Использование пиктограмм в доу
статья (старшая группа) на тему

Евсюкова Марина Николаевна

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной  возможности развития связной речи ребёнка.
 Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:
• развить интерес к составлению творческих рассказов;
• создать мотивацию к рассказыванию своих историй;
• расширить словарный запас;
• научить преодолевать робость, застенчивость;
• воспитать умение свободно держаться перед аудиторией.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Автор статьи: Евсюкова Марина Николаевны

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.

     В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.  В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

              Пиктограммы для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки с дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной  возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:
 
• развить интерес к составлению творческих рассказов;
• создать мотивацию к рассказыванию своих историй;
• расширить словарный запас;
• научить преодолевать робость, застенчивость;
• воспитать умение свободно держаться перед аудиторией.
     Одно из правил запоминания гласит: « Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное,  каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.

     В настоящее время перед  нами – педагогами  стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии ).

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

      Поэтому,  применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих  объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

     В современном обществе возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и, являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе, тем самым будет способствовать интеграции  детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум. Поэтому использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный ), тем больший эффект может получить : дети быстрее смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.  

В любой деятельности с детьми, будь то игровая, художественно-продуктивная,  возможно применение  пиктограммы «схемы слова» ,которые помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), пиктограммы «схемы предложения»  – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.    

     Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод  позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.

     Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.

     Пиктограммы являются нашими лучшими  помощниками   при пересказе сказок, использовании  в играх:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай».  Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ». Педагог  раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно». Взрослый  расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.

«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен  составить рассказ.

Таким образом, метод наглядного моделирования или метод пиктограмм  необходимо  использовать как в системе индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста , так и в групповой работе с детьми детского сада.

Список использованной литературы:

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с ОНР

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации свя...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

"Использование пиктограмм на занятиях по английскому языку с дошкольниками"

"Использование пиктограмм на занятиях по английскому языку с дошкольниками"...

Использование пиктограмм для запоминания и рассказывания стихотворения и текста. Тема "Грибы".

Пересказ рассказа "В лесу".Заучивание стихотворения "Где берёзки да дубы..."Пересказ рассказа "Грибники"Для развития способов запоминания можно использовать пиктограммы - особые опорные рисунки, с пом...

Занятие с использованием пиктограмм

Занятие с использованием пиктограмм...

Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.

рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте.  Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает  и запоминает, привязывая...