МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В методической разработке «Памятники природы Агрызского района республики Татарстан» представлен авторский материал в виде конспекта занятия по социально-коммуникативному развитию воспитателей подготовительной группы.
Авторская специфика состоит в том, что данный конспект разработан с целью ознакомления дошкольников республики Татарстан с природными богатствами своей Родины. Согласно с ФГОС ДО одной из приоритетных задач социально-коммуникативного развития дошкольников является «…формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины». В настоящее время разработано недостаточно методических пособий для работы с детьми старшего дошкольного возраста, включающих в себя изучение памятников природы родного края. Поэтому представленный в конспекте ООД материал может послужить примером для дальнейшей работы педагогов ДОУ в данном направлении. Идея заочного путешествия по значимым местам малой Родины позволяет детям изучить природу заповедников, узнать названия животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. Здесь так же представлены и другие образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие. Смена разных видов деятельности на занятии способствует лучшему усвоению дошкольниками нового материала. Потребность детей в движении реализуется в играх, физминутке, самостоятельной двигательной активности. Главная цель этой методической разработки – воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. Красочная презентация, интересные факты о живой природе, грамотно подобранное музыкальное оформление помогут сделать из обычного занятия захватывающее событие, которое ребенок запомнит надолго.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Миляуша» села Терси Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
Выполнили воспитатели:
Васильева Фарида Мирсаетовна
2023 г
Введение
В методической разработке «Памятники природы Агрызского района республики Татарстан» представлен авторский материал в виде конспекта занятия по социально-коммуникативному развитию воспитателей подготовительной группы.
Авторская специфика состоит в том, что данный конспект разработан с целью ознакомления дошкольников республики Татарстан с природными богатствами своей Родины. Согласно с ФГОС ДО одной из приоритетных задач социально-коммуникативного развития дошкольников является «…формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины». В настоящее время разработано недостаточно методических пособий для работы с детьми старшего дошкольного возраста, включающих в себя изучение памятников природы родного края. Поэтому представленный в конспекте ООД материал может послужить примером для дальнейшей работы педагогов ДОУ в данном направлении. Идея заочного путешествия по значимым местам малой Родины позволяет детям изучить природу заповедников, узнать названия животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. Здесь так же представлены и другие образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие. Смена разных видов деятельности на занятии способствует лучшему усвоению дошкольниками нового материала. Потребность детей в движении реализуется в играх, физминутке, самостоятельной двигательной активности. Главная цель этой методической разработки – воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. Красочная презентация, интересные факты о живой природе, грамотно подобранное музыкальное оформление помогут сделать из обычного занятия захватывающее событие, которое ребенок запомнит надолго.
План-конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Памятники природы Агрызского района
республики Татарстан»
Цель: Ознакомление детей с памятниками природы малой Родины.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать интерес детей к природным богатствам малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- формировать коммуникационные навыки.
Познавательное развитие:
- познакомить детей с памятниками природы Агрызского района;
- формировать представление детей о живой природе;
- способствовать накоплению знаний о малой Родине;
Речевое развитие:
- обогащать словарный запас воспитанников новыми терминами;
- формировать навык связной речи, умение свободно высказывать свое мнение;
- прививать воспитанникам культуру речи;
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность детей;
- развивать общую моторику тела
Художественно-эстетическое развитие
- способствовать развитию эстетических чувств;
- поощрять творческую активность детей через музыкально-ритмическую и игровую деятельность;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: ноутбук, экран,
Реквизит: записи татарской народной музыки, презентация
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Игровая | Игра-приветствие |
Познавательно-исследовательская | решение проблемной ситуации, виртуальное путешествие к памятникам природы Агрызского района |
Коммуникативная | Беседы, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкальная | Слушание музыки ( фон), музыкаль-ритмическая деятельность. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Стихи. Декламация. |
Ход занятия
- Вводная часть занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята
Дети ( хором): Здравствуйте!
Воспитатель: Как вы дружно мне ответили! У вас сегодня у всех хорошее настроение? Тогда предлагаю поздороваться со всем миром. Для этого встаньте в кружок и повторяйте за мной.
