Правильная речь ребенка как основа успешной социализации и адаптации детей в современном обществе
материал (подготовительная группа) на тему

Бердоносова Наталья Петровна

Районный семинар для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН

 «Правильная речь ребенка как основа успешной социализации и адаптации детей в современном обществе.

     Воспитатель:

               Чайка Наталья Николаевна

                                                                  Учитель-логопед:

   Бердоносова Наталья Петровна

2017г.

Слайд № 1   Правильная речь ребенка как основа успешной социализации иадаптации детей в современном обществе.

Слайд №   2

Очень важную роль в формировании новых жизненных установок личности играет преемственность между дошкольным и начальным  общим звеном школы.

Одним из оснований преемственности является развитие коммуникативности как умения общаться со взрослыми и сверстниками. Коммуникативность является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время является важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Слайд №3Исходя из наблюдений, в настоящее время увеличивается процент молодых людей, у которых проявляются инертность и не мобильность, низкая коммуникабельность и самоорганизация.  На наш взгляд, причиной несформированности  вышеперечисленных качеств является не достаточное  внимание развитию в дошкольном детстве  таких  необходимых для социальной адаптации качеств как  уверенность в себе, адекватная самооценка, открытость и  коммуникативность, умение сотрудничать.

Слайд №4Личные наблюдения позволили нам создать «Модель желаемого и действительного образа ребенка», на котором отражена проблема несформированности у ребенка – дошкольника необходимых качеств  личности для того,  чтобы достичь желаемого образа.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606250/img1.gif

В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом  развитии становится его адаптация в социуме, мы работая в группе комбинированной направленности используем индивидуальный подход к каждому ребенку так как речевые недостатки являются предпосылкой нарушения формирования полноценных навыков чтения и письма, что блокирует успешность освоения школьной программы, а также, нарушению умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняя социальное и личностное развитие и способствуя тем самым развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Слайд№5

Для социально–адаптивной личности характерно наличие качеств, помогающих ощутить свою успешность. Мы составили  «Модель  социально-адаптивной личности дошкольника» где видна  тесная взаимосвязь всех трёх составляющих  друг с другом.

- Любовь, в нашем понятии, означает эмоциональное сильное чувство уверенности, самодовольства, уважения к себе, ощущение успешности, гордости за себя.
-Понимание – умение проникнуться смыслом получаемой  информации, постижение предлагаемого содержания, получение «обратной связи» от собеседника (желание общаться, действовать и т.д.).
- Признание – оценка по достоинству, положительное отношение со стороны окружающих, умение открыто и откровенно сообщать о своих действиях и поступках.

Слайд№6

С какими трудностями мы столкнулись при социализации воспитанников своей группы:

  • Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей, и педагогов
  • Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка
  • Родители заняты решением своих проблем и оставляют без решения проблемы ребенка
  • Отсутствие времени для общения у родителей  и, как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка.

Слайд№7

Качества успешной социально-адаптивной личности с точки зрения речевой компетентности – это самообладание, уверенность в себе, ответственность, коммуникативность, любознательность, гибкость. На основе этого мы пришли к выводу, что повышение самооценки, уверенности в себе и своих возможностях, понимание необходимости правильного звукопроизношения помогут ребенку с речевым нарушением преодолеть свои затруднения в речи, и, тем самым, избавившись от возникающих «барьеров общения» почувствовать понимание и поддержку со стороны сверстников и взрослых, научиться строить отношения на основе толерантности, приобрести дополнительный стимул для исправления своей речи.

Слайд№8?

Детям, имеющим нарушения речи, трудно адаптироваться к социальной действительности из-за недостаточно сформированной речевой компетентности (способность ребенка самостоятельно, свободно и с желанием приобретать знания, умения и навыки, способствующие формированию полноценной фонетической системы языка, и, применять их для успешной социализации в обществе). Мы столкнулись с проблемой затруднения успешной социализации детей–дошкольников с речевыми нарушениями.

Как ранее нами было сказано, для социальной адаптации ребенка-дошкольника ему необходимо овладеть базовыми способностями и качествами успешной социально-адаптивной личности. Поэтому важными базовыми качествами для социализации детей являются устойчивая мотивационная сфера, способность противостоять возникающим стрессам (стрессоустойчивость) и правильно сформированная грамотная речь.

