профессии, оценка поступков людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.
  • Многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми: дома, на работе, в свободное время.
  • Труд взрослых людей как основа создания богатства окружающего мира.
  • Разнообразие эмоциональных состояний взрослых и сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи.

Семья.

  • Представление о семье, семейных и родственных отношениях.
  • Понимание того , как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
  • Знание некоторых  культурных традиций в своей семьи, любимых занятий членов семьи.
  • Поведение в семье в случае болезни кого – то из членов семьи, некоторые правила помощи больному .Отношение к пожилым людям в семье
  • Представление о том, что родители есть не только у людей, но и у животных.

Детский сад.

  • Профессии людей, работающих в детском саду, их забота о здоровье, воспитании и развитии детей, поддержание порядка, красоты в детском саду и на его участке.
  • Организация детских праздников.

Родной город.

  • Понимание того, что родной город – это место, где проживает ребенок и его семья, работают родители, учатся дети.
  • Правила поведения в городе, правила уличного движения, уважение к горожанам.

Родная страна.

  • Государственный флаг и герб России.
  • В России живут люди многих национальностей, у них есть внешние особенности, свой национальный язык, одежда, традиции.
  • сказки, игрушки, игры разных народов, народные  промыслы.
  • Толерантность по отношению к людям разных национальностей.

«Безопасное поведение»

  • Дошкольники узнают о разнообразии источников, видов и причин опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
  • Знакомятся с универсальными способами предупреждения опасных ситуаций в быту, на улице, в транспорте, в природе, в ощени с незнакомыми людьми.
  • Получают знания о правилах поведения и действий в случае возникновения опасных ситуаций, способы привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах.
  • Узнают о типичных ошибках, совершаемых людьми в опасных для жизни и

здоровья в ситуациях.

  • Дошкольники  знакомятся с признаками здоровья и нездоровья человека, особенностями самочувствия, настроения и поведения здорового человека.
  • Знакомятся с правилами здорового образа жизни, полезными и вредными для здоровья привычками.
  • узнают об особенностях правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больным родственником дома.
  • Знакомятся с человеческим организмом, некоторыми органами и их функционированием.
  • Получают знание о бережном отношении к своему организму, узнают некоторые правила профилактики и охраны здоровья
  • Получают представление о собственном здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания.

 

«Исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование»

  • Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных,

грибов.

  • Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений

(во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков

благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у

растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).

  • Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к

определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые)

по признакам сходства.

  • Установление сходства между животными, растениями и

человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и

т. д.).

  • Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее

особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в

определенной среде обитания.

  • Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена

Условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и

других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.

  • Накопление представлений о жизни животных и растений в разных

климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности

            приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).

  • Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе

роста.

  • Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес,

водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования

(в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают

тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.).

  • Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная,

практическая природа как среда жизни человека).

  • Осознание правил поведения в природе.
  • Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами:

сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и

временные зависимости.

Описание методического обеспечения

ТСО: магнитофон, мультимедиа, видеомагнитофон. Учебно-наглядные пособия по темам.

        Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Все мероприятия, праздники, события проходят в соответствии с годовым планом МБДОУ ЦРР д/с № 10 «Щелкунчик» и возрастными особенностями детей старшей группы.

Организация предметно -  развивающей среды для реализации рабочей программы

В группе  создана предметно – развивающая среда для реализации образовательной программы

с учётом возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда старшей  обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, способствует развитию детей в соответствии с особенностями психического и физического развития, гарантирует охрану и укрепление их здоровья. В группе регулярно происходит сменяемость игрового материала, а также обеспечено появление новых предметов, стимулирующих игровую, исследовательскую, познавательную активность детей.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края,

страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать

детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например

микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, для старших дошкольников

желательно выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием

технических средств, а в группе оставить только небольшую часть оборудования для

экспериментирования с шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Список литературы

  1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2014.
  2. План-программа развития и воспитания детей в детском саду, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000.
  3. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010.
  4. Приобщение ребенка к социальному миру./ С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л. И . Катаева.-М.:»ЛИНКА_ПРЕСС», 2000г.
  5. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5 – 7 лет».
  6. Вакуленко Ю.А. «Комплексные занимательные занятия».
  7. Волчкова В.Н. «Познавательное развитие».
  8. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия по социальному миру».
  9. Каменева Л.А. «Мир природы и ребенок».
  10. Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу».
  11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей».
  12. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности.


