Выступление "Роль педколлектива в создании условий, способствующих успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ
материал
Тема: "Социальная адаптациая детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
07.12.2021pedsovet_sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида №23
Выступление
на педагогическом совете №2 «Роль педколлектива в создании условий, способствующих успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ»
на тему:
«Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду».
Подготовила и выступила
воспитатель Селиверстова А.К.
07.12.2021
городской округ Жуковский
Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.
Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
· Нарушение эмоционального состояния;
· Ухудшение сна и аппетита;
· Развитие страха перед дошкольным учреждением;
· Повышение заболеваемости.
Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
· Эмоциональная неадекватность;
· Социальная некомпетентность;
· Несоциализированная агрессия;
· Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
· Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
· Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Для облегчения социальной адаптации детей родителям необходимо с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно.
Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.
Существуют несколько форм работы, которые позволяют преодолевать социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество:
- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;
- временная интеграция. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;
- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
Необходимо в системе проводить работу психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».
в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....
Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.
Государственная политика в области образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...
статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"
статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...
«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...
Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье представлен опыт работы педагогов по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автором описаны методы и приемы работы с де...
Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "
Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....