Методическая разработка по теме : "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему
ГБДОУ Детский сад № 103 Калининского района. г. Санкт-Петербург.
Составили: воспитатель Кальная Т.Е. и Алексеева О.А.
Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, стране;
- к природе родного края;
- к наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Планирование работы по патриотическому воспитанию.
Основной задачей дошкольного учреждения является патриотическое воспитание детей. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Задачей воспитателя является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка – очень сложный педагогический процесс. В основе него лежит воспитание и развитие нравственных чувств. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ; труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данного края и в каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, как наш город Санкт-Петербург, город со совей определенной Великой культурой, традициями.
Роль семьи в патриотическом воспитании и развитии ребенка.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке - это корни. связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проанализировав отношение детей к понятию «Родина» были поставлены следующие задачи, для повышения уровня знаний детей :
- закрепить у детей элементарные знания о месте жительства (дом, улица, название города)
- расширить знания детей о природе родного края,
- познакомить детей с историей и современностью родного города, и города Санкт -Петербург;
- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей.
- способствовать развитию интереса к изучению города, в котором мы живём; формированию патриотического отношения к малой родине.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилось по следующим направлениям:
- природа родного края;
- история города;
- символика
- достопримечательности города;
- труд взрослых.
Мы стали работать в данном направлении, нами созданы
- уголок в группе «Мой город Санкт -Петребург»,
- проведены проекты «Родословная моей семьи»
Привлекаем родителей к активному участию в городских конкурсах, праздниках. Ведь совместная деятельность сплачивает детей и родителей.
Дети с детства должны проявлять своё оптимистическое отношение к жизни города. Поэтому с детьми были организованы экскурсии на объекты нашего города .
Ведь получить эстетическое наслаждение от панорамы города, сделать столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки и мероприятия надолго остаются в памяти ребенка.
Но ребенку надо показать Санкт –Петербург не только как красивый город, но и показать трудовую жизнь горожан . Эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни нашего города.
Мы проводим совместные праздники и семейные гостиные. Родители вместе с детьми ухаживают за участком для прогулки.
Для родителей оформляется уголок с данной информацией .
Список литературы
• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/17/d1c158a82a-85875c21c1298aa898b8e20efcbfbc41.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-284821-1381905722.jpg)
Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-328297-1537894421.jpg)
Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514944-1415102199.jpg)
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Тематический день «Я – патриот»
Данный материал поможет интересно и познавательно провести "День Защитника Отечества": познакомиться с песнями военных лет, узнать о русских богатырях, родах войск, закрепить знания о ...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Знакомство с эпохой Петра I"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Нет ничего дороже у человека, чем его Родина, любимый город, семья. Дошкольное детство – пора вос...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
В методической разработке «Памятники природы Агрызского района республики Татарстан» представлен авторский материал в виде конспекта занятия по социально-коммуникативному развитию воспитат...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-1147797-1636806011.jpg)
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «КУЗНИЦА ЮНЫХ ПАТРИОТОВ»
Данная методическая разработка демонстрирует использование ИКТ и дистанционных технологий в проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с привлечением их...