Комплексно-тематическое планирование дисциплины: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование; предметно-социальный мир; безопасное поведение

Неделя

Месяц

НОД

Задачи

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Материал и оборудование

Интеграция

Литература

Сентябрь

I неделя

Мониторинг

II неделя

Мониторинг

III неделя «Во саду ли в огороде»

Здоровье.

Мир природы.

1.«Витамины укрепляют организм»

2.«Овощи и фрукты»

1.Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Развивать память, мышление. Воспитывать культуру питания, чувство меры.

2.Уточнить представления детей об овощах и фруктах, способах их использования в пищу. Закрепить представления об их значении для здоровья. Научить делать салат. Развивать память, внимание. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Дид. игра

«Что и где растет?», загадывание загадок.

Овощи и фрукты для игры (на тарелочке), картинки с изображение продуктов, содержащих витамины.

Натуральные овощи и фрукты, принадлежности для приготовления салата; картинки по темам «Сад» и «Огород».

ХЭР, ПР, РР

ХЭР, ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 66

Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу.

Стр. 49

IV неделя «Одежда»

1.«Внешность человека может быть обманчива»

2. «Одежда»

1.Довести до сознания детей мысль о том, что приятная внешность человека не всегда означает его доброе намерение, и наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения. Развивать внимание. Воспитывать осторожность при общении с незнакомыми людьми.

2.Рассказать о видах и назначении одежды, о е выборе в связи с условиями использования. Развивать память, внимание, наблюдательность. Воспитывать умение одеться в соответствии со случаем; чувство меры в одежде.

Иллюстрации с изображением сказочных героев – Золушка, Чудище с аленьким цветочком, Снежная Королева.

 ПР, РР

ХЭР, ПР, РР

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр. 4

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр. 76

Комратова  Н.Г.

Мир, в котором я живу.

Стр. 134

V неделя «Золотая осень»

1.

1.«Волшебница-осень»

2.  «Беседа о лесе»

1.Обобщить и систематизировать знания детей о приметах осени, вспомнить пословицы и поговорки. Учить понимать закономерности явлений природы. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к родной природе.

2.Дать детям представление о том, что лес-это сообщество растений и животных. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Развивать внимательность, мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Чтение стихов об осени местных поэтов

З. Ешиной, Л. Конных

Работа с календарем , наблюдения на участке, знакомство с пословицами и поговорками об осени.

Чтение рассказа «Осенние похождения»

Мяч, иллюстрации с изображением осени, музыка А. Вивальди «Времена года»

Предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, бумажные караблики.

ХЭР, ПР, РР

ХЭР, ПР, РР

Горькова Л. Г.

Сценарии занятий по экологии.

Стр. 63

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет

Октябрь

I неделя «Хлеб всему голова»

 

1.«Хлеб всему голова»

2. «Мои друзья»

1.Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Развивать мышление, память. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

2.Закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья». Развивать мышление, речь. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

Беседы о хлебе.

Иллюстрации и натуральные хлебобулочные изделия.

Сюжетные картинки.

ПР,  РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 24

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 13

II неделя «Снова птицы в стаи собираются»

1.«Беседа о перелетных и зимующих птицах»

2. «Безопасность на природе»

1.Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. Учить различать их по существенному признаку. Продолжать учить классифицировать на зимующих и перелетных. Развивать мышление, память. Воспитывать желание помогать птицам зимой.

