МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

В методической разработке «Памятники природы Агрызского района республики Татарстан» представлен авторский материал в виде конспекта занятия по социально-коммуникативному развитию воспитателей подготовительной группы.

Авторская специфика состоит в том, что данный конспект разработан с целью ознакомления дошкольников республики Татарстан с природными богатствами своей Родины. Согласно с ФГОС ДО одной из приоритетных задач социально-коммуникативного развития дошкольников является  «…формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины». В настоящее время разработано недостаточно методических пособий для работы с детьми старшего дошкольного возраста, включающих в себя изучение памятников природы родного края. Поэтому представленный  в конспекте ООД материал может послужить примером для дальнейшей работы педагогов  ДОУ в данном направлении. Идея заочного путешествия по значимым местам малой Родины позволяет детям изучить природу  заповедников, узнать названия животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. Здесь так же представлены и другие образовательные области:   познавательное развитие; речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие. Смена разных видов деятельности на занятии  способствует  лучшему усвоению дошкольниками  нового материала. Потребность детей в движении  реализуется в играх, физминутке,  самостоятельной двигательной активности. Главная цель этой методической разработки – воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. Красочная презентация, интересные факты о живой природе, грамотно подобранное музыкальное оформление помогут   сделать из обычного занятия захватывающее событие, которое ребенок запомнит надолго. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Миляуша» села Терси Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»

Выполнили воспитатели:

Васильева Фарида Мирсаетовна

2023 г

Введение

В методической разработке «Памятники природы Агрызского района республики Татарстан» представлен авторский материал в виде конспекта занятия по социально-коммуникативному развитию воспитателей подготовительной группы.

Авторская специфика состоит в том, что данный конспект разработан с целью ознакомления дошкольников республики Татарстан с природными богатствами своей Родины. Согласно с ФГОС ДО одной из приоритетных задач социально-коммуникативного развития дошкольников является «…формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины». В настоящее время разработано недостаточно методических пособий для работы с детьми старшего дошкольного возраста, включающих в себя изучение памятников природы родного края. Поэтому представленный в конспекте ООД материал может послужить примером для дальнейшей работы педагогов ДОУ в данном направлении. Идея заочного путешествия по значимым местам малой Родины позволяет детям изучить природу заповедников, узнать названия животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. Здесь так же представлены и другие образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие. Смена разных видов деятельности на занятии способствует лучшему усвоению дошкольниками нового материала. Потребность детей в движении реализуется в играх, физминутке, самостоятельной двигательной активности. Главная цель этой методической разработки – воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. Красочная презентация, интересные факты о живой природе, грамотно подобранное музыкальное оформление помогут сделать из обычного занятия захватывающее событие, которое ребенок запомнит надолго.

План-конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Памятники природы Агрызского района

республики Татарстан»

Цель: Ознакомление детей с памятниками природы малой Родины.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • Воспитывать интерес детей к природным богатствам малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать коммуникационные навыки.

Познавательное развитие:

  • познакомить детей с памятниками природы Агрызского района;
  • формировать представление детей о живой природе;
  • способствовать накоплению знаний о малой Родине;

Речевое развитие:

  • обогащать словарный запас воспитанников новыми терминами;
  • формировать навык связной речи, умение свободно высказывать свое мнение;
  • прививать воспитанникам культуру речи;

Физическое развитие:

  • развивать двигательную активность детей;
  • развивать общую моторику тела

Художественно-эстетическое развитие

  • способствовать развитию эстетических чувств;
  • поощрять творческую активность детей через музыкально-ритмическую и игровую деятельность;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: ноутбук, экран,

Реквизит: записи татарской народной музыки, презентация

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

Игра-приветствие

Познавательно-исследовательская

решение проблемной ситуации, виртуальное путешествие к памятникам природы Агрызского района

Коммуникативная

Беседы, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание музыки ( фон), музыкаль-ритмическая деятельность.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Стихи. Декламация.

Ход занятия

  • Вводная часть занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята

Дети ( хором): Здравствуйте!

Воспитатель: Как вы дружно мне ответили! У вас сегодня у всех хорошее настроение? Тогда предлагаю поздороваться со всем миром. Для этого встаньте в кружок и повторяйте за мной.