Игра-приветствие
Мы проснулись ( трут щечки)
Потянулись ( потягиваются)
И друг другу улыбнулись ( по тексту)
Скажем миру мы: ПРИВЕТ! ( хором)
Лучше наших деток: НЕТ ( хором)
Здравствуй, солнце золотое! ( руками показывают круглое солнце)
Здравствуй, небо голубое! ( показывают на небо)
Здравствуй, вольный ветерок! ( машут руками)
Здравствуй, маленький дубок! ( показывают маленькое деревце)
Воспитатель: Мы живём в одном краю,
Я всех вас приветствую!
- Основная часть занятия
Воспитатель: сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне ответьте о чем в нем рассказывается?
Это край чудесный, там, где синь небес.
Золотое поле и зеленый лес.
Ручеёк звенящий и весенний гром.
Это - запах хлеба, это - отчий дом.
Родина – родная, наша сторона.
Ты на всей планете - лучшая страна.
Воспитатель: О чём, ребята, рассказал поэт в этом стихотворении?
(о Родине).
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?
Предполагаемые ответы детей:
- Родина – это место, где мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили наши бабушки и дедушки.
- Родина – это наше село Терси.
- Родина – это место, где живет моя семья
- Это место, где стоит наш детский сад.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите я вам его прочитаю? ( дети отвечают утвердительно)
Текст письма:
Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Алмаз Салимов из республики Крым. Когда-то мои предки жили в с. Терси Агрызского района республики Татарстан. Но много лет назад они перебрались жить на юг нашей страны. Моя бабушка немного рассказывала мне про мою далекую Родину - Татарстан, где жили все мои предки. Но мне интересно было бы узнать какая у Вас природа, есть ли у вас памятники природы. Есть ли у вас море? Летом у нас очень тепло, мы ходим купаться на Черное море. Напишите мне пожалуйста ответ и нарисуйте свою Родину.
Ваш друг Алмаз Салимов.
Воспитатель: Что мы, ребята, ответим Коле? О чем мы можем ему рассказать?
Предполагаемые ответы детей: лес, речка, грибы, ягоды.
Воспитатель: Молодцы. Но еще Алмаз спросил нас про памятники природы. Прежде чем отправить ему ответ, ответьте мне на вопрос, а что такое памятник? ( дети отвечают)
Воспитатель: слово памятник происходит от слова память, что значит помнить, хранить. Памятники ставят в память о каком-то событии или человеке. Например есть памятники известным людям или животным, которые чем-то отличились. Есть памятник известному вам поэту А.С.Пушкину, или памятник героям ВОВ. Есть и памятники природы – это могут быть леса, в которых растут редкие растения и грибы. Реки, в которых водятся рыбы, занесенные в Красную книгу и т.д.
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Агрызскому району, чтобы познакомиться с памятниками природы нашей малой Родины. А на чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Ответ детей: поезд
Воспитатель: правильно, вставайте друг за другом ,кладите руки на плечи впереди стоящего и поехали.
Звучит веселая, динамичная музыка. Дети едут паровозиком по группе. С остановкой музыки на экране появляется картинка.
1 памятник природы « Пойма реки Кырыкмас»
Воспитатель: ребята мы приехали на реку Кырыкмас. В ней водится 27 видов рыб, в том числе занесенных в Красную книгу Республики Татарстан: форель ручьевая, гольян обыкновенный, хариус европейский и т.д. Здесь так же обитает выдра. Вокруг нашей реки живут и редкие птицы: орлан-белохвост, подорлик большой, осоед, лунь полевой, лунь луговой. Кто из вас купался в этой реке? ( дети отвечают). Ну что ж отправляемся дальше. Отгадайте на чем мы поедем?
С лева с права два весла,
Тихоходная она,
С виду пузатая,
Прогулка на ней приятная! ( лодка)
Воспитатель: Садитесь скорее в лодку и поплывем по нашей красавице-реке.
( Дети садятся за воспитателем на ковер, друг за другом и гребут руками как веслами)
Воспитатель: Итак, мы приплыли к другому памятнику природы Агрызского района.
2 памятник природы «Сложный бор»
Воспитатель: Ребята этот памятник природы называется «Сложный бор». Это хвойный лес, который встречается очень редко. Здесь растут и елки, и сосны, и пихты. Деревья в этом лесу растут многие столетия. Здесь обитает очень редкая птица Серая цапля.
Воспитатель: Я вижу ребята вы устали. Предлагаю провести физминутку.
Физминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( тянут руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: ну что ж, молодцы. Но не будем терять времени отправимся дальше. Слушайте мою загадку.