Слайд№9

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606250/img2.gif

Поэтому у детей с речевыми нарушениями, на наш взгляд, необходимо в первую очередь формировать любовь к себе через повышение его самооценки; формировать способность ребенка адекватно оценивать самого себя, свои действия; видеть свои достоинства и недостатки. Мы также уверены, что воспитание стрессоустойчивости (способность противостоять стрессам), формирование умения преодолевать «барьеры» в общении со сверстниками и взрослыми позволят детям приобрести качества коммуникативной личности (решительность, открытость, умение сотрудничать и др.), тем самым овладеть речевой компетентностью, а значит приобрести основу позитивной социализации в коллективе сверстников и в обществе. Мы считаем, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста с речевым дефектом, его личностная активность и социальная самостоятельность напрямую зависит от грамотной профессиональной помощи учителя-логопеда,  воспитателя и родителей так как только в тесном взаимодействии мы можем достичь положительного результата.

Очень важным критерием для воспитания социально-адаптивной личности дошкольника с речевыми нарушениями является профессионально-личностная компетентность учителя-логопеда и воспитателя состоящая из трех основных компонентов, подведенных нами под понятия «любовь», «понимание», «призвание».

Слайд№10

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606250/img3.gif

Слайд№11

На наш взгляд, использование на коррекционных занятиях мотивационных установок к деятельности, игр и упражнений на стрессоустойчивость позволят сформировать такие качества социально-адаптивной личности, как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, мобильность, уверенность в своих силах и возможностях, гибкость, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников.

Для полноценного развития всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства мы решаем следующие задачи: (очень важные задачи , они перед вами)

  1. Формирование звуковой стороны речи:
  1. Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений
  2. Развитие целенаправленного ротового выдоха, речевого дыхания
  3. Постановка отсутствующих звуков
  4. Коррекция нарушения звукопроизношения
  5. Выработка четкой дикции
  6. Дифференциация смешанных звуков
  7. Введение правильно артикулируемых звуков в самостоятельную, связную речь.
  1. Развитие мелодико – интонационной стороны речи: выработка правильного темпа, плавности и интонационной      выразительности речи, силы, высоты, мягкости голоса.
  2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, представлений, навыков фонематического анализа и синтеза.
  3. Обогащение активного и пассивного словаря.
  4. Устранение нарушений слоговой структуры слова.
  5. Практическое условие лексических и грамматических средств русского языка.
  6. Совершенствование грамматической связной речи.
  7. Воспитание культуры речевого общения.
  8. Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия цвета, формы и величины.
  9. Развитие общей и мелкой моторики.
  10. Развитие ВПФ.

Решение этих задач является базовой основой компетентности человека настоящего времени.

 

Слайд№13

В первую очередь у ребенка с речевым нарушением мы формируем мотив и потребность научиться правильно, грамотно говорить, т.е. вырабатываем алгоритм такой деятельности, при выполнении которой он осознанно достигнет поставленной перед собой цели. Использование в начале индивидуальных занятий мотивационных установок к деятельности помогает в овладении самоорганизацией. Приложение 1

Работа  по формированию мотивационных установок планируется по нескольким этапам:

  • «Я хочу научиться»
  • «Я могу научиться»
  • «Я умею»
  • «Я хочу научить другого»
  • «Я могу научить другого»

В результате чего наши дети приобретают  умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, ответственно относиться к правильности своей  речи, полноценно использовать личностные ресурсы.

Слайд№13, 14, 15

Для преодоления «барьеров общения», формирования стрессоустойчивости и овладение коммуникативной компетентностью мы используем на подгрупповых  коррекционно-логопедических занятиях специальные ритуалы, игры и упражнения. С помощью игр на формирование эмоционально волевой стрессоустойчивости наши дети научились сотрудничать с другими детьми и со взрослыми, справляться со страхами перед общением и стрессом, у них сформировался навык саморегуляции эмоционального состояния, базовое доверие к окружающим, чувство защищенности, уверенности в себе, что поможет детям дошкольникам лучше адаптироваться к школьному обучению. Приложение 2 (мы вам предлагаем брощюрки с играми …надеемся что они пригодятся вам в работе.)нам они очень помогают в работе с детьми не только во время занятий но и других режимных моментах, а также очень удобно давать родителям домой. Дома родители могут поиграть с детьми. Важно, чтобы родители не только дублировали педагога, но и проводили работу на материале, наиболее актуальном именно дома, во дворе, в общении с родственниками. Так как процесс развития речи должен быть непрерывным..