Игра-приветствие

Мы проснулись ( трут щечки)

Потянулись ( потягиваются)

И друг другу улыбнулись ( по тексту)

Скажем миру мы: ПРИВЕТ! ( хором)

Лучше наших деток: НЕТ ( хором)

Здравствуй, солнце золотое! ( руками показывают круглое солнце)

Здравствуй, небо голубое! ( показывают на небо)

Здравствуй, вольный ветерок! ( машут руками)

Здравствуй, маленький дубок! ( показывают маленькое деревце)

Воспитатель: Мы живём в одном краю,

Я всех вас приветствую!

  • Основная часть занятия

Воспитатель: сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне ответьте о чем в нем рассказывается?

Это край чудесный, там, где синь небес.

Золотое поле и зеленый лес.

Ручеёк звенящий и весенний гром.

Это - запах хлеба, это - отчий дом.

Родина – родная, наша сторона.

Ты на всей планете - лучшая страна.

Воспитатель: О чём, ребята, рассказал поэт в этом стихотворении?

(о Родине).

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?

Предполагаемые ответы детей:

- Родина – это место, где мы родились и живём.

- Родина, это земля, на которой жили наши бабушки и дедушки.

- Родина – это наше село Терси.

- Родина – это место, где живет моя семья

- Это место, где стоит наш детский сад.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите я вам его прочитаю? ( дети отвечают утвердительно)

Текст письма:

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Алмаз Салимов из республики Крым. Когда-то мои предки жили в с. Терси Агрызского района республики Татарстан. Но много лет назад они перебрались жить на юг нашей страны. Моя бабушка немного рассказывала мне про мою далекую Родину - Татарстан, где жили все мои предки. Но мне интересно было бы узнать какая у Вас природа, есть ли у вас памятники природы. Есть ли у вас море? Летом у нас очень тепло, мы ходим купаться на Черное море. Напишите мне пожалуйста ответ и нарисуйте свою Родину.

Ваш друг Алмаз Салимов.

Воспитатель: Что мы, ребята, ответим Коле? О чем мы можем ему рассказать?

Предполагаемые ответы детей: лес, речка, грибы, ягоды.

Воспитатель: Молодцы. Но еще Алмаз спросил нас про памятники природы. Прежде чем отправить ему ответ, ответьте мне на вопрос, а что такое памятник? ( дети отвечают)

Воспитатель: слово памятник происходит от слова память, что значит помнить, хранить. Памятники ставят в память о каком-то событии или человеке. Например есть памятники известным людям или животным, которые чем-то отличились. Есть памятник известному вам поэту А.С.Пушкину, или памятник героям ВОВ. Есть и памятники природы – это могут быть леса, в которых растут редкие растения и грибы. Реки, в которых водятся рыбы, занесенные в Красную книгу и т.д.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Агрызскому району, чтобы познакомиться с памятниками природы нашей малой Родины. А на чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Ответ детей: поезд

Воспитатель: правильно, вставайте друг за другом ,кладите руки на плечи впереди стоящего и поехали.

Звучит веселая, динамичная музыка. Дети едут паровозиком по группе. С остановкой музыки на экране появляется картинка.

1 памятник природы « Пойма реки Кырыкмас»

Воспитатель: ребята мы приехали на реку Кырыкмас. В ней водится 27 видов рыб, в том числе занесенных в Красную книгу Республики Татарстан: форель ручьевая, гольян обыкновенный, хариус европейский и т.д. Здесь так же обитает выдра. Вокруг нашей реки живут и редкие птицы: орлан-белохвост, подорлик большой, осоед, лунь полевой, лунь луговой. Кто из вас купался в этой реке? ( дети отвечают). Ну что ж отправляемся дальше. Отгадайте на чем мы поедем?

С лева с права два весла,

Тихоходная она,

С виду пузатая,

Прогулка на ней приятная! ( лодка)

Воспитатель: Садитесь скорее в лодку и поплывем по нашей красавице-реке.

( Дети садятся за воспитателем на ковер, друг за другом и гребут руками как веслами)

Воспитатель: Итак, мы приплыли к другому памятнику природы Агрызского района.

2 памятник природы «Сложный бор»

Воспитатель: Ребята этот памятник природы называется «Сложный бор». Это хвойный лес, который встречается очень редко. Здесь растут и елки, и сосны, и пихты. Деревья в этом лесу растут многие столетия. Здесь обитает очень редкая птица Серая цапля.

Воспитатель: Я вижу ребята вы устали. Предлагаю провести физминутку.

