Инновационная деятельность « РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА В СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ»
проект на тему

Вахрушева Оксана Сергеевна

Педагогический проект

«Развитие  сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Развитие  сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от      рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»

 «Сенсорное воспитание – основа умственного развития

детей дошкольного возраста»

Так случилось, что моя профессиональная деятельность связана с развитием ребёнка дошкольного возраста. Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки, нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как именно он, по моему мнению,  имеет огромное значение для ребенка на раннем этапе его развития.

В течение последних лет я работала над  авторским проектом, который имеет как теоретическое обоснование, так и конкретную практическую направленность.

        Актуальность проекта и его новизна определяются созданием условий для формирования у детей дошкольного возраста универсальных, в том числе творческих, способностей, что соответствует современным требованиям  педагогики, методики и федеральным государственным требованиям к дошкольному воспитанию и образованию.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир на уровне анализа, сравнений, умозаключений, маленькие дети – на уровне эмоций. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В дошкольном возрасте у ребёнка чрезвычайно  развита  познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира.  Истиной является то, что  дети–дошкольники проходят через известный всем период «почемучек». Их интересует не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но всё-таки основой познания для ребёнка дошкольного возраста остаётся  чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно – действенное и наглядно- образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления,  в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности ( игровой, изобразительной, трудовой).

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру исследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними.  Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи:

ищет нужный предмет и выделяет его;

 устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие от других и объединяющие с другими объектами;

создаёт образ незнакомого предмета.

В случае, если ребёнок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развёрнутый процесс. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не даёт необходимой и полной информации  о его свойствах.

Младший дошкольник ещё не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребёнка появляется системное  рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По наблюдениям и выводам  Н.Г. Агенесовой, время рассматривания простой по содержанию картины у дошкольников постоянно возрастает, составляя в 3-4 года  - 6 минут, в 5 лет – 7 минут 6 секунд, а в 6 лет – 10 минут 3 секунды.

Ребёнок знакомится  с сенсорными эталонами, в процессе деятельности предполагающих  ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Исследование под руководством Л.А. Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Мой проект направлен на воспитание у дошкольников основ художественного вкуса, предпосылок эстетической избирательности, что особенно значимо в современных социокультурных условиях. Ведущей концептуальной идеей проекта, подчинённой цели выявления и развития сенсорных способностей детей, является создание условий для их деятельности на основе  адаптированного к возрастным особенностям  содержания обучения. Оно включает календарно- тематическое планирование дополнительных занятий, индивидуальной деятельности, работу с родителями, взаимодействие и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Определяя первоочередное условие реализации проекта- взаимодействие  ребёнка и взрослого  и установление контакта между ними, я делаю акцент на личностном развитии всех субъектов образовательного процесса, в рамках сотрудничества.

Существенным достижением проекта являются новые формы организации обучения дошкольников в детском саду. Мною предложен комплексный подход и интеграция в организации занятий по сенсорному воспитанию, изобразительное творчество, занятия по развитию восприятия окружающего мира, всех его оттенков, цвета и красоты, что является необходимым условием к построению воспитательно-образовательного процесса в рамках федеральных государственных требований.

В работе использую Монтессори-материалы, которые являются составной частью основ развития и систематической подготовке ребёнка к новой возрастной группе. Данная система побуждает ребёнка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребёнка важно научить его чувствовать. Поэтому результатом психолого-педагогической работы стали Монтессори- материалы для развития чувств одновременно с другими развивающими материалами (например, музыка А.В. Моцарта).

Монтессори- материалы являются составной частью подготовительной среды. По уровню ясности, структуре и логическому мышлению Монтессори-материалы соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребёнка, они существенно помогают упорядочить постижение окружающего мира ребёнком, обладающим в этом возрасте мощными созидательными силами, которые активизируют работу по развитию и построению его личности. Ребёнок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно даёт возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

На основе изучения Монтессори-материалов мной были разработаны и созданы авторские игры, материалы и пособия.

Цель проекта

Сформировать определённые социальные навыки у ребёнка в сензитивный период его развития.

Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе и организации многих видов труда.

