Педагогический проект «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»
проект (младшая группа) по теме

Вахрушева Оксана Сергеевна

Педагогический проект "Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном учреждении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_1powerpoint.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

педагогический проект «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении» Северобайкальское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Теремок», воспитатель высшей категории Вахрушева Оксана Сергеевна

Слайд 2

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Северобайкальского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельных играх детей; с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья - детский сад».

Слайд 3

ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ И ЛЮБВИ Я исхожу из общечеловеческих ценностей Свободы и Любви, где гармоническое развитие означает гармонию ребёнка с Богом, Культурой и Природой, гармонию с людьми и с самим собой, где воспитатель призван помочь личности сформировать своё «я» нравственно, физически, духовно. Юрий Азаров

Слайд 4

Участники проекта Дети дошкольного возраста Родители Педагоги Участники проекта Учитель -логопед Педагог - психолог Руководитель изобразительной деятельности Инструктор по физвоспитанию Медицинская сестра

Слайд 5

Актуальность проекта Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир Актуальность проекта и его новизна определяются созданием таких универсальных условий, в которых у детей дошкольного возраста, формируются потенциальные умственные, эстетические, физические, духовные и творческие способности, что соответствует современным требованиям педагогики, методики и федеральным государственным требованиям к дошкольному воспитанию и образованию.

Слайд 6

Противоречие эксперимента Заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах и недостаточно выявленными педагогическими условиями (в дошкольном учреждении, в семье, в социальной среде), обеспечивающими успешность её решения.

Слайд 7

Проблема эксперимента Как показывает практика, дети приходящие в дошкольное учреждение в первую младшую группу, не ориентируются совсем или ориентируются очень слабо в понятиях «цвет», тем более – оттенки цветов, «форма» и «величина » предмета, что затрудняет целостное восприятие окружающего мира

Слайд 8

Гипотеза Если в сензитивный период научить детей всматриваться, воспринимать, сравнивать, различать и применять сенсорные эталоны в повседневной жизни, то дети станут более самостоятельными, будут с интересом воспринимать мир, который их окружает, в котором они живут

Слайд 9

Новизна исследования 1.Подбор, разработка и использование специальных информационно – коммуникационных технологий сенсорного воспитания в сензитивный период развития дошкольника, способствующих повышению качества и эффективности образования 2.Использование игр и пособий на основе Монтессори – материалов и самостоятельно разработанных к применению бытовых предметов (прищепок, крышек от пластиковых бутылок, крышек, упаковочных коробок и т.п.)

Слайд 10

Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности – практико ориентированный По содержанию - психолого-педагогический. По времени проведения - долгосрочный (5 лет) По характеру контактов - в рамках дошкольного образовательного учреждения Форма представления проекта – презентация.

Слайд 11

Цели проекта 1.Обеспечить накопление и осознанное использование в социуме представлений у детей раннего возраста об основном цвете и разнообразии оттенков, форме и величине предметов при их сравнении, о их свойствах , основанных на различных видах восприятия, которые составляют фундамент общего развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе, в межличностном взаимодействии и в организации многих других видов общения и труда . 2.Сформировать различные возможные и необходимые социальные навыки ребёнка в процессе сенсорного воспитания в сензитивный период его развития.

Слайд 12

Педагогические задачи Применяя принципы сенсорного воспитания, выявить и развить потенциальные творческие способности и дарования дошкольников Обучить детей – дошкольников определённым видам жизнедеятельности в сензитивный период его развития в соответствии с его возрастными особенностями на основе сенсорного воспитания Развить самостоятельность ребёнка, его потенциальные творческие возможности и способности дополнительно через Монтессори- материалы и специально подобранные дидактические материалы Сформировать позитивное отношение к окружающему миру, его эстетическое восприятие Воспитать навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми в социальной среде

Слайд 13

Принципы обучения и воспитания в процессе реализации проекта Принцип наглядности Принцип доступности Принцип систематичности и последовательности Принцип прочности

Слайд 14

Методы и приёмы Организационные Мотивирующие Наглядные Игровые Словесные

Слайд 15

Образовательные технологии Здоровьесберегающие Информационно-коммуникационные Личностно-ориентированные Игровые

Слайд 16

Методы реализации проекта анализ методической литературы по проблеме эксперимента; анализ и обобщение опыта работы педагогов-новаторов и психологов по данной проблеме; включённое педагогическое наблюдение; совместные игры; проведение образовательной деятельности; индивидуальная работа с детьми; мониторинговая деятельность ( анкетирование, аналитика)

Слайд 17

Ожидаемые результаты реализации проекта (работа с дошкольниками) У детей должно отмечаться устойчивое повышение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины Дети должны научиться использовать в дидактических играх Монтессори-материалы и дополнительно подобранные дидактические материалы, что повысит уровень их способностей в с оответствии с целями и задачами эксперимента После создания определённых условий по реализации проекта формирование представлений о сенсорных эталонах у детей в сензитивный период их развития и в дальнейшем должно стать устойчивым и успешным

Слайд 18

Ожидаемые результаты реализации проекта (работа с родителями) У родителей повышается уровень знаний по сенсорному развитию ребёнка в соответствии с целями и задачами эксперимента Родители обучаются умению создавать дома условия для подбора и проведения дидактических игр в кругу семьи для формирования и закрепления сенсорных эталонов, что развивает как самого ребёнка, так и добрые, внимательные взаимоотношения в семье Родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей, что является залогом их дальнейшего развития и обучения

Слайд 19

Формы организации работы с родителями Анкетирование, индивидуальная работа Родительские собрания Совместные дидактические игры Консультации (методические рекомендации )

Слайд 20

Этапы и сроки реализации 1 этап – диагностико-аналитический; вхождение в эксперимент, обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование целей и задач проекта, повышение уровня профессиональной компетенции путём самообразования, определение объёма материала для формирования необходимых навыков в соответствии с целями и задачами эксперимента, изготовление дополнительных и Монтессори-материалов - 1 год. 2 этап – проектировочный; планирование, разработка и апробирование Монтессори-материалов и собственных дидактических материалов и игр по сенсорному восприятию, экспериментальная деятельность на их основе - 2 года. 3 этап –– информационно-аналитический; подведение итога эксперимента – 1 год.