Физминутка

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( тянут руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: ну что ж, молодцы. Но не будем терять времени отправимся дальше. Слушайте мою загадку.

Крылья есть, есть нос и хвост,

Но, поверьте, я не прост.

Есть моторы у меня –

Очень быстрый я, друзья. (Самолет)

Правильно, молодцы. Давайте расставим руки в стороны и полетим. Но маршрут у каждого будет свой. Главная задача не сталкиваться с ребятами, кто столкнулся, тот «улетает» на стул.

Звучит отрывок песни «Потому что мы пилоты». Дети двигаются по группе.

Воспитатель: Ну вот мы и прилетели. Здесь находится еще один памятник природы, называется он Кичке-Тан.

3 памятник природы

Государственный природный заказник Кичке – Тан

Воспитатель: Посмотрите какая красота. Это место называется заказник, потому что оно охраняется государством. В этих лесах нельзя охотиться, потому что здесь живут редкие птицы и животные, произрастают деревья, растения и грибы, занесенные в Красную книгу. Но есть люди, которые не подчиняются закону и охотятся на редких животных. Таких людей называют браконьерами. Если охотоведы и лесники поймают их за таким занятием, могут серьезно наказать. На территории заказника живут около 99 видов птиц. Самые красивые из них - это Лебеди – Шипуны. Здесь можно встретить кабана, лисицу, зайца и даже норку.

Воспитатель: Вам понравился заказник Кичке – Тан? Но у нас в районе много красивых, заповедных мест. Предлагаю отправиться дальше. Осталась всего одна загадка.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Машина)

Воспитатель: Ребята, а вы любите кататься на машине? А какие виды машин вы знаете? Ну что ж, вставайте друг за другом в колонну по одному, представьте себе, что у вас в руках настоящий руль и отправляйтесь в путешествие на своей машине.

Раздается сигнал машины. Дети «едут» под песню «Песенка фронтового шофера»

Воспитатель ( командует): Автоколонна стоп. Дальше надо идти пешком. Животные и птицы могут испугаться. Мы приехали в Агрызский государственный охотничий заказник.

4 памятник природы.

Агрызский государственный охотничий заказник

Воспитатель: Эти заповедные места простираются на много тысяч километров. Государство взяло эти землю под свою охрану. Посмотрите, сколько тут редких животных и птиц: бурый медведь, косули, лось, кабан, белка, бобр, куница, лисица, рысь, глухарь, тетерев, рябчик. Многие из них занесены в Красную книгу. Есть много мест на земле, где эти виды животных и птиц исчезли навсегда. Мы – агрызсцы, счастливые люди. Ведь нам не надо ходить в зоопарки, чтобы своими глазами увидеть живую природу. Мы живем в живописном уголке России и должны гордиться этим.

  • Заключительная часть занятия

Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад.

- Кто мне скажет, в каких удивительных местах нашей Родины мы побывали? (ответы детей)

- Какие памятники природы нашей Родины вам больше всего понравились?

- Что мы напишем Алмазу Салимову?

Вывод: У каждого человека есть Родина. Место, где он вырос, где находится его семья. Надо бережно относиться к природе своего края, чтобы она оставалась такой же красивой, как и во времена наших прадедушек и прабабушек.

Творческое задание

Воспитатель: ребята предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Моя Родина», а кто не хочет рисовать, может вместе с родителями сфотографировать красивые места нашего села и района и принести свои работы в детский сад. Все это мы отправим в письме Алмазу и организуем выставку ваших творческий работ « Нет тебя прекрасней, Родина моя!»

Список литературы

  1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c.
  2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2011. - 128 c.
  3. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 144 c.
  4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 160 c.
  5. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка - дошкольника / В.Н. Зимонина. - М.: Книга по Требованию, 2003. - 304 c.
  6. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
  7. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
  8. Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы / Ж.Л. Новикова. - М.: Книга по Требованию, 2005.
  9. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Города-Герои"

Методическая разработка включает в себя главным образом тесное сотрудничество с семьями по подготовке совместно с детьми презентаций, владения детьми информацией, разработка умений и навыков выступать...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Боровичок». Воспитатели:А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе

Работа по нравственно-патриоскому воспитанию детейв страршей группе "Боровичок".Воспитатели: А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников (старшей группы «Звездочки») «Я — часть России!»

Цель проекта: познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, воспитывая чувство гордости за свою Родину, желание сохранить ее чистой и красивой на долгие годы....