Педагогические задачи

  • Развитие самостоятельности ребёнка через Монтессори- материалы
  • Обучение детей – дошкольников определённым видам жизнедеятельности в соответствии с его возрастными особенностями
  • Выявление потенциальных творческих способностей  и  дарований дошкольника
  • Воспитание умения владения собой
  • Формирование отношения к окружающему миру и эстетика его восприятия  

Проблема эксперимента                                                          

дети первой младшей группы не ориентируются в понятиях «цвет», «форма», «величина»

Противоречие

заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.

Гипотеза

Если в сензитивный период научить детей воспринимать, сравнивать, различать и применять эти понятия, дети станут более  самостоятельными и будут с интересом воспринимать мир, в котором они живут.

Новизна исследования

Использование информационно – коммуникационных технологий, способствующих  повышению качества, доступности и эффективности образования;

Использование игр и пособий на основе Монтессори – материалов, бытовых предметов (прищепок, крышек от пластиковых бутылок и т.п.)

Актуальность проблемы

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с  восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные сведения об окружающем мире.  

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития  детей, т. е.  от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Чувственное познание внешнего мира - также является  важнейшим звеном в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимой  предпосылкой интеллектуального развития.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.  Познавательная активность ребёнка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Сенсорное воспитание помогает развивать познавательную сферу ребёнка раннего возраста, т. к.  усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленённо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.).

 Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах.

Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. На 2-3 году жизни обеспечивается первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают  обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определённых предметов, по которому данные предметы можно узнать.

Результаты начальной диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно – слуховое восприятие.

Из бесед с родителями выяснилось, что дети, в основном, не обращают внимание на качественные признаки предметов.

Ожидаемые результаты реализации проекта (работа с дошкольниками)

У детей вырастет уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины

Дети научатся играть в дидактические игры, пользоваться играми и пособиями на основе Монтессори-материалов

После создания определённых условий при реализации проекта, формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным;

Ожидаемые результаты реализации проекта (работа с родителями)

У родителей повышается  уровень знаний по сенсорному развитию ребёнка

Родители обучаются умению создавать дома условия для подбора и проведения дидактических игр в кругу семьи

Родители  заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей

Этапы и сроки проектной деятельности

1 этап – информационно-аналитический;  вхождение в эксперимент, обоснование  актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям - 1 год

изучение понятий, касающихся темы проекта;

изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей согласно ФГТ

изучение возможности участия родителей в реализации проекта;

2 этап – проектировочный; разработка и апробирование Монтессори-материалов и дидактических игр по сенсорному восприятию, экспериментальная  деятельность на их основе -  2 года

диагностика сенсорного развития детей в группе;

анкетирование родителей;

пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

3 этап – диагностико – аналитический; подведение итога эксперимента - 1год

анализ полученных результатов, выводы;

Принципы обучения и воспитания в процессе реализации проекта

Принцип наглядности

Принцип доступности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип прочности

Методы проекта

анализ литературы по данной проблеме

анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме

включённое педагогическое наблюдение

совместные игры

проведение образовательной деятельности

индивидуальная работа с детьми

мониторинговая деятельность (аналитика, анкетирование)

Результаты работы в проекте

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробирована и практически реализована позитивная деятельность детей с Монтессори- материалами

Подтверждена верность гипотезы ,  формирование представлений о сенсорных эталонах стало успешным у детей в сензитивный период

У детей повысился уровень знаний, умений и определённых навыков в рамках проекта

 Повысился  уровень знаний у родителей по сенсорному  развитию

Родители получили методические рекомендации по созданию условий для подбора и проведения дидактических игр в условиях семьи, консультации и беседы по вопросам приобретения  дидактических игр и игрушек.

Практическая значимость проекта

Внедрение после экспериментальной апробации опыта, обеспечивающего эффективное использование игр, пособий и материалов на основе Монтессори- материалов, дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах

Разработка практических методических материалов и дидактических игр

Возможность использования проекта воспитателями других групп и других дошкольных образовательных учреждений

Перспективы развития проекта

Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех цветов спектра и их оттенков через дидактические игры и Монтессори- материалы;

Дополнение системы дидактическими материалами и играми;

Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;

Выступления с презентацией проекта на городских  вебинарах и межрайонных мероприятиях.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности - практико-ориентированный

По содержанию   - психолого-педагогический.

Участники проекта -  воспитатели, дети, родители.

По времени проведения - долгосрочный (4 года)

По характеру контактов -  в рамках дошкольного образовательного учреждения

Форма представления проекта – презентация.

