Статья "Валеология в младшей группе"
статья (младшая группа) на тему

Меджитова Лиля Рустемовна

Опыт работы по валеологии в младшей дошкольной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной. Валеологическое направление процесса обучения и воспитания дошкольников обеспечивает формирование осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.

        Валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих. В данном случае, самое главное ребенка правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего собственному здоровью и отказу от всего вредного.

Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранения здоровья, необходимо владеть современными знаниями о культуре здоровья.

Валеологическое воспитание в целом это воздействие на психическую сферу детей с помощью валеолого – педагогических методов. В этой системе образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у детей дошкольного возраста и их родителей интерес к здоровьесохранение, здоровьесозиданию. В ходе работы перед детьми и родителями были поставлены следующие мотивы: познавательный – изучение организма человека и составляющих его здоровья;  эстетический – сохранение красивой осанки, хорошего зрения, хорошего самочувствия, настроения; социальный – активное участие в жизни и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; гуманистический – проявление сочувствия и понимания к близким людям, проявления заботы о состоянии здоровья, здоровья ребенка в детском саду и дома.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимы данные валеологические подходы:

  • Эмоционально настроить детей на деятельность;
  • У педагога должен быть только благоприятный, стимулирующий к деятельности тон;
  • Педагог должен занять, увлечь детей; снять неприятные психологические ощущения; сформировать уверенность ребенка в себе, повысить его самооценку; в любом случае поощрить ребенка;
  • Малыши требуют от педагога большей заботы, вежливости, сдержанности и оптимизма;
  • В работе применяется индивидуально – дифференцированный подход к детям.

С детьми младшего дошкольного возраста любой вид деятельности, преимущественно это игра, необходимо направлять прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни не только на уровне знаний, и через реальные действия и поступки.

 Следует помнить, что формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием окружающих его взрослых. Поэтому роль родителей, педагогов, которые обеспечивают целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является приоритетной.

         Важным показателем сформированности ценностного отношения к здоровью выступает реальное поведение ребенка в виде проявления определенных чувств, переживаний, положительных реакций, как в детском саду, так и в семье.

Самое главное в работе с малышами  - это помочь им выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, понимать ответственность за собственное здоровье. К сожалению данные физического состояния детей свидетельствует, что здоровье наших детей далеко не соответствует общепринятым нормативам.

Основная идея работы состоит в том, что привычка к здоровому образу жизни – это главная и основная жизненно важная привычка. Отсюда следует,. Что дошкольное учреждение и семья призваны с раннего детства заложить основы здорового образа жизни, используя разные формы работы.

        Главная цель данной работы – это определение условий успешного формирования основ здорового образа жизни у детей, начиная с младшего возраста в условиях ДОУ.

Задачи данного этапа:

  1. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
  2. Дать  детям элементарные сведения о своем организме.
  3. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
  4. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Данный процесс формирования здорового образа жизни у младших дошкольников через организацию здорового образа жизни в условиях ДОУ, через интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

В детском саду валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитие навыком здорового образа жизни через активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой, рациональное и полноценное питание, личную гигиену, своевременное обращение к врачу.

Практическая часть по реализации данных задач:

Цикл занятий во второй младшей группе: « Дружи с водой»

Цель: создать позитивное отношение к культурно - гигиеническим навыкам. Подвести к пониманию значения воды для здоровой жизни человека, закрепить и обобщить знания о воде.

Задачи занятий:

  1. Формировать культурно – гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жестов.
  2. Развивать у детей понимание и значения и необходимости гигиенических процедур.
  3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

На данном этапе с детьми были проведены беседы о значении воды, несложные опыты с водой, где были показаны свойства воды: вода не имеет формы, цвета и запаха, но вода чрезвычайно важно для жизни и развития любого живого организма: растения, животного и человека.  Начиная с младшего возраста, прививалось бережное отношение к воде. Большое внимание уделялось потешкам о воде и умывании.

Цикл занятий во второй младшей группе: «Спокойной ночи»

Цель: помочь детям осознать значение сна в их возрасте, объяснить, что во время сна детский организм отдыхает, растет, восстанавливает силы и улучшается настроение.