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что одним из важнейших факторов социализации является общение. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, к замыканию ребенка в себе. Поэтому усилия и детского сада и семьи должны быть направлены, главным образом на то, чтобы научить детей с тнр правильно говорить, через речевое общение обогатить их социальный опыт, ведь только благодаря правильно развитой речи они могут стать полноценными членами общества. 

Список литературы

  1. Алтухова Т.А. Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения / Дефектология. – 2007, № 2, С. 41-49.
  2. Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи / Дефектология – 2005, №6, С.54–64.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.; ТЦ «Сфера», 2006.
  4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006, №8. – С. 20-26.
  5. Инновационная деятельность: исследования, разработки, внедрения. Материалы региональной научно-практической конференции (19 августа 1999г.). Часть 2.–Новокузнецк:Изд. ИПК,1999.–164с.
  6.  «КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года» – Кемерово, 2002 – С.6-7.
  7. Методические рекомендации по проведению педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (приложение к письму от 8 мая 2008 г. №03-946)
  8. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования (Методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. № 35–М) / Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения / Сост. Г.Л.Фриш. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.– С323–324.
  9. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда / Логопед – 2007, №5, С.100–113.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: пер.с нем.: В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с., ил.
  11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005, с.186 – 201.

МАДОУ детский сад №19



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19

петушок

Правильная речь ребенка как основа успешной социализации и адаптации детей в современном обществе.

                                                                                             Воспитатель: Чайка Н.Н.

                                                                                             Учитель-логопед: Бердоносова Н.П.

ст.Каневская

2017г.

Приложение 1

Как ты думаешь, твоя мама любит сюрпризы? А ты хочешь ее удивить красивым стихотворением к 8 Марта? Мама будет рада услышать от тебя как ты красиво и правильно рассказываешь стихотворение. Если та согласен(а), я помогу тебе.

Я слышала, что в вашей группе дети ставят сказку «Теремок» для показа малышам. А ты хочешь в ней участвовать?  Какую роль ты хотел бы сыграть? Чтоб твой герой всем понравился, я предлагаю тебе научиться красивому и правильному произношению звуков в словах. Ты хочешь научиться правильно  говорить, чтоб выступить как настоящий артист?

Нас с тобой пригласили в страну «Веселого язычка», но туда может попасть тот, кто умеет правильно говорить все звуки речи. Ты хочешь научиться красиво и правильно говорить, чтоб попасть туда?

Посмотри, какое-то послание. Интересно, от кого оно? Чтоб его прочитать,  нужно правильно произносить звуки. Хочешь научиться произносить звуки, и, тогда нам удастся прочесть письмо детям вашей группы?

Что это звучит? Песенка водички (с-с-с). Как красиво, плавно, певуче. А эта песенка умеет прятаться в разных  словах. Ты умеешь петь эту песенку? А хочешь научиться? Мы с тобой научились петь песенку водички и произносить звук «с». Теперь ты правильно говоришь звук. А чтобы постоянно произносить этот звук, попробуй пропеть его маме, бабушке, другу.

Хочешь, я тебе открою секрет? Ты скоро пойдешь в школу и там узнаешь много нового и интересного для тебя. Но чтоб у тебя получалось грамотно читать, писать, понятно рассказывать ребятам, необходимо правильно говорить все звуки речи. Ты все звуки умеешь произносить? А какие звуки ты затрудняешься?  Хочешь научиться их правильно произносить, чтоб в школе учиться на одни пятерки?

Лягушонок Квак сегодня пришел грустный, потому что хочет подарить своим друзьям песенку. А слова в этой песенке произносит не правильно, т.к. не умеет говорить звук «с».  Давай поможем ему, и вместе научимся говорить звук «с», а потом дуэтом споем песню для друзей?

Послушай, какую интересную песенку умеет петь лягушонок Квак (песенку комарика з-з-з). А ты умеешь ее петь также красиво? Хочешь, лягушонок тебя научит, и, вы будете вместе ее распевать? И  еще научите своих друзей.

Я знаю, что у вас в детском саду скоро будет праздник. Все дети, наверное, будут рассказывать стихи. А ты хочешь рассказать стихотворение на празднике? Все ребята были бы приятно удивлены, если бы ты рассказал(а) стихотворение, правильно выговаривая звук «р», правда? Хочешь, мы с тобой научимся говорить правильно  звук «р» и ты сможешь красиво рассказать не только это стихотворение, но и много других.