2.Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Птицы нашего края.

Изготовление кормушек (родители-дети), открытие птичьей столовой.

Иллюстрации с зимующими и перелетными птицами.

Иллюстрации с изображением леса.

ПР, РР

ПР, РР

Бондаренко

Т. М.

Экологические занятия.

Стр. 64

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 195

III неделя «Деревья и кустарники»

1.«Рассматривание веток тополя, березы, ели»

2.«Сохрани свое здоровье сам»

1.Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по запаху коры, особенностям почек, их расположению. Формировать разные исследовательские действия. Развивать внимание, мышление. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2.Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления. Развивать мышление, память. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Наблюдение на прогулке.

Иллюстрации с изображением леса.

ПР, РР

Бондаренко

Н. М.

Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

      Стр.106

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 64

IV неделя «Я вырасту здоровым»

Каникулы

Ноябрь

I неделя «Водоемы»

Исследование объектов живой и не живой природы, экспериментирование.

1.«Волшебница вода»

2.«Водоемы и его жители»

1.Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, иней, лед, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде. Развивать мышление..Воспитывать бережное отношение к воде.

2. Познакомить детей с естественными и искусственными водоемами. развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников. Воспитывать бережное отношение к воде.

Рассматривание иллюстраций о водоеме. Беседы с детьми. Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.

ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 159

Комратова  Н.Г.

Мир, в котором я живу.

Стр. 124

II неделя «Звери готовятся к зиме»

1.«Дикие животные»

2. «Слушай во все уши!»

1.Учить классифицировать диких животных по внешнему виду, способу передвижения, по среде обитания; устанавливать связь животных с условиями среды, зависимость их образа жизни от сезонных изменений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать бережное отношение к животным.

2.Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные; учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Развивать мышление, память. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Просмотр фильма про диких животных.

Иллюстрации с изображением диких животных.

ПР, РР

Комратова  Н.Г.

Мир, в котором я живу.

Стр. 121

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет.

Стр.87

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 68

III неделя «Домашние животные»

1.«Домашние и дикие животные»

2.«Умеешь ли ты обращаться с животными?»

1.Уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии животных и их связи со средой обитания. Активизировать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

2.Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными. Учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними обращаться. Воспитывать бережное отношение к животным.

Животный мир наших лесов.

Рассматривание альбомов «Ребятам о зверятах», «Домашние животные». Загадывание загадок о животных.

Иллюстрации животных, игрушка-мышка, картина «Белки осенью»

Из серии

«Дикие жив-е»

ПР, РР

Горькова Л. Г.

Сценарии занятий по экологии.

Стр. 97

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 192

IV неделя «Профессии»

1.Кем ты будешь, когда станешь взрослым?

2. «Труд взрослых»

Формировать представление о том, что такое профессия, вызвать интерес к разным профессиям. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

2.Расширить представления детей о труде взрослых. Показать важность и значение каждой специальности для других людей, для всей страны. Воспитывать уважение к труду.

Беседа «Профессии моих родителей», дидактическая игра «Профессии»

 Картинки, плакаты с изображением людей разных профессий и их инструментов.

ПР, РР

ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 34

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет.

Стр.68

Декабрь

I неделя «Пришла зима»

1.«Зимушка-зима»

2. «Здоровье и болезнь»

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

2.Рассказать о профилактике заболеваний. Развивать память, внимание. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

.Иллюстрации с изображением зимних пейзажов.

ПР, РР,ХЭР

Комратова  Н.Г.

Мир, в котором я живу.

Стр. 113

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр.43

II неделя «Страна в которой я живу»

1 «Моя страна»

2. «Дом под крышей голубой»

1.Дать детям представление о России, как о стране; познакомить с государственной символикой: флагом, гербом, гимном. Воспитывать патриотические чувства.

Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и не живой природы. Развивать память, мышление. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Аудиозапись гимна, иллюстрации с изображением флага и герба.