Крылья есть, есть нос и хвост,
Но, поверьте, я не прост.
Есть моторы у меня –
Очень быстрый я, друзья. (Самолет)
Правильно, молодцы. Давайте расставим руки в стороны и полетим. Но маршрут у каждого будет свой. Главная задача не сталкиваться с ребятами, кто столкнулся, тот «улетает» на стул.
Звучит отрывок песни «Потому что мы пилоты». Дети двигаются по группе.
Воспитатель: Ну вот мы и прилетели. Здесь находится еще один памятник природы, называется он Кичке-Тан.
3 памятник природы
Государственный природный заказник Кичке – Тан
Воспитатель: Посмотрите какая красота. Это место называется заказник, потому что оно охраняется государством. В этих лесах нельзя охотиться, потому что здесь живут редкие птицы и животные, произрастают деревья, растения и грибы, занесенные в Красную книгу. Но есть люди, которые не подчиняются закону и охотятся на редких животных. Таких людей называют браконьерами. Если охотоведы и лесники поймают их за таким занятием, могут серьезно наказать. На территории заказника живут около 99 видов птиц. Самые красивые из них - это Лебеди – Шипуны. Здесь можно встретить кабана, лисицу, зайца и даже норку.
Воспитатель: Вам понравился заказник Кичке – Тан? Но у нас в районе много красивых, заповедных мест. Предлагаю отправиться дальше. Осталась всего одна загадка.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Машина)
Воспитатель: Ребята, а вы любите кататься на машине? А какие виды машин вы знаете? Ну что ж, вставайте друг за другом в колонну по одному, представьте себе, что у вас в руках настоящий руль и отправляйтесь в путешествие на своей машине.
Раздается сигнал машины. Дети «едут» под песню «Песенка фронтового шофера»
Воспитатель ( командует): Автоколонна стоп. Дальше надо идти пешком. Животные и птицы могут испугаться. Мы приехали в Агрызский государственный охотничий заказник.
4 памятник природы.
Агрызский государственный охотничий заказник
Воспитатель: Эти заповедные места простираются на много тысяч километров. Государство взяло эти землю под свою охрану. Посмотрите, сколько тут редких животных и птиц: бурый медведь, косули, лось, кабан, белка, бобр, куница, лисица, рысь, глухарь, тетерев, рябчик. Многие из них занесены в Красную книгу. Есть много мест на земле, где эти виды животных и птиц исчезли навсегда. Мы – агрызсцы, счастливые люди. Ведь нам не надо ходить в зоопарки, чтобы своими глазами увидеть живую природу. Мы живем в живописном уголке России и должны гордиться этим.
- Заключительная часть занятия
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад.
- Кто мне скажет, в каких удивительных местах нашей Родины мы побывали? (ответы детей)
- Какие памятники природы нашей Родины вам больше всего понравились?
- Что мы напишем Алмазу Салимову?
Вывод: У каждого человека есть Родина. Место, где он вырос, где находится его семья. Надо бережно относиться к природе своего края, чтобы она оставалась такой же красивой, как и во времена наших прадедушек и прабабушек.
Творческое задание
Воспитатель: ребята предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Моя Родина», а кто не хочет рисовать, может вместе с родителями сфотографировать красивые места нашего села и района и принести свои работы в детский сад. Все это мы отправим в письме Алмазу и организуем выставку ваших творческий работ « Нет тебя прекрасней, Родина моя!»
Список литературы
- Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c.
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2011. - 128 c.
- Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 144 c.
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 160 c.
- Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка - дошкольника / В.Н. Зимонина. - М.: Книга по Требованию, 2003. - 304 c.
- Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
- Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
- Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы / Ж.Л. Новикова. - М.: Книга по Требованию, 2005.
- Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы»
Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей....
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».
Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».
Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Города-Герои"
Методическая разработка включает в себя главным образом тесное сотрудничество с семьями по подготовке совместно с детьми презентаций, владения детьми информацией, разработка умений и навыков выступать...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе
Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Боровичок». Воспитатели:А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе
Работа по нравственно-патриоскому воспитанию детейв страршей группе "Боровичок".Воспитатели: А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников (старшей группы «Звездочки») «Я — часть России!»
Цель проекта: познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, воспитывая чувство гордости за свою Родину, желание сохранить ее чистой и красивой на долгие годы....