Помнишь, мы учили с лягушонком Кваком песенку водички? А сегодня лягушонок пришел к нам с новой песенкой. Послушай ее. Хочешь научиться ее петь вместе с лягушонком?

Ты делаешь большие успехи: умеешь правильно произносить звук «р». Вот было бы здорово, если бы ты помог мне научить правильно произносить звук «р» Катюшу. Хочешь попробовать?

Ты большая умница! Как здорово у тебя получается говорить правильные звуки! А Наташа затрудняется. У нее никак не получается. И я одна не могут ее научить. Что делать? Может быть ты сможешь научить Наташу красиво говорить?

Ты так здорово помог Кате научиться произносить звук «с»! Благодаря тебе она такая довольная. Может быть ты поможешь и Игорьку?

У тебя получится.

Я знаю, что ты можешь сделать.

Ты быстро учишься.

Ты многого добьёшься.

С каждым днем у тебя получается лучше.

Твой язык поработал на славу.

Ты добьешься успеха.

Ты делаешь это красиво (правильно)!

Ты действительно это улучшил.

Я очень горжусь тобой.

Очень приятно учить такого умного ребенка.

Твоя работа принесет тебе много радости.

Это твоя победа!

Теперь ты чувствуешь свои возможности.

Ты настоящий мастер!

Я верю в тебя.

У тебя будет всегда получаться лучше.

Мне нравится твое старание и настойчивость.

Ты станешь намного лучше говорить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19

муниципального образования Каневской район

петушок

Правильная речь ребенка как основа успешной социализации и адаптации детей в современном обществе.

                                                                                             Воспитатель: Чайка Н.Н.

                                                                                             Учитель-логопед: Бердоносова Н.П.

                                                               ст.Каневская

2017г

                   

Приложение 2

Цель – настроить детей на совместную деятельность, общение друг с другом. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе. Учить доверию, общению друг с другом, умению преодолевать барьеры в общении.

«Волшебный клубочек».

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Логопед передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему, пока не дойдет очередь до логопеда.

«Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Логопед тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же  ровно бьется его доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

«Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

«Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении логопед может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время ритуала логопед находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

«Круг друзей».

Стоя или сидя по кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

«Речевка».

«Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботится, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

«Солнечные лучики».

Протяните руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать  себя теплым солнечным лучиком.

«Доброе утро!»

Сидя в кругу, каждый по очереди, берет микрофон, говорит всем «Доброе утро!» и сообщает, чему он сегодня радуется (какое у него сегодня настроение, как прошло начало дня дома). Остальные спокойно выслушивают высказывание. Затем микрофон передается следующему ребенку.

«Волшебная подушка»

Сидя в кругу, ведущий передает небольшую подушку кому-нибудь из детей. Тот, кому дана подушка, садится на нее и может поделиться своим желанием, начиная рассказ со слов: «Я хочу…». Все остальные внимательно слушают. В конце игры дети делятся впечатлениями.

«Веселое зеркало»

Стоя в кругу, дети по очереди поворачиваются друг к другу лицом и смотрятся как  в зеркало. Ребенок, к которому повернулись, должен себя вести как отражение в зеркале. По окончании игры все дети обнимаются и улыбаются друг другу.

«Друзья»

Стоя или сидя в кругу, дети по очереди берут соседа за руку, называют его по имени, гладят по голове, жмут руку. В конце игры все дети смотрят в глаза друг другу и улыбаются.

«Ласковушка»

Дети, стоя в кругу, бросают мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидают мяч.

«Гусеница»

Взрослый предлагает превратиться в одну большую гусеницу и вместе передвигаться по комнате. Для этого дети встают цепочкой, руки кладут на плечи впереди стоящему. Между животом одного играющего и спиной другого зажимается воздушный шар или мяч. Мяч трогать руками нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...

Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»

Мастер-класс:  «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»...

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...

Мультимедийная разработка "Партнерские отношения взрослого с ребенком – залог его успешной социализации в обществе"

Партнерские отношения взрослого с ребенком позволяют ему ориентироваться в предметном мире и в системе человеческих отношений, способствуют интеллектуальному, личностному развитию и являются залогом е...

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»

Одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...