Задачи данного цикла:

  1. Формировать у детей заботливое отношение к своему здоровью.
  2. Развивать умение делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
  3. Воспитывать ответственное отношение к гигиене сна.

При выполнении данной работы акцентируется внимание о пользе и необходимости сна для всех живых существ, в частности для детей. Уточняются представления о пользе дневного и ночного сна, расширятся знания о гигиене сна.  В работе использовались колыбельные, засыпалочки, приговорки для сна, потягушки после сна.

Цикл занятий во второй младшей группе: «Как стать сильным, смелым, ловким!»

Цель данной работы: активизация положительных эмоций, физической активности, закрепление знаний о назначении частей тела человека.

Задачи данной деятельности: помочь формировать у детей интерес к физической культуре  и здоровому образу жизни.

При данной работе особое внимание уделялось физическим упражнениям в повседневной жизни дошколят. Обращалось внимание детей на то, что здоровый образ жизни  - это многогранный комплекс и физических упражнений в том числе: во время утренней гимнастики, на занятиях физкультуры, на музыкальных занятиях, во время физминуток, физпауз, на прогулке в любое время года. От детей требовалось активности, выполнения указаний, повторение за воспитателем имитация, действий. Главным стимулом для детей служило то, что владение физическими навыками делало их ловкими, сильными, придавало определенную смелость.

Цикл занятий во второй младшей группе: «Что делать, если у тебя плохое настроение?»

Цель: учить детей различать эмоции, упражнять в регулировании собственного эмоционального состояния, познакомить со способами саморегуляции, также способствовать сплочению группы.

Задачи:

  1. Помочь детям «услышать» себя, понять и выражать свои эмоции, распознавать проявление эмоций по мимике, голосу,
  2. Расширить знания детей об эмоциях, уточнять представление о природе эмоций, способствовать открытому проявлению чувств и эмоций.
  3. Воспитывать положительное, позитивное отношение к другим детям.

При данной работе большое внимание детей уделялось  выражению эмоций, как воспитателем, так и детьми. Воспитатель помогал детям выразить причину своего настроения, предупредить определенные последствия. Чаще эмоции рассматривались на примере знакомых сказок, мультфильмов, оценивались и обсуждались поступки героев, дети делали выводы. Воспитатель помогал детям  рассматривать ситуации с разных сторон, искать позитивные моменты и т.д.

   При формировании основ здорового образа жизни также использовались игровые обучающие ситуации (ИОС) – это полноценная сюжетная игра с определенным сюжетом, атрибутикой, она выполняет определенную дидактическую цель, которую задает воспитатель и придерживается воображаемой ситуации во время игры.  

Это были ИОС с литературными героями, где более показательно отображались какие - либо обучающие и воспитательные моменты, где ребенок мог сравнить себя с героем, оценить его поступок и т.д. («Колобок», «Кошкин дом» - безопасность, сказки «У страха глаза велики», «Пых», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка» - эмоции и чувства,  «Мойдодыр» К. Чуковский, «Маша - растеряша» Л. Воронкова, «Девочка чумазая» А. Барто - гигиена, самоорганизованность.

ИОС с игрушками – аналогами определенных предметов, когда ребенок мог, самолично рассмотреть опасный предмет (нож, молоток, иголка), сделать вывод о сохранении своей безопасности.

ИОС – путешествия, прогулки в мир вещей предметов, манипуляция с предметами, в которых решались проблемные ситуации. Путешествие в страну Чистюлю, жители страны  - предметы личной гигиены, в страну щеток, которых большое разнообразие, но для чистки зубов подходит одна, для чистки одежды другая и т.д.

Использовалась простейшая поисковая деятельность, проходившая в виде дидактической игры, когда дети помогали Карлсону и регулировали его питание, обучали Незнайку правилам мытья рук, т.д. также дети находили полезные предметы для поддержания чистоты, опасные предметы в быту. «Какой витамин живет в овощах и фруктах?» цель деятельности: закрепление представлений у детей о витаминах, продуктах, содержащие необходимые витамины.

