Доклад "Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста"
статья на тему

Филимонова Наталья Владимировна

Как создать музыкальную сказку с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykantu_po_skazke.docx480.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                           

«Создание музыкальной сказки

с детьми дошкольного возраста».

                                                   Выполнила: Филимонова Наталья Владимировна,

                                                                            музыкальный руководитель,

                                                                            высшая квалификационная

                                                                            категория

                                   

                                                2017г.

                    Шаг первый - введение в мир волшебства.

Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного отражения сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках. Но самое главное в сказке это все - таки сказочный персонаж.

Каждый ребёнок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить внешность.  Как это сделать без специального костюма?  Есть большой  платок, который может быть  вуалью для царевны,  плащом для царевича, платком для бабушки,  чалмой, для мага.  Палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной  а  может быть волшебной флейтой.

Чтобы почувствовать себя героем сказки, необходима  помощь педагога. Педагог предлагает  костюмы,  а ребёнок выбирает то, что помогает создать образ. Оказывается,  один и тот же предмет может быть использован для определения многих персонажей. Например: колпачок – Петрушка, Клоун, звездочёт. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок – открывает неограниченные возможности для перевоплощения.

Для развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения используются игры: «Найди пару», «Волшебный платок», «Маска, я тебя знаю».

       Шаг второй. Введение в атмосферу конкретной сказки.

Как выбрать произведение?

Большую долю информации педагог почерпнет из первого этапа работы. Там  проявятся индивидуальные способности  детей. Но как принять коллективное решение? Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит в разных вариантах известные и неизвестные сказки. С основной частью сказок дети уже ознакомились на подготовительном этапе. Так определяется круг интересов детей и тип сказки, близкий данному возрасту.

Например, в старшем дошкольном возрасте девочки хотят быть принцессами, феями, а мальчики сказочными воинами, царевичами. Детям предлагается вспомнить сказку, где присутствуют желаемые персонажи. Девочки могут назвать сказку “Спящая красавица” (там есть принцесса и фея), мальчики могут назвать “Сказку о царе Салтане”.

      Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.

Развитие слухового внимания. Слуховое внимание наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка. Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их по тембру, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Этому занятию уделяется большое внимание в подготовительном периоде, описанном выше. Поэтому, к восприятию музыки спектакля, дети приходят уже подготовленными. Поскольку сам по себе спектакль не является точной копией какой-либо сказки, а скорее фантазией на тему, то и музыка в спектакле весьма разнообразна: как классика, так и детские песенки, и детское музицирование..

Музыка может быть фоном,  музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от  игры до сюжетного постановочного танца и, конечно, музыка помогает усилить сказочные персонажи.

Знакомство с музыкой может происходить во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты могут звучать как фон, могут иллюстрировать описания какого-либо персонажа или действия. Индивидуальные песни разучиваются при работе над образом, танцующие персонажи знакомятся с музыкой при разучивании танца, хоровые или ансамблевые пения при работе над эпизодами. Очень часто знакомство с музыкой и прочтение текста сказки происходит одновременно. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге. Кто-то сразу же в группе рисует принцессу в сказочном замке, а кто-то дома обдумывает волшебный лес. На следующий день мы имеем собственные иллюстрации, которые еще более активизирует интерес к сказке.

                   Шаг третий. Работа над персонажами.

Начиная работу над персонажами, педагог опирается на воображение детей, на личный опыт ребёнка и память. Ребёнку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще невелик, педагог  помогает, подсказывая  яркие особенности персонажа, помогает  понять образ. Для этого необходимо побудить ребёнка к проявлению воображения, фантазии. Если необходимо представить волшебника, то помогает упражнение “Фантазер”, если надо почувствовать себя феей, то помогает упражнение “Фея сна”, если не сразу получается веселый клоун, то весело двигаться и прыгать поможет упражнение “Петрушка прыгает” или “Два клоуна”. Зачастую бывают очень сложные персонажи, особенные, с которыми дети редко встречаются или впервые слышат. Именно новизна темы и дает большие возможности для развития памяти, воображения, развивает познавательные способности, кругозор. К таким персонажам подбираются, придумываются целые комплексы групповых и индивидуальных упражнений.