Стратегия осуществления проекта

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельных играх детей;

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья - детский сад».

РАССМОТРИМ  ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ОБУЧЕНИЯ

1 Эссенциализм-для основополагающего обучения необходим важнейший набор знаний. Основоположник- Платон.

2 Энциклопедизм- обучение, доступное всем. Основоположник- Я. Коменский

3 Прагматизм- « сосредоточенное на ребёнке» движение. Основоположник-  Дьюи

4 Глобальная учебная программа- создание международной программы, которая поможет всем ученикам превратиться в граждан планеты с широким кругозором, способных обучаться в течении своей жизни.

5 Сенсорное обучение в раннем возрасте. Основоположник- Аристотель. Он первым выдвинул теорию о том, что  знание приходит к нам через чувства. Различные варианты данной модели  предлагали Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, в наше время – это теория Марии Монтессори.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Организация образовательной деятельности по сенсорному развитию  согласно федеральным государственным требованиям

Занятие№1« Большие и маленькие»

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.

Занятие№2   « Знакомство с формой предметов»

Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

Занятие №3« Разноцветные матрёшки»

Цель: Познакомить детей с основными цветами

Совместная деятельность

Игра «Собери бусы»

Игра с дидактическим  кубом

Игра « Разноцветное домино», « Волшебные рамки»рисование пальчиком   по манной крупе, « Цветовая дорожка», вкладыш «Кружок + Квадрат»

Работа с родителями

Анкетирование « Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Ззанятие№4   « Мячик круглый есть у нас»

Цель: Учить детей выделять предметы круглой формы

Занятие №5  « Нанизывание колец на стержень»

Цель: Учить детей действиям с предметами- собирать пирамидку, совершенствовать координацию движений рук.

Занятие №6 « Складывание двухместной матрёшки»

Цель: Учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понятие слов «большой», «маленький».

Занятие №7 « Машинки по местам»

Цель:  Формировать умение действовать с предметами, ориентируясь на их цвет и величину.

Совместная деятельность

Подвижные игры с мячом

Игры за дидактическим столом: « Пирамиды», вкладыш «Домик», мягкий куб « Теремок»

Игра « Что делают матрёшки», рисование разноцветных дорожек.

Работа с родителями

Консультация « Как и во что, играть с детьми»

Занятие №8« Подбери по цвету»

Цель: Учить чередовать предметы по цвету.

Занятие №9 « Что звучит»

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами (барабан, дудочка)       Развивать слуховое восприятие

Занятие №10 « Один-много»

Цель: знакомить детей с этими понятиями.

Занятие №11 « Кубик, шарик»

Цель: формировать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму.

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций по теме

Игра « Волшебный мешочек»

Игры с дидактическим панно

Познавательно исследовательская деятельность: эксперимент- построим пирамиду из кубиков и из шариков.

Работа с родителями

Открытое  занятие «Геометрическая мозаика»

Занятие №12  «Цветные квадраты»

Цель: Продолжать учить детей различать форму и цвет предметов.

Занятие №13 « Вышивание» (развитие мелкой моторики рук-шнуровки)

Цель: Развивать мелкую моторику рук, мышление, последовательность продеваний шнурка.

Занятие  №14« Маша обедает»

Цель: Продолжать соотносить предметы по величине.

Занятие №15 « Угадай, кто идёт»

Цель: Продолжать развивать слуховое восприятие.

Совместная деятельность

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Художественное творчество. Лепка « Колобок»

Игра « Выложи по образцу»

Игра « Выложи дом из палочек» (логические блоки Дьенеша)

Шнуровки « Солнышко», «Ёжик», «Грибок».

Работа с родителями

Консультация « Как знакомить детей с величиной предметов»

Занятие №16 « Что делают матрёшки»

Цель: Формировать умение экспериментировать с предметами, ориентируясь на их величину.

Занятие №17  « Курочка и цыплята»

Цель:  Обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Занятие №18 « Круг и квадрат»

Цель: Продолжать учить детей чередовать предметы по форме.

Совместная деятельность

Игра « Что нам привёз Мишутка»

Игры с дидактическим панно

Игра « Найди такое же колечко»

Игра « Цветовая дорожка» (Монтессори- материалы)

Игра « Спрячь мышку в домик»

Работа с родителями

Лекторий « Значение сенсорного развития детей в раннем возрасте»

Занятие №19 « Поручение»

Цель: Обучать ребёнка различать и называть игрушки, а так же выделять их основные качества( цвет, размер)

Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Занятие №20 «Ёлочки и грибочки»

Цель: Продолжать учить детей чередовать предметы по цвету.