Картинки «Природа и не природа»

ПР, ХЭР, РР

ПР, ХЭР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 34

Бондаренко

Н. М.

Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

III неделя «Транспорт»

  1. «Транспорт»

2. «Наши помощники на дороге»

1.Познакомить детей в доступной форме с историей транспорта, его видами и назначением. Повторить правила дорожного движения. Развивать мышление, память. Воспитывать любознательность.

2.Расказать о назначении светофора. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать память, внимание. Воспитывать осторожное поведение на дороге.

Наблюдение за транспортом на прогулке.

Игра «Светофорчик», беседы на тему ПДД.

Картинки с изображением разного транспорта.

Картинки с изображением светофора и дорожных знаков.

ПР, ХЭР, РР

ПР, ХЭР,  РР

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет.

Стр.83

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр.79

IV неделя «Готовимся к новому году»

Безопасность.

1.«Пусть елка новогодняя нам радость принесет»

  1. «Воздух-невидимка»

1.Рассказать детям, как правильно украшать елку и как вести себя  возле наряженной елки, чтобы не случилось пожара. Познакомить со сказкой «Снежинка».

2.Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать память, мышление. Воспитывать любознательность.

Беседы на тему «Праздник Новый год»

Иллюстрация новогодней елки.

ПР, ХЭР, РР

ПР, РР, ХЭР

Шорыгина Т. А.

Правила пожарной безопасности. Стр.24

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

Стр. 158

V неделя «Зимние забавы»

Каникулы

Январь

I неделя

Каникулы

 II неделя «Русская изба»

1.«Чудо-чудное, диво-дивное!»

2.«Русская изба»

1.Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.

2.Дать представление о жилище наших предков. Развивать интерес к истории своего народа. Воспитывать уважение и любовь к культуре русского народа.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы, рассматривание иллюстраций.

Выставка народных игрушек.

Мультимедиа-презентация.

РР, ХЭР, ПР

РР, ХЭР,ПР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 44

Патриотическое воспитание детей д.в. Стр.90

III неделя «Моя семья»

«Я и моя семья»

2.«Подружитесь с зубной щеткой»

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

2.Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, дать представление о детской зубной пасте и детской зубной щетке, подвести к пониманию их назначения и функции. Познакомить с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней).

Организовать фотовыставку «Моя семья»

Беседы о правилах личной гигиены.

Фотовыставка «Моя семья»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

ПР, ХЭР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 10 Патриотическое воспитание детей д.в. Стр.35

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 75

IV неделя «Животные севера»

  1. «Животные севера»

 

2. «Что делать, если ты потерялся?»

1.Познакить детей с дикими животными севера. Развивать память, выдержку. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

2.Дать детям представления о правилах поведения на улице;

учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся;

способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных севера. Просмотр документального фильма.

Иллюстрации с изображением животных севера.

Картинка с изображением плачущего ребенка, игрушки, визитная карточка.

ПР, ХЭР, РР

ХЭР, ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 54

Л. М. Шипицина Азбука общения, с.233

Февраль

I неделя «Животные юга»

  1. «Эти забавные животные»

2.Человеческий организм

Познакомить детей с животными юга и средой их обитания. Развивать память, мышление. Воспитывать бережное отношение к животным.

1.Формировать представление об индивидуальности каждого человека. Раскрыть уникальность человеческого организма. Дать детям представление о человек как о части природы. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Просмотр фильма про животных юга.

Иллюстрации с изображением животных юга.

Картинка с изображением человека.

ПР, ХЭР, РР

ХЭР, ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 56

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 64.

II неделя «Комнатные растения»

  1. «Обучение новым способам ухода за комнатными растениями»

  1. «Режим дня»

1.Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Развивать память, мышление. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

2.Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. Развивать память, мышление. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа о комнатных растениях

Картинки с изображением комнатных растений. Оборудование для ухода за ними.