Проводились проектирования воображаемых ситуаций:

  • Когда мы идем в детский сад, то…
  • Заболел кто – то из близких (мама, папа)…
  • Во дворе бегает собака…
  • Нашел какое – то лекарство…
  • Твой друг поранился…
  • Ты сам поранился, упал…

Целью данной работы: определить  с детьми модель их поведения в определенной ситуации, сумеют ли объяснить проблему, предвидеть последствия, при возможности оказать посильную помощь.

Проводились игры – эксперименты, опыты в игровой форме: дети экпереминтировали с предметами, находили различные применения для них («Чистые руки – грязные руки – чистые руки», «Какая стала вода?», «Мыльные пузыри»).

Часто проводились игры на обогащение социального опыта детей, путем собственного апробирования окружающих предметов, ежедневных ситуаций:

- «Чудо - пенка» упражнение навыков пользования средствами личной гигиены – мылом, формирование основ здорового образа жизни, познакомить со свойствами мыла.

- «Чудо – гребешок» закрепить у детей значение расчески в соблюдении правил гигиены. Предложить ситуацию, когда девочка не расчесывалась, что с ней произошло?

- «Мы обедаем…» побуждать детей к оцениванию поведения сверстников, героев из сказки, мультфильма, стимулировать к позитивному отношению к приёму пищи и культуре пользования столовыми приборами; воспитание аккуратности и знания последовательности действий в подготовке и приеме пищи.

- «Как стать добрым?» Цель: воспитание умения вступать в контакт со сверстниками, в общую игру, побуждать детей к развитию различных игровых действий. Ситуация, когда кто – то из детей поломал постройку, отобрал игрушку, ставится поисковая задача: найти выход из ситуации.

- «Мои зубки» Цель: уточнять и расширять представления детей о режиме ухода за зубами. Закрепить с детьми время и способы ухода за зубами, условия хранения зубной щетки.

- «Одежда» Цель: закрепление представлений воспитанников о способах поддержания одежды в чистоте и порядке. Вспомнить, как поступает мама, когда видит, что одежда ребенка испачкана. Обратить внимание на одежду кукол, мы можем помочь куклам: предложить составить план действий по уходу за предметами одежды.

Работа с родителями:

Задачами в работе с родителями были обеспечение условий для свободного обсуждения проблемы сохранения здоровья; способствовать повышению культуры здоровья, ответственность  родителей за состояние здоровья ребенка; содействовать формированию позитивного отношения к собственному здоровью, учету и рациональному использованию здоровьесберегающих факторов.

Следовало объяснить родителям, что именно в данном возрасте родители ответственны за то, как у детей сформируется направленность на созидание собственного здоровья: выполнение правил личной гигиены, режима дня, гармоничного отношения между детьми и людьми, отношение к рациональному питанию и занятиям физкультурой.  

Наиболее важным для здоровья дошкольников является требование к выполнению правил личной гигиены. Первый шаг в воспитании заботы о своем здоровье обучение их навыкам ухода за кожей и зубами. Важно научить ребенка не только мыть руки, но и объяснить когда и почему это необходимо делать. Очень действенна эстетическая мотивация, но наиболее эффективно влияет на детей это личный пример взрослого, его постоянность и последовательность (мыть руки всегда после прогулки, соблюдать режим и в выходные дни, никогда не есть вредную еду и т.д.).

Также родители были включены в дискуссию при решении педагогических ситуаций:

  • Ребенок не хочет умываться, расчесываться, стричь ногти;
  • Соблюдаете ли вы режим дня в выходные, праздничные дни?;
  • Какими принципами вы руководствуетесь, готовя завтрак, обед и ужин?;  
  • Вы пришли в детский сад, но опоздали на зарядку, ваши чувства, действия, как вы поступите на следующий день?

При решении данных педагогических ситуаций родители делились своими приемами, приводили свои доводы, которые помогали им в достижении цели, обсуждали какие из них наиболее действенны для мотивации выполнения гигиенических процедур. Родители рассказывали свои рецепты, делились хитростями приготовления вкусных и полезных для детей блюд.

При любой консультации, беседе с родителями на тему здоровья, красной линией отмечалось, что родители как никто другой ответственен за сохранение и укрепление здоровья ребенка посредством рационального питания, гармоничного режима дня, значимости физических упражнений (активных прогулок, подвижных игр, несложных упражнений) в сохранении здоровья детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...

Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г

Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...