Занятие №21 « Гуси и гусята»

Цель: Учить чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных.

Занятие №22«Найди палочку»

Цель: Научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре.

Совместная деятельность

Подвижная игра «Разноцветные ленточки»

Игра «Волшебный столик» (Монтессори- материалы»

Игра «Разберём и соберём» (строительный материал)

ИЗО- деятельность рисование « Большой- маленький»

Работа с родителями

Памятка для родителей «Зачем нужна сенсорика,  и почему  её нужно развивать»

Рекомендации для родителей

 по сенсорному воспитанию дошкольников

Не обязательно быть узким специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого раннего возраста имеет сенсорное воспитание. Чем скорее и  лучше научится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его интеллектуальное развитие. Насыщение детских представлений разными чувствами и ощущениями – задача вполне осуществимая, ведь у детей сенсорные зоны нервной системы высокочувствительны, особенно в раннем возрасте, т.к. левое полушарие, отвечающее за логическое, понятийное мышление, развивается лишь к семи годам.

Человек появляется на свет с уже вполне сформированными, но еще не способными к активному функционированию органами чувств. Ребенок может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр., но пользоваться своими ощущениями ему предстоит еще научиться.

Мария Монтессори, замечательный итальянский педагог и психолог, основоположница сенсорного воспитания детей, считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок ЗНАЛ цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «УТОНЧЯЛ» свои чувства, упражняя  внимание, сравнивая и высказывая суждения о предметах». «Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания», - писала М.Монтессори.-

Так давайте поможем малышу совершить эту сложную и удивительную работу по «утончению» собственных чувств! Немного времени и фантазии любящей мамы – и в вашем распоряжении уникальный сенсорный материал для занятий с ребенком». Ориентировочный возраст для начала занятий – полтора года.

Материалы для развития (утончения) тактильного чувства

Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.

1.«СЕНСОРНАЯ ПЕРЧАТКА»

Для ее изготовления вам понадобятся шерстяная перчатка и 5 лоскутков тканей (3х2 см), различающихся на ощупь. В моем случае это – бархат, искусственный мех, шелк, а также кусочек шершавой губки для мытья посуды и кусочек лопнувшего мячика с «пупырышками». Эти лоскутки пришиваются на кончики пальцев перчатки. А на ладонь я пришила лоскут (6х6 см) из махрового полотенца. Мама надевает перчатку на руку. Малыш «знакомится» со всеми пальчиками – ощупывает каждый. Мама комментирует: гладкий, пушистый, мягкий, колючий, шершавый и т.д. После этого ребенок закрывает глазки, а мама гладит его по животику или по ножке разными пальчиками. Малышпытается угадать – какойпальчик его коснулся.  В конце  можно сделать массаж жесткой махровой ладошкой.

2.«СЕНСОРНАЯ ДОРОЖКА»

На лоскут плотной ткани (150х30см) пришиваются пуговицы различного размера и цвета. Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.

Когда ребенок подрастет, усложните упражнения для ног. Возьмите несколько подносов. В один из них налейте немного воды, в другой насыпьте крахмал или соду, в третий положите ватные шарики, в четвертый – мех, впятый – бархатную или наждачнуюбумагу, в шестой – фасоль. Предложите ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросите, что он при этом чувствует. Повторите хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочиняйте историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника.

3.«ДОМАШНЯЯ ПЕСОЧНИЦА»

Кроме развития тактильной чувствительности, игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка.

Вам понадобятся деревянный или пластиковый ящик (я использовала глубокий поддон от холодильника), чистый просеянный песок (можно купить в магазине стройматериалов пятикилограммовый мешок). Песок должен заполнять ящик на треть. На смоченной водой поверхности песка можно оставлять отпечатки кистей рук (внутренней и внешней стороны), выполнять зигзагообразные и круговые движения пальчиками. При этом нужно прислушиваться к ощущениям, а потом поговорить о них.

Поиграйте с малышом в «кладоискателей». Для этого закопайте в сухой песок различные небольшие металлические предметы (скрепки, пуговицы, обрывки цепочек, шурупы, ключи, крышки от бутылок) и дайте ребенку магнит. Держа магнит, малыш ручкой ныряет в песок и выуживает очередное, прилипшее к магниту, сокровище. Старшим детишкам можно назвать точное количество добываемых сокровищ – заодно тренировка счета.

