Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Сказка» г.Вуктыл
Составила: воспитатель Анисина О.А.
Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Планирование работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому моей задачей, как педагога, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства, и республики Коми (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ; труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшой город как наш Вуктыл, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Роль семьи воспитанников в патриотическом воспитании и развитии ребенка.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке - это корни. связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проанализировав отношение детей к понятию «Родина» ; проведя опрос о родном городе среди детей группы были поставлены следующие задачи, для повышения уровня знаний детей :
- закрепить у детей элементарные знания о месте жительства (дом, улица, название города, области)
- расширить знания детей о природе родного края,
- познакомить детей с историей и современностью родного города, и республики Коми;
- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей
- способствовать развитию интереса к изучению города, в котором мы живём; формированию патриотического отношения к малой родине.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилось по следующим направлениям:
- природа родного края;
- история города;
- символика
- достопримечательности города;
- труд взрослых.
Так же было проведено анкетирование , и беседы с родителями на тему «Что такое патриотическое воспитание», и нужно ли оно в детском саду. Нами было принято общее решение – поднять уровень знаний детей. Но воспитывать патриота в рамках ДОУ не достаточно. Здесь очень важно участие родителей.
Всеобщими усилиями мы стали работать в данном направлении, нами
- альбомы « Моя республика Коми», семейный альбом «Что такое счастье?»
- проведены проекты «Родословная моей семьи»
- свой мини музей по патриотическому воспитанию.
Привлекаем родителей к активному участию в городских конкурсах, праздниках. Ведь совместная деятельность сплачивает детей и родителей.
Дети с детства должны проявлять своё оптимистическое отношение к жизни города. Поэтому с детьми были организованы экскурсии на объекты нашего города .
Ведь получить эстетическое наслаждение от панорамы города, сделать столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки и мероприятия надолго остаются в памяти ребенка.
Но ребенку надо показать Вуктыл не только как красивый город, но и показать трудовую жизнь горожан . Эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни нашего города.
Мы проводим совместные праздники и семейные гостиные. Родители вместе с детьми ухаживают за участком для прогулки. Были сделаны фигуры для интерьера участка.
Для родителей оформляется уголок с советами, планами, информацией .
Список литературы
• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Предварительный просмотр:
План к методической разработке по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» | ||||||||
| Образовательная деятельность с детьми. | Деятельность с родителями. | Деятельность с педагогами. | Оснащение пед. процесса. | ||||
Октябрь | 1. Работа над проектом: «Родословная моей семьи» 2.Образовательная область. Познавательное развитие: Тема: «Я и моё имя». Цель: Познакомить с историей имени. | Анкетирование родителей по теме: «Патриотичес- кое воспитание» | Подбор стихов и загадок об именах. | |||||
Ноябрь | 1. Образовательная область. Познавательное развитие: «Мой родной город». Цель: Обогащать представления детей о родном городе; Развивать связную речь детей, расширять словарный запас; Воспитывать любовь и интерес к городу, в котором живут дети. Тема: «Мой родной город». 2. Экскурсия по городу. Цель: Формировать представления о городе, уточнить правила поведения на улице, воспитывать чувство ответственности за свой город. 3.Конструирование : «Мой город» 4.Презентация проекта : «Родословная моей семьи» 5. Выставка семейных газет «Родословное древо». | Изготовление семейных газет «Родословное древо» | Консультация: «Нравственно- патриотичес- кое воспитание». | Подбор иллюстраций города Вуктыла. Изготовление дидактических игр: «Герб родного города»; «Сложи герб родного города». | ||||
Декабрь | 1.Образовательная область. Познавательное развитие – «Русская народная кукла» Цель: Приобщение детей к народной культуре через совместное творчество. 2. Продуктивная деятельность: Изготовление народной куклы: «Кукла-закрутка» | Мастер-класс «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре» | Выставка тряпичных кукол. | |||||
Январь | 1 . Беседа «Что такое счастье? 2.Выставка патриотических уголков. | Создание семейного альбома «Что такое счастье» Создание альбомов: «Столица Республики Коми» ; Города герои «Москва», «Ленинград» | Выставка детских высказываний «Что такое счастье?» Выставка детских фотографий. | |||||
Февраль | 1.Образовательная область. Познавательное развитие: Тема: «Наши защитники». Цель :Дать представление об Армии, и родах войск. Объяснить, что солдаты принимают на себя высокую и почётную обязанность: защищать честь и свободу Родины. 2.Продуктивная деятельность. Изготовление подарков для пап и дедушек. | Выставка иллюстраций различных видов войск. | ||||||
Март | 1.Беседа Тема: «Я люблю свою маму». Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, женщине. 2. Народные традиции: развлечение для детей: «Масленица» 3.Подготовка к юбилею детского садика». | Разучивание стихов посвящённых мамам. Выпечка блинов, для развлечения. Изготовление подарков своими руками, и поздравлений к юбилею детского садика. | Оформление выставки : «Подарки мамам» Выставка рисунков и подарков : «Детский садик наш родной, здесь живём одной семьёй». | |||||
Апрель | 1.Образовательная область. Познавательное развитие. Тема: «Наши космонавты» (беседа о профессии космонавта с просмотром иллюстраций).
«Конструирование космического корабля». | Выставка картин о космосе. | ||||||
Май | 1.Образовательная область. Познавательное развитие Тема: «Воины ВОВ» Цель: Воспитывать уважение к воинам ВОВ и их подвигам.
| Выставка рисунков совместно детей и родителей «Этот День Победы!». Выступление родителей с песнями о ВОВ. Анкетирование родителей. | Оформление выставки ко Дню Победы. Выставка фотографий с экскурсии. Изготовление атрибутов для открытого занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...
Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...
Консультация для родителей на тему: "Патриотическое воспитание детей 4-5 лет".
Без помощи родителей решить эту задачу невозможно. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном гор...
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...
Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...
Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...