Хорошо поняв своего персонажа, ребёнок знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение. Ребёнок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее.

Таким образом, работа над персонажем способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи.

Взаимодействие с партнёрами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо  представляя своего героя, умея  выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа.

Дети уже знакомы с музыкой спектакля. Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать движимый образ сами. Каждый герой по своему: музыка “Лес” - как Красная Шапочка пойдет по лесу, а как волк, музыка “Бал” - как танцуют дамы, а как стражники.

Есть музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и передает образ в стройной художественной форме.

Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

Весь музыкальный материал  спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.

        Шаг четвёртый. Создание сценического пространства.

Для этого необходимо уметь ориентироваться в любом пространстве, уметь определять границы  действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали).

Игры способствуют развитию ориентировки: “Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”, “Ветерок”, “Лес” (деревья и звери), “Иголочка и ниточка”, “Скучно так сидеть”, “Тропинка”, “Декорация”, “Разведчик”.

Развитию ориентировки способствуют различные упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление.

Педагогу остается скорректировать, не навязывая своего видения, но совместно “обживая” с детьми пространство. Все, что может послужить, для репетиции эпизодов находит свое точное место на площадке (элементы декорации, реквизит).

Шаг пятый. Формирование актерского состава (распределение ролей).

Дети  создавали  волшебный мир,  научились смотреть и слушать известные сказки и сказки, придуманные детьми. За это время сформировались детские желания, обозначился круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность высказать свое желание и попробовать себя в той или иной роли. По мере исполнения ребенок сам оценивает себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать с партнерами). Ребенку дается возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли. Его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнерами). Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей определяет исполнителя наиболее подходящей роли.

Ребёнку дается возможность попробовать себя в образе одного или нескольких персонажей, тем самым, развивая уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Возникает необходимость определить второй состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть свой творческий потенциал.

                       Шаг шестой. Выступление.

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в нашей работе. Ребёнок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

                     Шаг седьмой. Повторные показы.

Получив оценку зрителей и оценив самих себя, исполнители желают рассказать сказку “по новому” - с дополнениями, изменениями, а то и вовсе поменяться ролями. Исполнителями могут стать и терпеливые зрители, которые в силу каких-то причин не участвовали в первом показе. Закрепляя полученные навыки и умения, каждый ребёнок индивидуально проявляется, раскрывается через творческую деятельность.

                                        Заключение

Музыкальная сказка, являясь важным средством умственного развития ребёнка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребёнка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка даёт мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках нравственное содержание усиливается музыкой, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия.

Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении.  Основных группы социально-нравственных норм, усваиваемых в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы поведения, социальные и моральные нормы саморегуляции и организации межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития. Преподнесенные языком сказки  эти нормы закладывают мировоззренческую и нравственную основу личности.

C:\Users\Ягодка\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC00827.jpg 

                                   F:\фотки по сказкам\P2034891.JPG         

F:\фотки по сказкам\Наталья Влад. 103.jpg

                                                              F:\фотки по сказкам\Наталья Влад. 106.jpg

F:\фотки по сказкам\100_2157.JPG

Используемая литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;
  2. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос».
  3. Методика музыкального воспитания в детском саду/под. ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
  4. Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».
  5. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М. «Владос».1999.
  6. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999.
  7. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников/под. ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение: Владос, 1994;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее  значимых...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

В данном докладе предоставлены материалы из опыта работы педагогов  детскогосада по взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в области музыкаль-ного воспитания детей....

Сценарий музыкальной сказки для детей дошкольного возраста к дню защиты детей"Волк и семеро козлят"

Действующие лица: СказочницаКозаСемеро козлятВолк Петух  ( Музыка.) Сказочница : Жила-была Коза и было у нее семеро Козлят. Коза построила себе в лесу избушку ...

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведен...

Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста

Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...