Сценарий проведения семинара по теме : «Применение новых педагогических технологий в коррекционно – образовательной работе: содержание методы и подходы осуществления интегративной деятельности в детском саду».
консультация на тему
Цель:
Обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграции
художественно – эстетического развития в рамках ФГОС ДОУ.
Задачи:
Скорректировать эффективные пути организации образовательного процесса для детей – логопатов в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_seminara.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения семинара по теме :
«Применение новых педагогических технологий в коррекционно – образовательной работе: содержание методы и подходы осуществления интегративной деятельности в детском саду».
Цель:
Обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграции
художественно – эстетического развития в рамках ФГОС ДОУ.
Задачи:
Скорректировать эффективные пути организации образовательного процесса для детей – логопатов в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Теоретическая часть.
Художественно- эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, музыка, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Действенность художественно-эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Основная цель каждого педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания ( учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя , логопеда ), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно- творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.
Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей , определяется целями и задачами Программы , может реализовать в различных видах деятельности ребёнка.
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
- интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
- помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция - процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в художественно -эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи
Первостепенную роль в создании положительного эмоционального состояния детей на интегрированных занятиях играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенность в успехе детей .
У воспитанников необходимо формировать интерес к поиску, развивать творчество, инициативу, положительное отношение к занятиям. Педагог должен знать индивидуальные особенности детей, чтобы найти ключ к каждому из них.
В современных детских садах для решения этих задач применяются многочисленные инновационные технологии:
- Маниторинговые.
- Личностно-ориентированные.
- Социоигровые технологии
- Интерактивные.
- Технологии коррекции эмоционально-личностного развития.
- Здоровьесберегающие.
Для развития художественных способностей на занятиях изобразительной деятельности целесообразно внедрение ИКТ . Так как каждое занятие ИЗО деятельности построено на зрительном восприятии, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство группы и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. Использование интерактивной технологии как источника информации повышает интерес детей к творчеству художников, позволяет использовать на занятии помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки.
- Знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- «посещать» крупнейшие музеи мира;
- прослушивать записи песен;
- активизировать учебный процесс.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации детям посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у дошкольников художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения воспитателя и ребёнка .
А так как игра является ведущими видами деятельности детей , то использование игровых педагогических технологий , реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях по изобразительной деятельности проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.
Специфику игровой технологии на занятиях в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Целью игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности является решение ряда следующих задач:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Таким образом, применение педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволяет выявить и развить у детей художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Практическая часть.
задание №1
Каждой команде раздают вопросы на карточках , на подготовку 2-3 минуты, отвечают по очереди.
Вопросы:
- На каких музыкальных инструментах должны играть дети старшего дошкольного возраста?
- Нужно ли в соответствии с программными задачами учить детей танцевать?
- Какие правила организации музыкальных занятий Вы знаете?
- Назовите 4 музыкальных игры с детьми дошкольного возраста?
- В каком возрасте необходимо начинать знакомить дошкольников с композиторами?
- Необходимо ли слушание музыки на занятиях познавательного цикла? Если да, то для чего?
- Какие особенности работы с художественной книгой присутствуют в работе со старшими дошкольниками?
- Каковы цели ознакомления с художественной литературой в среднем дошкольном возрасте?
- Назовите 3-4 авторов, произведения которых рекомендуется читать в подготовительной группе детского сада.
- Назовите основные правила организации книжного уголка в группе.
- В каком возрасте в книжном уголке помещают портреты писателей?
- Назовите правила заучивания стихотворений на занятиях ознакомления с художественной литературой?
- Назовите приемы лепки, с которыми знакомят детей в дошкольном учреждении.
- Перечислите виды декоративно-прикладного искусства для ознакомления дошкольников.
- Назовите отличительные черты гжельской росписи.
- В соответствии с рекомендациями какого автора вы осуществляете обучение детей рисованию?
- Перечислите задачи обучения детей рисованию в подготовительной группе.
- Какие приемы рисования используются в раннем возрасте.
задание №2
Развитие творческих способностей детей не может быть только в детском саду необходимо организовать работу и в семье
Считается, что, развивать творческие способности детей, следует в семье через:
- сочинять с детьми сказки;
- создавать домашний оркестр;
- рисовать и лепить из пластилина, глины;
- устраивать домашние спектакли;
- раз в месяц водить ребенка на концерт, в театр, музей.
Что можно добавить к этому списку? Как родители влияют на развитие творческих способностей детей? Есть ли в Ваших группах творчески одаренные дети? В чем они выражаются? (Обсуждение — 10 мин.)
задание №3
А я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем. Прослушали? Про что это произведение. Правильно, это «Вальс цветов». Посмотрите на экран. Что изображено? Правильно это цветы. Но не просто цветы. Давайте сравним с вами два цветка. Что у них общего? А что различного? Молодцы. А теперь давайте попробуем зарисовать каждый то что услышит в произведении. Слушаем еще раз и начинаем рисовать. Молодцы посмотрите, какая красота у нас с вами получилась. А расскажите что вы нарисовали? Молодцы.
Завершить наш семинар мне хочется словами педагога Ю.Н. Хижняк: “Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
В статье представлен опыт внедрения интерактивных компьютерных технологий (интерактивное оборудование Smart BOARD) в работе логопеда ДОУ : использование игр, создание игровых ситуаций для формирования...
Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР(синквейн)
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...
«Использование современных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками 5-7 лет, имеющими речевые нарушения»
Педагогический опыт....
Комбинирование и систематизации педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОО и разработка рекомендаций по организации ручного труда с дошкольниками со зрительными нарушениями
Аннотация. Целью работы явилось совершенствование процесса коррекции и компенсации зрительных нарушений у дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс разных видов ручного труда....
Педагогический совет «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».
laquo;МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ»...
Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»
Мастер-класс для педагогов«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»Цель: Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их прим...
Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка
Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития р...