ПР, ХЭР, РР

Бондаренко Н. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

Стр.62

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр.60

III неделя «Моя Хакасия»

  1. «Республика Хакасия – моя родина»

2.«Учимся играть и работать дружно»

1.Уточнить знания детей о республике, о ее столице. Рассказать о том, что в Хакасии дружно живут и помогают друг другу люди разных национальностей. Познакомить с флагом и гербом нашей республики. Воспитывать уважение и любовь к своей малой родине.

2.Учить умению контролировать свое поведение. Развивать выдержку. Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам.

Рассматривание альбома «Мой край – Хакасия»

Рассматривание альбома «Дорожная азбука»

ПР, ХЭР, РР

ХЭР, ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 143

IV неделя «Защитники Отечества»

  1. «Наша армия сильна»

  1. «Наши руки»

 Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой.

 Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию.

 Развивать память, воображение.

Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, учить, сознательно относиться к развитию своей руки; учить изображать предметы символами. Развивать память, мышление. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Пальчиковые игры.

Игры для развития мелкой моторики.

ПР, ХЭР, РР

ХЭР, РР, ПР

Сазонова

Волчкова В. Н. Познавательное развитие.

Стр. 73

Март

I неделя «Весна пришла»

1.«Кто больше всех радуется весне?»

2. «Игры во дворе»

1.Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Воспитывать интерес к окружающему миру.

2.Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе. Развивать мышление, память. Воспитывать наблюдательность.

Рассматривание иллюстраций на тему «Весна». Наблюдение на прогулке.

Иллюстрации на тему «Весна».

Иллюстрации играющих детей.

ХЭР, ПР, РР

ХЭР, ПР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

       Стр. 97

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр.81

II неделя «Наши мамы»

  1. «Мамин праздник»

2. «Знаешь ли ты свой адрес?»

1.Познакомить детей с историей праздника 8 Марта. Развивать память, мышление. Воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам.

Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса, умение назвать ориентиры, по которым можно найти свое место жительства. Развивать память. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Организация фотовыставки «Мамочка моя»

Беседы.

Фотовыставка «Мамочка моя»

ХЭР, ПР, РР

ХЭР, ПР, РР,

Комратова  Н.Г.

Мир, в котором я живу.

Стр. 113

ОБЖ средняя и старшая гр. Стр. 88.

III неделя «Рыбы»

  1. «Рыбы-дети воды»

  1. «На воде, на солнце»

1.Закреплять знания о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Развивать память, мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

2.Дать представление о безопасном поведении на водоемах в зимний и летний период. Развивать мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение за рыбами в аквариуме.

Беседы.

Картинки с изображением рыб.

Иллюстрации.

ХЭР, ФР, РР

ПР, ХЭР, РР

Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Стр.91

ОБЖ средняя и старшая гр. Стр. 63

IV неделя «Лес – это богатство»

  1. «Лес-это богатство»

2. «Почему хорошо на свете?»

1.Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.

Воспитывать у детей нормы поведения в природе.

2.Учить детей видеть красоту природы. Развивать понимание того, что Земля - наш общий дом. Воспитывать любовь к природе.

Наблюдение на экскурсии. Беседы.

Беседы.

Аудиозапись «Птичьи голоса»; загадки и фотографии ягод

Фотографии и картинки.

ПР, РР, ХЭР.

ХЭР, ПР, РР

Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Стр.115

ОБЖ средняя и старшая гр. Стр. 20

V неделя «В гостях у сказки»

Каникулы

Апрель

I неделя «Кладовая Земли»

«Кладовая Земли»

2. «Предметы, требующие осторожного обращения»

Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли. Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам. Воспитывать бережное отношение к Земле, е богатствам.

Познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Иллюстрации с изображение подземных пещер, сталактитов, сталагмитов.

Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Стр.121

ОБЖ средняя и старшая гр. Стр. 10

II неделя «Космос»

1.«Этот загадочный космос»

2.«Культура поведения»

Познакомить детей с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать уважение к этой профессии.