Материалы для развития и утончения термического чувства,

чувства вкуса и обоняния

Очень мало родители уделяют внимания развитию этих чувств в воспитании ребенка. Но тепловое восприятие, развитие и утончение вкуса, различение запахов тоже нуждаются в тренировке. Они готовят ребенка к практической жизни, к углубленному изучению природы.

1.«БАНОЧКИ С ЗАПАХАМИ»

Для работы над формированием этих чувств, я  взяла баночки от «киндер – сюрпризов» и вложила внутрь различные ароматные наполнители:  корицу,  гвоздику, кофе, жасминовый чай, кусочек мыла, шалфей, ватку, пропитанную духами, пихтовым маслом, соевым соусом, апельсиновую кожуру и др.  Нюхаем баночки, акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас: ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки.На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.

2.«ЧТО ТЫ СЪЕЛ?»

На блюде, покрытом салфеткой, лежат кусочки яблока, груши, виноградина, долька мандарина, кусочек  банана. Малыш закрывает глаза. Вы кладете ребенку в рот кусочек фрукта и спрашиваете – что он съел?Можно налить в стаканы, например, соки апельсина, вишни, моркови и определять их на вкус. Старшие дети могут провести опыт,  какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое.

3.«ХОЛОДНО ИЛИ ГОРЯЧО?»

Малышу, сидящему с закрытыми глазами, капните на ладошку холодной, теплой, горячей водой. Пусть попробует угадать. Дотроньтесь до холодного оконного стекла и теплой вещи (предварительно нагретая керамическая поверхность, тарелочка и др.)  локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Обратите внимание на различие ощущений.

Походите босиком по полу с разной  поверхностью: ковёр, кафель, линолеум, дерево. И после этого определите, какой пол самый холодный, а какой - самый теплый.

Подводя итог, вспомним утверждение М. Монтессори, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве. Таким образом, развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельностном самовыражении.

Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?

(Памятка для родителей)

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития;

 упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

  развивает наблюдательность;

  готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

 развивает внимание;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 влияет на расширение словарного запаса ребенка;

 влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм и красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку.  Но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

 В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич- параллепипед.  Для этого необходимо развивать познавательные умения и речевые навыки,  умение  определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Дети должны понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются следующие сенсорные этапы:  устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов:  группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков, различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Информационные ресурсы

1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер, 1988год

2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т.В. Галанова, 1996год

3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой, 2010год

4. «Первые шаги»Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова, 2008год

5. Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,  2010год, №1

6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л.Н. Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова,  2003год

7. Ковалева Л.А. «Предметно-развивающая среда в яслях».ж. «Воспитатель ДОУ»,  2008год, №1

8. Важова С.А. «Сенсорное воспитание в младшей группе».ж. «Воспитатель ДОУ», 2008год, №11

9. Ивакина Г.А. «Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста». ж.«Воспитатель ДОУ»,  2010год, №1

10. Гореева С.В. «Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста».ж. «Воспитатель ДОУ»,  2010год, №5

11. Усова А.П. «Педагогика и психология сенсорного развития дошкольников», 1965 год

12. Венгер Л.А. «Восприятие и обучение»,  1969 год

13. Венгер Л.А., Венёв Н.Д. «Формирование цвета в дошкольном детстве»,  1969 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Музыкальные способности ребёнка от рождения до 7 лет (01.10.2016)

В материале кратко описаны периоды развития музыкальных способностей детей от появления первой слуховой чувствительности на звуки до самостоятельной художественной оценки музыкального произведения....

Педагогический проект «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»

Педагогический проект "Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном учреждении"...

Проект: Развитие творческих способностей детей через инновационную деятельность «Волшебные ладошки»

Новизной и отличительной особенностью проекта “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” на основе инноваций,  является развитие у д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей и совершенствования психических процессов »

Программа направлена на формирование у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, а также на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка....

Конспект образовательной деятельности с использованием инновационной педагогической технологии в музыкальном воспитании - эвритмия "ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ"

Конспект образовательной деятельности с использованием инновационной педагогической технологии в музыкальном воспитании - эвритмия...