Слайд 21

Результаты работы в проекте Взяв за основу метод Монтессори, разработала и реализовала в практической деятельности Монтессори-материалы, авторские дидактические материалы и игры , дополнительные методические пособия, которые существенно помогают упорядочить постижение окружающего мира ребёнком, обладающим в дошкольном возрасте потенциальными творческими созидательными силами, активизируют работу по развитию личности ребенка.

Слайд 22

Результаты работы в проекте В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробирована и практически реализована эффективная деятельность детей с Монтессори – материалами и самостоятельно разработанными дидактическими материалами Подтверждена верность гипотезы, формирование представлений о сенсорных эталонах стало успешным у детей в сензитивный период У детей повысился уровень знаний, умений и определённых навыков в рамках проекта Повысился уровень знаний у родителей по сенсорному развитию Родители получили методические рекомендации по созданию условий для подбора и проведения дидактических игр в условиях семьи, консультации и беседы по вопросам приобретения дидактических игр и игрушек.

Слайд 23

Основываясь на исследованиях, проведённых на протяжении пребывания детей в детском саду, основное внимание было сосредоточенно на сенсорном развитии дошкольников, на содержательной стороне сообщаемого детям материала и на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач могут быть усвоены эффективно.

Слайд 24

Формы организации работы с детьми Дидактические игры Игры-занятия

Слайд 25

Совместная деятельность детей и педагога (индивидуальная работа) Закрепление основных цветов в сюжетных играх

Слайд 26

Размещение вкладышей сравнение, определение величины и формы, цвета вкладышей Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой .

Слайд 27

Умение собирать пирамидку из колец, разных по цвету и величине Из кружочков разноцветных Пирамидку соберу, А потом сниму верхушку И рассыплю по ковру. Соберу опять и снова Раскатаю все кружки! Я - не то, что братец Вова, Не страдаю от тоски...

Слайд 28

Классификация - фрукты и овощи ( цвет, форма, величина ) Я – толстый красный помидор, Люблю детишек с давних пор. Я – витаминов сундучок, А ну-ка, откуси бочок!

Слайд 29

Закрепление основных цветов и формы предметов в процессе конструирования Можно из кубиков Башню построить, Можно гараж Для машины устроить. Если из кубиков Горку собрать - Можно из шкафа Варенье достать!

Слайд 30

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 31

Закрепление навыков определения цвета, формы и величины предметов в процессе игры Жёлтые кубики – это песок. Кубик зелёный – весенний лесок, Синие кубики – это река. Кубиков много – река широка. Кубик на кубик – растут этажи: Учатся строить дома малыши!

Слайд 32

Результатом работы по авторскому проекту «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении» стало повышение уровня развития сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста

Слайд 33

Для определения показателей эффективности проекта «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении» проведён мониторинг по основным разделам за периоды с 2010 по 2012 год. Диагностика сенсорного развития детей одной группы показывает на рост показателей по всем разделам, что подтверждается результатами диагностики

Слайд 35

Результаты мониторинга показали:

Слайд 36

Анализируя сенсорное развитие детей за 2010-2011 год можно сделать вывод о росте показателей по сенсорному воспитанию в течение года. На начало года дети на 80% хорошо владели сенсорными способностями, определяя «цвет», «форму», « величину» предмета, определяя его качество и признаки. К концу года результаты значительно выросли и стали – 89% благодаря внедрению новых материалов по сенсорному развитию. В диагностировании участвовало 26 детей, из них девочек- 12, мальчиков- 14.

Слайд 38

Практическая значимость проекта Внедрение после экспериментальной апробации в систематическую работу опыта, обеспечивающего эффективное использование игр, пособий и материалов на основе Монтессори- материалов, дидактических игр для формирования стойких представлений о сенсорных эталонах Разработка практических методических и дидактических материалов Возможность использования проекта воспитателями других групп и других дошкольных образовательных учреждений

Слайд 39

Перспективы развития проекта Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех цветов спектра и их оттенков через дидактические игры и Монтессори – материалы, в том числе через дополнительную творческую деятельность детей (кружковая работа) Системная работа по пополнению проекта новыми дидактическими материалами и играми Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию Выступления по распространению опыта работы в проекте через презентации, проведение открытых мероприятий на городских вибинарах и межрайонных мероприятиях

Слайд 40

Стратегия осуществления проекта Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельных играх детей; с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья - детский сад».

Слайд 41

Заключение Есть мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и сенсомоторных действий. В результате работы по эксперименту 90 % детей и более научились выделять широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон Для накопления сенсорного опыта и обогащения его планомерно и постоянно детей учились действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. В результате работы по эксперименту у детей сложились отчетливые образы – представления о предметах и явлениях. Целенаправленная педагогическая работа по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста подтверждает, что процесс познания, процесс умственного развития, потенциальные творческие возможности и способности повышается в связи с применением специальных технологий в соответствии с целями и задачами эксперимента

Слайд 42

СПАСИБО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность « РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА В СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ»

Педагогический проект«Развитие  сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»...

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

ИСПОЛЫОВЛНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...

Здоровьесберегающие технологии в период адаптации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общес...

Направления психолого-педагогической деятельности педагогов первой младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Формирование у ребенка чувства уверенности. 3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правила...