2.Дать детям представление об особенностях человека. Развивать эмоциональный мир. Воспитывать культуру общения.

Просмотр фильма про космос.

Иллюстрации с изображением планет.

ПР, ХЭР, РР

Волчкова В. Н. Познавательное развитие в старшей группе.

       Стр.162

Блинова М. Познавательное развитие Стр.10

III неделя «Первоцветы»

  1. «Рассматривание одуванчика»

2. «Пожароопасные предметы»

1.Сформировать представление о связи растений с различными экологическими факторами, дать представление о сезонном развитии. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к окружающему миру.

2.Познакомить детей с пожароопасными предметами. Развивать мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Наблюдение на прогулке за одуванчиками.

Беседы.

Карточки Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы»

Картинки.

ХЭР, ФР, РР

ХЭР, ПР, РР

Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Стр.121

ОБЖ средняя и старшая гр. Стр. 8

IV неделя «Животный мир весною»»

  1. «Животные весной»

  1. «Мы изобретатели»

1.Расширять знания детей по теме: «Дикие животные весной». Развивать любознательность, внимание. Воспитывать любовь к природе.

2.Закрепить понятие «человек-изобретатель». Развивать наблюдательность, конструктивно-технические умения. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»

Сюжетная картинка «Весна», сюжетные картинки к игре «Кто, где спрятался? », картинки с изображением диких животных.

Картинки.

ХЭР, ПР, РР

ХЭР, ПР, РР

Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Стр.134

Волчкова в. Конспекты занятий в старшей гр. Стр. 100

Май

I неделя «Насекомые»

  1. «Насекомые»

2. «Осторожно насекомые»

1.Рассказать об особенностях внешнего вида насекомых, чем они питаются. Развивать мышление, память. Воспитывать любовь к природе.

2.Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми, бережное отношение к природе

Наблюдение на прогулке.

Чтение художественных произведений , заучивание стихов, драматизация мини - сценок.

Картинки с изображением насекомых

Презентация, картинки о насекомых.

ХЭР, ПР, РР

ХЭР, ПР, РР

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Стр. 99 Патриотическое воспитание детей д.в. Стр.41

Конспект

Волчкова В.Н.  стр. 195 № 7

Познавательное развитие

II неделя «День победы»

1.«Этот

День Победы.»

2.«Что такое героизм?»

1.Познакомить детей с историей этого праздника. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, желание сделать им приятное (нарисовать и подарить открытку, подарить цветы).

2.Формировать представление о героизме; уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы ВОВ; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к  воинам, желание быть такими же смелыми.

Герои нашего поселка

Узнать

у родителей,

были ли у них в семье участники ВОВ.

Чтение худ. произведений о героических поступках

Аудиозапись

песни

«День Победы», иллюстрации по теме.

Иллюстрации по теме

ПР, ХЭР, РР

ХЭР, ПР, РР

Л.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.178

III неделя «О спорт, ты мир»

1.«Спорт – это здоровье»

2. «Здоровая

пища или Удивительные превращения яблока»

1.Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде. Учить пантомимой изображать знакомые виды спорта. Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. Воспитывать желание заниматься спортом.

2.Формировать представление о здоровом образе жизни, режиме правильного питания. Воспитывать культуру поведения за столом во время приема пищи

Фотографии спортсменов и различных видов спорта.

Беседа о правилах поведения за столом во время приема пищи.

ХЭР, ПР, РР

Фисенко М.А. ОБЖ средняя и старшая группы.

Стр.65

Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 -6 лет.Стр.44

К.А.Самолдина форм-ние представлений о себе у дошк-ков, с.72

III неделя

Мониторинг

IV неделя

Мониторинг



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)...

Рабочая программа по программе Н. Е. Вераксы. Старшая группа 2018 - 2019 уч. год

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

Рабочая программа "Детство" - старшая группа.

Рабочая програма "Детство" для старшей группы....

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа) Срок реализацииТема Содержание работы...